Цифровые барьеры — 2018: с какими проблемами столкнулась цифровая экономика |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-01-08 02:01 На программу «Цифровой экономики» планируется затратить около 3,5 трлн рублей государственных и частных инвестиций. Однако, главные трудности ее реализации не в финансировании Программу «Цифровая экономика РФ», утвердили летом 2017 года, но до сих пор мало кто понимает, как работать с технологическими решениями, а общественность не всегда имеет четкие представления о программе. Что мешает ее выполнению? Что такое «Цифровая экономика« Цифровую экономику часто критикуют за множество недоработок. В частности, не все понимают, что из себя представляет программа. Программа «Цифровая экономика РФ» рассчитана до 2024 года включительно и состоит из следующих направлений: нормативное регулирование, информационная инфраструктура, кадры и образование, информационная безопасность, цифровое госуправление, а также создание и поддержка исследовательских научных компетенций в области цифровой экономики. Совокупно на реализацию потребуется около 2 трлн рублей из федерального бюджета, еще 1,5 трлн — частные инвестиции, которые планируют привлечь чиновники. Кадры решают Самый острый вопрос — подготовка кадров. Курирует направление «Кадры и образование» Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Планы такие: к 2024 году не менее 800 000 выпускников системы профессионального образования должны обладать компетенциями в области ИТ «на среднемировом уровне», не менее 120 000 выпускников системы высшего образования будут готовиться по ИТ-специальностям. Доля населения, обладающего цифровыми навыками к 2024 году должна составить не менее 40%. На данный момент в работе 20 пилотных проектов — центров компетенций на базе вузов. Этого пока явно недостаточно, чтобы обеспечить запланированные показатели. В любом случае ИТ-специальность — широкое понятие, точный набор компетенций будет определен весной 2019 года, а сами специальности — в июне того же года. Реально сейчас подготовкой кадров занимаются большие ИТ-компании — например, «Яндекс», которые занимались этим и до появления программы, и некоторые госкомпании, например, «Росатом». Однако для развития цифровой экономики нужны не только программисты, но и чиновники, способные грамотно поставить техзадание и понимающие, как внедрять цифровые сервисы.Поэтому появились специальные обучающие программы: РАНХиГС совместно с АНО «Цифровая экономика» и рядом компаний открывает курсы повышения квалификации для региональных чиновников. Игры с законами Еще одна проблема «Цифровой экономики» — слишком медленный выход конкретных правил и задач, которые должны были прописать ведомства. Дорожные карты по всем направлениям программы были согласованы в начале 2018 года, однако они подразумевают дальнейшее подробное бюджетирование и корректировку минимум раз в год. У государства до сих пор нет четкого представления о том, как нужно работать с бизнесом. Одна из проблем — задержки с финансированием. Например, исполнители проектов в сфере «Информационная безопасность» не получили средства от Минкомсвязи и Минпромторга вовремя. Ведомства из-за этого сдвигают сроки сдачи проектов. Еще одна большая проблема — неготовность законодательства к появлению инновационных технологий, которые никак не отражены в текущем законодательстве. Например, блокчейн приживается с трудом, еще нет четких правил игры. Хотя в России и идет активная работа с этой технологией, но в других странах, например, в ОАЭ, она уже внедряется в государственные сервисы. В России же есть только отдельные проекты: например, внедренная в Новгородской областной клинической больнице блокчейн-технология учета и мониторинга лекарств помогла сэкономить 12% бюджета программы льготного лекарственного обеспечения в 2018 году, а в 2019 году сохранит ещё 30 млн рублей, по подсчетам администрации города. Несмотря на медленное принятие новых законодательных норм, есть отдельные примеры, которые могут служить ориентиром в будущей работе: например, в ноябре правительство приняло постановление о беспилотных автомобилях. Пилотный проект будет запущен в марте: беспилотные автомобили появятся на дорогах Москвы и Казани. Документ обсуждался и разрабатывался несколько лет, и за это время в других странах компании накапливали опыт применения новой технологии: на дорогах США идет активное тестирование беспилотных автомобилей, например, этим занимается Uber в Питтсбурге. Даже Яндекс получил лицензию на использование беспилотников в США, в штате Невада, а также в Израиле. В плане законодательства России есть что наверстывать, но самое главное — процесс уже запущен. И даже ошибки в проектах на пользу — заказчики и участники проектов учитывают их, чтобы в следующий раз действовать оптимально. Трудности малого бизнеса За прошедшие полтора года государство так и не представило четких правил для участия в тендерах. Но ситуация должна измениться: в ближайший месяц, по нашим данным, Министерство связи составит правила участия в тендерах для небольших компаний. Согласно проекту, ведомства будут сотрудничать с малыми предприятиями напрямую. Есть и другой вариант поддержки бизнеса, который обсуждается: предоставление грантов в форме субсидии? из федерального бюджета. Однако в обсуждаемом варианте минимальный размер гранта составит 30 млн рублей, 50% из которых должно софинансировать юрлицо. То есть здесь речь скорее идет о среднем бизнесе, а не о малом. Какой из вариантов выберут в итоге, пока не ясно, но во втором случае возникают вопросы, удастся ли контролировать справедливость распределения грантов. Пока же для малого бизнеса картина выглядит не очень радужной, он не берется конкурировать с крупными компаниями, которые активно участвуют в проектах. «Норникель» хочет захватить долю рынка цифровых технологий, «Ростелеком» вообще считается главным драйвером цифровизации в стране: проводит интернетизацию удаленных районов, запустил сервис Единой биометрической системы, который планируют использовать банки, а также разрабатывает системы для умного города. Небольшим компаниям помогут конкурировать поправки в закон о концессионных соглашениях, которые позволяют передавать им получать заказы на разработку государственных информационных систем. Еще одна возможность для малого бизнеса — продажа собственных решений на региональных рынках. Фонд «Сколково» и Фонд развития цифровой экономики при экспертной поддержке Торгово-промышленной палаты в январе запустят «Магазин цифровых решений» — каталог российских разработок по сервисам для Цифровой экономики. За их реализацию могут браться и частные компании. Позитивный тренд Первые результаты проектов цифровой экономики, пока видны в основном москвичам. Причина в том, что в столице планирование введения цифровых технологий началось уже больше 5 лет назад, поэтому и разработка сервисов стартовала раньше. Например, многофункциональные центры в регионах автоматизированы гораздо меньше, и местные органы управления не предоставляют столько информации о городе, сколько Департамент информационных технологий Москвы. В целом за этот год наконец-то сложилась концепция цифрового государства, благодаря чему мы полностью уйдем от бумажного документооборота. Выше упоминался комплекс из 25 так называемых суперсервисов, за счет которых Минкомсвязи рассчитывает покрыть 90% точек соприкосновения человека и государства и максимально сократить издержки. В них войдут цифровые полисы ОСАГО/КАСКО, ОМС/ДМС, электронная трудовая книжка, цифровые путевые листы и товарно-транспортные накладные, а также разрешение на ввод объектов в эксплуатацию в цифровом виде и другие виды документов, которые больше не потребуются в бумажном виде. Люди в целом стали больше интересоваться цифровой экономикой — и это можно считать главным итогом года, что в будущем принесет гораздо более ощутимые результаты. Достаточно взглянуть на статистику запросов «Яндекса»: если в декабре 2017 года «цифровой экономикой» интересовались около 32 000 раз в месяц, то сейчас это значение выросло в два раза, до 64 000 запросов. Люди стали наконец обращать внимание на эффект, который оказывает появление новых сервисов на их жизнь. Это хорошо видно на примере городских технологий: в Москве совершенствуется онлайн-запись в ГИБДД, сервис «Московская электронная школа», растет объем данных об объектах городской инфраструктуры, включающий информацию о спортивных и культурных точках Москвы. Нельзя их назвать прорывными технологиями, но эффект от их применения начал проявляться уже с прошлого года: на портале Москвы в 2017 году зарегистрировались на 28% человек больше, чем годом ранее. Источник: www.forbes.ru Комментарии: |
|