Какая информация вам нужна: почему информации много, а знаний мало |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-01-10 00:00 Специфическим качеством самой информации (в отличие от знания) являются ее избыточность и фрагментарность. Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности: сначала восприятия, затем — мышления. Замысел связан с действием. Значит, полезная информация не может появиться без связи с действием. В отличие от энтропии, неопределенности или хаоса, информация должна иметь определенность. Все остальное — информационный шум. Автор: Aннa Влaдимиpoвна Kocтина, доктор философских наук, профeccор, заведующая кафедрой философии, политологии и культурологии Московского гуманитapного унивеpcитета (МocГУ). Специфическим качеством самой информации (в отличие от знания) являются ее избыточность и фрагментарность. Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности: сначала восприятия, затем — мышления. Картина мира современного человека состоит из знаний, приобретенных посредством собственного опыта, примерно лишь на 10-15%. Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его событиям, являются именно средства массовой коммуникации, творящие информационный мономир. Именно через систему коммуникации и информации большинство членов общества подчиняются единому поведению, представлениям, увлечениям, моде и ценностным стереотипам. Поль Валери сравнивает ощущение «потерянности» и «удрученности», охватывающее современного человека, имеющего доступ в цифровом формате ко всем художественным феноменам, с тем, которое охватывает человека в музее. Здесь «продукция бесчисленных часов, потраченных столькими мастерами на рисование и живопись, обрушивается в несколько мгновений на ваши разум и чувства». Под влиянием «этого бремени» «мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами». В демократическом обществе присутствует определенная закономерность: финансовые потоки соответствуют потокам информационным по направленности и по интенсивности. Здесь присутствует прямая зависимость. По интенсивности денежных потоков можно представить сферы информационной активности в обществе. В свою очередь движение политических партий и личностей к власти (особенно в период парламентских и президентских выборов) сопровождается усиливающимся потоком информации вокруг этого движения. По интенсивности информационных потоков, их содержанию можно увидеть намерения лиц и партий. 1. Качества информации В отличие от энтропии, неопределенности или хаоса, информация должна иметь определенность. Информация, исходящая от определенного источника, должна быть систематизирована, выстроена, ориентирована. Второе качество информации связано с такой ее характеристикой, как ценность, полезность или бесполезность. О ценности информации можно говорить тогда, когда она способствует достижению определенных целей человеческой деятельности. Здесь очень важен элемент новизны информации. Упорядочивающая деятельность человека, которая уменьшает хаотичность среды, основывается как раз на ценности и полезности, новизне информации. Еще одним важным качеством информации является ее избыточность. Избыточность сообщения в суждениях повышает их убедительность и делает более достоверными. С другой стороны, чрезмерная избыточность, в которой «тонет» суть вопроса, снижает ценность информации. Есть общий критерий, позволяющий определить наличие упорядоченности, ценности, новизны и избыточности информации. Этот критерий вытекает из принципов кибернетики. Информация — все то, что вводится в систему в целях управления ею. Если сообщение не удовлетворяет требованию — оно не информация. Как в океане информации найти ту, которая необходима для вашей деятельности? Информационное поле становится организованным, если появляются цель, проект, замысел. Они предопределяют отношение к отбору и анализу информации. Это отношение пробуждает внимание, в результате чего из потоков информации вылавливаются нужные сообщения, факты, события. Таким образом, информация — это результат взаимодействия замысла и внимания. Все остальное — информационный шум. 2. Методы анализа информации Информация может оцениваться по степени важности, точности (достоверности) и значимости. Важнаяинформация та, которая полезна для вас, фирмы, организации или корпорации. Точность информации оценивается по надежности источника и по надежности самой информации. Проверка этой надежности осуществляется по другим источникам. Оценка важности и точности информации называется ее анализом. О значимости информации можно судить, исходя из двух понятий: циркуляции и синтеза. Циркуляция — это быстрота прохождения информации среди заинтересованных лиц с целью взаимодействия с информацией иного плана, что позволяет найти решение проблемы или отыскать ответ на сложный вопрос. Синтез — это соединение различных отрывков информации для воссоздания полной картины того или иного процесса. Таким образом, если информацию можно использовать для циркуляции и синтеза — это значимая информация. Сам процесс использования информации начинается с отбора фактов, оценки их, определенного истолкования, построения на их основе гипотезы, с помощью которой можно составить связное представление обо всем изучаемом явлении и взаимосвязи отдельных его элементов. Далее делается попытка подтверждения гипотезы благодаря приемам циркуляции и синтеза. Здесь важно прибегать к мнению разных лиц, выступающих с различных позиций. Это уменьшает вероятность ошибки. Анализ информации — чрезвычайно важный этап. От выводов, которые делаются на его основе, зависят судьбы людей, компаний, фирм, предприятий, организаций, партий, движений — в конце концов, государства. Поиск решений на основе анализа и синтеза информации осуществляется двумя методами: «гипотезы» и «намерения». Метод «гипотезы» заключается в том, что гипотеза строится исходя из имеющейся информации, имеющихся фактов. Гипотеза при этом может быть не одна. Тогда между ними обнаруживаются противоречия. В данном случае надо придерживаться «худшей» гипотезы. Метод «намерения» состоит в том, что определяется действующее лицо, чьи намерения соответствуют имеющимся фактам. Здесь важно понять те цели, которые преследует это лицо, чтобы предугадать его возможные действия. 3. Какая информация вам нужна Замысел связан с действием. Значит, полезная информация не может появиться без связи с действием. Абсолютной информации не существует, а есть только информация по отношению к намерениям лица, которое опрашивает внешний мир для того, чтобы действовать в этом мире и воздействовать на этот мир. Что для одного является информацией, для другого — просто шум. Ясно, что наличие качественной полезной информации в нужный момент позволяет принимать правильные решения. Но как собирать качественную информацию, если неизвестно какие решения придется принимать? Какую информацию следует собирать с учетом ее потенциальной полезности для будущих решений? Здесь нужна такая структура действий по сбору информации: цели — потребности — информационные базы. Цели для личности или организации могут быть стратегические, тактические и оперативные. Каждая из этих целей ориентируется на свой вид информации (стратегическую, тактическую и оперативную). Каждый вид информации имеет разные базы для наблюдения. Информация для стратегических решений. Стратегические цели определяют главные, принципиальные пути развития организации. Стратегические цели определяют стратегические потребности в информации. Перечень потребностей в стратегической информации предполагает максимальную полноту. Нередко события, не имеющие прямого отношения к деятельности организации, вдруг оказывают немалое влияние на ее судьбу. На основе потребностей в стратегической информации создается база данных, в которой предусмотрены основные направления для отслеживания информации. Вот как может выглядеть база данных для промышленной фирмы:
Стратегическую базу данных можно рассматривать и через сферу действий организации. Эта сфера действий состоит из трех областей, которые становятся основными разделами базы данных:
Информация для тактических решений. Если стратегическая цель для организации — ответ на вопрос, куда идти, то тактическая цель — это ответ на вопрос, как идти. Тактическая цель предполагает и тактические потребности в информации. На основании этого строятся тактические базы данных. Они могут быть двух типов. Тактические базы данных первого типа («по запросу»). Основные направления (разделы) этой базы на примере промышленной фирмы могут быть следующие:
База данных для решения оперативных вопросов. Эта информация складывается из данных о наиболее выгодных поставщиках, о клиентах фирмы-конкурента, о возможных угрозах деятельности своей фирмы (например, банкротство субподрядчика и т. д.) Подобная информация должна быть точная и надежная, ибо на ее основе оперативно вырабатываются необходимые меры, руководство принимает и осуществляет быстрые решения. Оперативная база данных включает в себя следующие разделы: конкуренты, их коммерческая политика; цены на продукцию, рекламные кампании конкурентов; поставщики; клиенты; субподрядчики, система торговли и т. д. От отдельных баз данных к группам баз. Для любой фирмы есть устойчивые постоянные объекты наблюдения, информация о которых используется в стратегических, тактических и оперативных целях. Например, это касается деятельности конкурентов. Поэтому отдельные базы данных можно объединить в определенные группы баз, в основе которых — постоянные объекты наблюдения. Эти группы баз, в которых отслеживается информация одновременно на стратегическом, тактическом, оперативном уровнях, могут быть созданы по следующим основаниям:
Таким образом, чтобы получить качественную информацию, необходимо сформулировать цели, определить потребности и построить базы данных. Опыт и отечественная практика фирм показывают, что достаточно шесть баз для отслеживания информации: конкуренты, технология и производство, ресурсы, рынок, законодательство, общество. Источник: www.elitarium.ru Комментарии: |
|