Рембрандт к успеху шел, не фартануло

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Портрет «Мужчина в золотом шлеме» считался жемчужиной Берлинской картинной галереи и одной из вершин творчества Рембрандта. В 1984-85 годах искусствоведы установили, что картина написана кем-то другим. После этого стоимость картины снизилась в разы — как и поток туристов, желающих посмотреть на портрет.

Мужчина в золотом шлеме. Около 1650 г.

Это показательная история о том, как определяется ценность произведения искусства. Ведь с самой картиной ничего не произошло — это все тот же шедевр голландского Золотого века. Но искусство — область тонкой и субъективной оценки. На ценность картины влияют факторы, не связанные с ее художественными достоинствами напрямую. Например, имя автора. Или престиж художественного направления, в котором этот автор работал. Или даже просто попадание в престижный музей.

Все это работает и для современных художников. Ценность произведений искусства сегодня определяет сообщество музейных кураторов, коллекционеров, искусствоведов и историков. Их мнение влияет на отбор картин для музеев, галерей и аукционов. И если для «Мужчины в золотом шлеме» слово искусствоведов означало потерю статуса и популярности, то для современного живописца непопадание в престижный музей может привести к быстрому концу карьеры. Теперь это доказано с помощью анализа данных.

Количественное исследование успеха и репутации художников опубликовано в недавнем номере журнала Science. В основе работы лежит метод сетевого анализа. На основе данных о 767 473 выставках и 127 208 аукционах авторы статьи построили сеть из 16002 галерей и 7568 музеев.

Связи между музеями в сети отражают интенсивность обмена художественными произведениями между ними. Данные охватывают 143 страны, а по времени — 36 лет. Что же удалось узнать?

Картель музеев-олигархов

Ядро сети составили крупнейшие музеи США и Западной Европы. Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA), Музей Гугенхайма, Галерея Ларри Гагосяна, Pace Gallery, Reina Sofia и другие гиганты формируют самое большое и плотно связанное сообщество:

Имея доступ к богатейшим коллекциям, эти музеи активно обмениваются ими друг с другом. Например, авторы исследования подсчитали, что вес связи (т.е. интенсивность обмена экспонатами) между МоМА и музеем Гугенхайма в 33 раза выше, чем если бы обмен происходил абсолютно случайно.

В сети это отражается через метрики центральности, показывающие то, насколько значимо положение каждого элемента в сети. Самые престижные музеи образуют плотный «клуб богатых» — центральных держателей художественного капитала в современном мире. И центральности совпадают с тем, как ранжируются музеи мира по оценкам музейных экспертов (по четырехбалльной шкале от А до D):

Как художнику прийти к успеху

Самые престижные музеи — не только держатели худоежственного капитала, но и его создатели. Анализ данных показывает, что попадание в престижный музей на раннем этапе карьеры — надежный признак будущего успеха художника. Например, через 10 лет после своих первых пяти выставок 39% тех творцов, чей путь начался в «престижном» музее или галерее (топ 20% по показателям центральности в сети), продолжали выставляться. Для «непрестижных» музеев и галерей (нижние 40% по центральности) этот показатель составил 14%.

Работы тех авторов, которые с самого начала выставлялись в престижных местах, продаются в среднем 4.7 раза чаще и стоят в 5.2 дороже, чем у тех, кто изначально оказался в непрестижных музеях и галереях:

В конечном счете из тех художников, кто начинал выставляться в малопрестижных местах, лишь чуть больше 10% пробились в престижные музеи к концу жизни. Но обратный путь еще более редок. Cреди тех, кто стартовал с престижных музеев и галерей, были успешны почти все — лишь ничтожные 0.2% опустились к концу карьеры на дно музейного мира. Трудно даже представить, какую боль испытала эта горстка неудачников.

Осталось только понять, что здесь является причиной, а что следствием. Возможно, престижные музеи хорошо умеют отбирать талантливых художников. А может быть, талантливыми признаются те художники, которые были отобраны престижными музеями.

Ценность произведения искусства — вещь тонкая и субъективная.

Источник:

Quantifying reputation and success in art


Источник: m.vk.com

Комментарии: