Зависимости: что такое «ломка» с точки зрения нейробиологии

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Я бы хотела поднять такую сложную тему, как «зависимость». Почему зависимость? — спросите вы? Потому, что у каждого есть свой нарратив (история) на эту тему, а как учит нас «Академия Смысла»: факты о реальности рождаются на пересечении нарративов.

Прежде чем я раскрою тему дальше, ответьте на вопрос: как вы считаете, больше кофеин или чайных в вашем городе?

Когда я задала вопрос, у вас в голове начался обсчет информации. Этот процесс быстрый и несознательный. В памяти всплыли все виденные вами вывески и упоминания о кофе и чае, далее последовал ответ. Предположу, что ответ был — «кофе». Это связано с тем, что кофе в повседневной жизни попадается нам чаще: кофейни, тематические картинки с утренним кофе, акции «кофе и круасан», сцены из любимых фильмов, образ работающего в кофейне фрилансера. Это пример того, как скорость, с которой вещи приходят в голову, дает примерную оценку их вероятности.

Тот же процесс происходит, когда мы слышим слово «зависимость». В вашем сознании всплывают неприятные образы, связанные с алкоголем, сигаретами, наркотиками, видеоиграми или казино. Эта информация накапливалась годами: телепередачи, видеоролики и статьи о зависимости; нравоучения от родителей, истории знакомых и т. д.

Я же хочу сместить ваше внимание на другую сторону вопроса. И предлагаю заменить страшное слово «зависимость», на нейтральное «привычка», так как с точки зрения нейрофизиологии это одно и то же.

Ничего страшного, это безобидно

Недавно я участвовала в наборах в Академию Смысла, и мне запомнилась одна девушка. За имеющиеся у нас три минуты состоялся интересный разговор.

«Чем вы занимаетесь?» — задала я стандартный вопрос.

«Я профессиональная спортсменка», — ответила она. Подтянутая фигура подтверждала ее слова.

«Что ожидаете от курса?» — продолжила я.

Ответ хоть и показался мне неожиданным, был вполне закономерен.

«После того, как я ушла из профессионального спорта, у меня появилась тревожность. [...] Иногда я сравниваю себя с наркоманом», — цитата не дословная, мне было важно передать смысл.

Постоянные изнурительные тренировки на протяжении многих лет, сформировали в развивающемся мозге прочнейшие нейронные связи – привычку, лишившись которой он «ушел в минус», в стресс, тревогу и страх.

Мозгу все равно, как мы называем его работу: «зависимостью», «привычкой», «автоматизмом», «динамическим стереотипом». Его действия направлены на выживание: сделал и не умер – хорошо, записываем программу; получил положительное подкрепление – еще лучше, записываем программу; нарушился привычный алгоритм – "караул", непорядок, ужас, верните мне мою любимую программу.

Зависимость – это автоматизм, привычка. Она может возникать как под воздействием внешних факторов, завязанных на физическое взаимодействие с реальностью (тренировки, вкусная еда, кофе, сериалы), так и от внутренних: мысли об одобрении, мечтах, навязчивых проблемах и прочей умственной жвачки.

Например, желание начать заниматься спортом

«Надо начать заниматься спортом», — думают многие. Потом следующая мысль: «завтра начну заниматься спортом». Наступает завтра, и опять: «завтра начну заниматься спортом». И снова наступает завтра — и снова история продолжается.

Так эта мысль становиться навязчивой, формируются и укрепляются новые нейронные связи, фиксируется то самое: «завтра начну заниматься спортом». Важный момент: связь формируется не на то, что вы занимаетесь спортом, а на то что вы думаете, что завтра надо заняться спортом.

Фундаментальное правило пластичности мозга

«Наш мозг гибкий, потому что нейроны могут формировать новые и укреплять часто используемые из уже существующий связей с другими нейронами».

В новом исследовании, проведенном в Институте изучения и памяти Пикувера в Массачусетском технологическом институте впервые продемонстрировали, как происходит поддержание баланса в головном мозге: когда одно соединение, называемое синапсом, усиливается, соседние синапсы сразу же ослабевают под действием важнейшего белка Arc.

Автор исследования Мриганка Сур сказал: «Когда один синапс укрепляется, в пределах 50 микрометров наблюдается ослабление других синапсов под действием четко определенного молекулярного механизма». Этот вывод, по словам Сура, дает объяснение того, как усиление и ослабление синапсов в нейронах помогает развитию пластичности.

Вывод, который мы можем сделать

Привычки, сформированные и повторяемые из раза в раз, укрепляют нейронные пути, а привычки, которые мы не повторяем или повторяем крайне редко, — сходят на нет, и нейронные пути атрофируются.

Но пластичность — она на то и пластичность, что работает как в ту, так и в обратную сторону, и, если мы акцентируем свое внимание на создании новых привычек — старые постепенно сойдут на нет. Но это касается синапсов. А что на деле?

Если наше желание не удовлетворено, то мы чувствуем тревожность и раздражительность. Попробуйте курильщику сказать: «Да это твое желание покурить — всего лишь привычка. Погоди чуть-чуть и все пройдет». Думаю, он вряд ли разделит вашу точку зрения.

Так почему же возникает раздражения и нервозность, если мы хотим изменить какую-то привычку?

Порочный круг в природе

Все не раз слышали про гормоны счастья, такие как дофамин, эндорфин, окситоцин и серотонин, но они не единственные, кто загоняют нас в круг зависимости или привычки. Есть еще кортизол — гормон стресса. Он как раз и вызывает то чувство тревоги, раздражительности и нервозности. Как раз во влиянии этого гормона и заключается изменения привычки.

Счастливые часы

Когда я была маленькой, я предпочитала пить обычную воду, желательно холодную; ни чай, ни кофе не были моими фаворитами. Часто я проводила время в гостях у своей любимой бабушки, которая часов в 16 садилась пить кофе и делала себе бутерброд с маслом и черным хлебом. Меня, как любимую внучку, она угощала своим лакомством. Поначалу такое сочетание мне не очень нравилось: кофе был горький, хлеб я больше любила белый, но в это времяпрепровождение я была счастлива. С тех пор прошло много лет, и в настоящий момент я люблю кофе с его горьким вкусом, белого хлеба в моем доме не водится, а между булочкой бутербродом с маслом я выберу второе.

Формирование привычки с точки зрения гормонов.

Со временем возникает устойчивая нейронная связь, и привычка проявляется уже без усилий с вашей стороны.

Побочный эффект.

Так как у вас становиться больше гормонов стресса, вы вынуждены их компенсировать гормонами счастья, и картина выглядит так, как будто вы ведете машину и одной ногой давите на педаль газа, а другой - на тормоз.

Надо что-то делать!

Откат заключается в том, что в организме переизбыток кортизола, который вызывает раздражительность, стресс, нервозность. Для того, чтобы вырваться из порочного круга, нужно преодолеть импульс под названием «надо что-то делать» и продолжить жизнь с кортизолом. Вот отсюда и берет начало построение новых нейронных путей, формирование новых привычек.

Поймать этот момент легче, если вы понимаете принципы работы мозга, его автоматизмы, и у вас наготове есть инструменты. Например, те, что практикуют в Академии Смысла. Перечислю парочку из них.

  1. Работа с собой в моменты страха и стресса (Метапозиция);

2. Искреннее желание избавиться или приобрести что-то (Формирование доминант, отлавливание автоматизмов);

3. Видение будущих перспектив (потребное будущее).

Мораль здесь проста: привычка, зависимость, автоматизм — это не просто психологическая особенность, а физическое свойство мозга. И чтобы зависимость или привычку изменить, нужно построить новую связь, преодолеть автоматизм, а это подразумевает изменение мышления.

Автор: Екатерина Иванова, выпускница курсов «Красная таблетка», «Чертоги разума», ментор курса «Красная таблетка».


Источник: m.vk.com

Комментарии: