М. А. Полякова. Логопед на обочине. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-01-26 00:12 М. А. Полякова. Логопед на обочине. «Бог умер! И мы его убили!» (Ф. Ницше). Итак, первый, «убитый» М. И. Лынской, «бог» – это «дисфункция сенсорной интеграции» (проще и разговорней: «сенсорная дезинтеграция»). По-мнению М. И., самостоятельно она не встречается – это всегда симптом иного заболевания. Посмотрим, «убит» ли этот «бог»? Термин «дисфункция сенсорной интеграции» путаный. Значения. Сенсорная: относящаяся к области восприятий (зрительного, слухового, тактильного и проч.). Интеграция: объединение, ассоциация, связывание воедино. Дисфункция: нарушение какой-либо деятельности или процесса. Сенсорная интеграция: ассоциация восприятий, получаемых от разных сенсорных систем, благодаря чему ребенок верно узнает («гнозит») окружающие вещи и доступный ему «мир». Дисфункция сенсорной интеграции: нарушение способности связывать сенсорную информацию (зрительную, слуховую и проч.) в единые смысловые комплексы, в результате чего ребенок не составляет цельных представлений о «вещах» мира и самом «мире». Сенсорную интеграцию можно понимать уже и шире. 1. «Узкий» аспект – интеграция внутри одной системы восприятия: слуховой, зрительной и т.д. Пример («зрительный»). В норме ребенок воспринимает и ассоциирует все значимые для построения цельного образа предмета зрительные стимулы. Чтобы «сделать гнозис» предмета – то есть узнать предмет и «выйти на его смысл» – ребенок должен «увидеть» его форму, величину, цвет, его части и их соотношение, внешнюю границу предмета, отделяющую его от иных предметов и фона (я упростила картинку, потребно и кое-что еще). Что может не «сработать»? а) Ребенок неполно «видит» предмет, с пропуском каких-то его частей и признаков. б) Он воспринимает предмет неточно (принимает одну форму за другую, один цвет за другой) – плохо различает зрительные стимулы или их сочетания. В обоих случаях он не получает интегративного, цельного образа предметов и в результате не опознаёт их, либо путает похожие. в) Ребенок воспринимает зрительную информацию без упущений, но не объединяет ее в единый комплекс – цельный образ предмета. Например, он обрисовал пальцем все углы и линии квадрата и треугольника (и даже их сосчитал), но потом не ответил (и даже не показал по образцу): где прямоугольник, а где квадрат. Углы и линии фигур не составились для него в геометрически-однозначные образы, а продолжают являть мешанину. г) У детей бывает сужен объем восприятия (еще и с плохой переключаемостью). Тогда с одним-двумя объектами они «управляются», но не воспринимают множества предметов. И в результате не могут построить цельного зрительного образа «мира». Например, вы предложили ребенку сесть, а он стоит, озираясь, поскольку не запеленговал в комнате стул. 2. «Широкий» аспект – интеграция при совместном восприятии сигналов разного происхождения. Пример («зрительно-слуховой»). Ребенок воспринимает и зрительные и слуховые образы – но лишь по отдельности, а не при совместной подаче. Например, машина в поле его зрения завела мотор. Он может видеть машину и не воспринимать ее «урчания» или слышать звук, не видя машину. Такая рассогласованность препятствует собиранию цельной картины «мира», выходу на «смысл событий» и установлению причинно-следственных связей между вещами. Я привела очень простые примеры. Сенсорная дезинтеграция у детей часто проявляется гораздо «причудливей». М. И. Лынская заявляет, что сенсорная дезинтеграция – это не отдельное расстройство, а всегда симптом какого-то иного заболевания ребенка – она бывает и симптомом такого расстройства, которое пока не проявилось, однако покажет себя позже. А потому сенсорная дисфункция часто и диагностируется специалистами, как нечто самостоятельное. Я добавлю от себя: если проанализировать весь комплекс, всю «завязь» сенсорной дисфункции (разобрать, что в ней откуда растет), можно с большой вероятностью предсказать, к какому именно (покуда не показавшемуся) заболеванию она поведет. Итак. М. И. рассматривает сенсорную дисфункцию, как симптом, включенный в какое-то более общее заболевание, а значит, рассуждает в ключе нозологическом, а не синдромологическом (сознательно ли, не знаю, но мне это нравится!). И действительно сенсорная дисфункция входит в самые разные детские патологии, как в рамках неврологии, так и психиатрии. Например, при аутизме она «занимает» чуть не половину аутистического спектра (под спектром я понимаю весь обширный «веер» характерных для аутизма расстройств). Итак, я полностью согласна с М. И. Лынской, но… Мы наблюдаем сенсорную дисфункцию у слишком многих детей без психических и неврологических нарушений. Так что же она такое в этом случае? – неужто и впрямь некая незнамо откуда свалившаяся самостийная новейшая болезнь? – или некий синдром сам-по-себе? Нет, это совсем не «синдром» и не «болезнь». Это… напасть. И откуда лезет эта «напасть» – хорошо «знамо» – современный «мир» виноват. Нынешние дети живут в «мире», который не дает им шансов развить свои сенсорные функции, не говоря уже об их интеграции. В их становлении дети «проворонивают» целые возрастные периоды. Какой у них нынче тактильный опыт? Да никакого. Они же ничего не делают пальцами, дабы «нащупать» этот опыт. А какой кинестетический опыт? Тоже никакого. Они же действуют по минимуму. Так откуда придут кинестетически-точные восприятия своего тела: его пропорций, положения и перемещения в пространстве? А что с восприятием пространства? Да тоже хреново: детская «зарешеченная» кроватка (чтобы не упал); вольер (чтобы не уполз); квартира (туда-сюда не суйся); лестничная клетка (дай ручку); лифт (на кнопки не жми); прогулочная коляска (чтобы быстрее гулял) или автомобиль (еще быстрей)… Не продолжаю. Дети живут в «мире», который не позволяет им развиться и интегрироваться. Современный «мир» оказывается для них «непознаваем» с опорой на те способности к познанию (в том числе сенсорные), которыми они наделены. Я называю этот феномен – «непознаваемым миром». В таком «мире» дети обречены на «дисфункцию сенсорной интеграции», а значит, и на отставание в развитии. Помочь им можно, лишь специально создав для них «познаваемый мир». Это и есть – задача и дело подлинной сенсорной интеграции. А покуда «бог» дисфункции сенсорной интеграции – не как синдрома или заболевания, а действительно как просто «напасти» – «жив» и будет себе «поживать». И напрасно М. И. Лынская отказала ему в «бытии». Комментарии: |
|