Культура и восприятие — Илья Инишев |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-12-06 04:19 Философ Илья Инишев о потенциале психологических методов в восприятии культуры, разнице между символическим и перформативным измерениями культуры и роли феноменологии Гуссерля Взаимосвязь культуры и чувственного восприятия находилась в поле зрения культурных исследований на их самых ранних этапах. В книге «Марксизм и литература» Раймонд Уильямс проводит различия между двумя типами или, вернее, между двумя состояниями культуры — это культура в состоянии раствора и в состоянии осадка. Культура в состоянии осадка — это то, что соответствует традиционному представлению о культуре как о фонде артефактов, информации, значений и так далее. То, что Уильямс в этой же книге называет доминантной или остаточной культурой. А к культуре в состоянии раствора, во взвешенном состоянии, относится культура, которую он называет становящейся. Что в его рассуждениях кажется новаторским, так это то, что он рассматривает культуру в состоянии раствора не в качестве переходного, несамостоятельного и тем более неинтересного, не имеющего значения звена. Напротив, для него культура в состоянии раствора, культура в состоянии становления, пожалуй, главный предмет его интереса. И в этой же книге он обращает внимание на то, что необходимо найти возможность, средства и инструменты, для того чтобы культуру в этой стадии, в этом агрегатном состоянии исследовать. Чем важно это различие и почему оно тем значительнее и важнее сегодня? Если это переформулировать в других терминах, то мы можем здесь говорить о различии и вместе с тем динамической связи между символическим и перформативным, то есть между культурой как продуктом, как фондом значений и артефактов и культурой как процессом. Причем под процессом подразумевается не институциональные процессы производства культурных продуктов, а те, что связаны с опытом воспринимающего, или с опытом художника, или с опытом актора культурного процесса. Чем важна эта разница между символическим и перформативным? На мой взгляд, прежде всего она важна ввиду производимых культурных эффектов. С моей точки зрения, культура в стадии или в кондиции символического заключает в себе некоторые дисциплинирующие или, можно даже сказать, репрессирующие моменты. То есть речь идет о культуре, которая во многом организует каналы и способы ее восприятия, которая во многом определяет, как ее воспринимать, как ее интерпретировать вплоть до того, какие телесные и эмоциональные ресурсы будут при этом задействованы. Все мы знаем это обстоятельство по тому опыту, который у нас есть при посещении культурных институций, таких как музей и кинотеатр. Мы, я думаю, все обращали внимание на то, как пространство музея и кинотеатра организовано так, чтобы дисциплинировать наше тело и восприятие, направлять по определенному каналу, структурируя его так, чтобы мы воспринимали один тип информации или участвовали в одном типе опыта, и исключить из поля нашего зрения другие формы опыта, другие формы коммуникации. Другими словами, добавление, открытие этого перформативного измерения культуры, о котором говорит Уильямс, заключает в себе позитивный потенциал по меньшей мере в том, что расширяет само культурное пространство, значительно расширяет сам перечень, саму номенклатуру возможных культурных практик и, что самое главное, существенно меняет позицию, роль и статус воспринимающего — зрителя, агента, того, кто вовлечен в культурный процесс, кого мы можем назвать зрителем, потребителем, посетителем музеев и так далее. Тем самым здесь можно говорить, что перформативное, включая в себя аспекты телесного, и эмоционального, и перцептивного, заключает в себе важное эмансипаторное измерение, важный освободительный потенциал. Другое дело, что Раймонд Уильямс, открыв эту перспективу, едва ли имел подходящий инструментарий, для того чтобы ее разрабатывать и тем более систематически исследовать. Это видно и по его фрагментарным, обрывочным, несистематичным рассуждениям, которые мы находим в этой книге и других работах. Существенную и важную поддержку исследования культуры, которая интересуется этой динамической связью между символическим и перформативным, находят в современных теориях перцептивного — чувственного опыта, чувственного восприятия, — которые были разработаны на протяжении XX века, особенно в последние десятилетия, в философии, психологии и антропологии. Один из важных элементов или измерений чувственного опыта, который был открыт и разработан этими альтернативными моделями чувственного восприятия, — это измерение можно назвать мультисенсорностью. Одно из ключевых оснований, почему чувственность играет конститутивную роль, в том числе и в конструировании смыслового измерения культуры, связано со сложным участием чувств в конструировании соответствующей предметности. Мы привыкли трактовать восприятие как процесс, который характеризуется одноканальностью и предполагает дистанцию между воспринимающим человеком и воспринимаемым артефактом. И мы предполагаем, что результатом нашего контакта является обретение какой-то информации, которая у нас формируется в результате процессов обработки внешних стимулов нашим сознанием или мозгом. Тема мультисенсорности важна тем, что она подрывает идею одноканальности, идею дистанции в нашей коммуникации с окружающим миром. Она подразумевает участие множества элементов. Она, в конце концов, подразумевает не ориентацию на оптическую составляющую нашего опыта, а включение нашего тела и нашей эмоциональной конституции в целом. Обращение на перцептивную сторону нашей коммуникации с культурой или обращение внимания на перцептивное измерение культуры в целом — это важный элемент при исследовании культуры в том плане, чтобы получить более адекватное о ней представление. Другое важное измерение — это измерение, которое касается уже не организации субъекта, а скорее нашего представления о мире. Это идея мультимодальности. Она предполагает более сложное устройство мира, чем то, из которого мы исходим, в том числе и в нашем представлении о взаимодействии с культурными артефактами, а именно: окружающий мир представляет собой традиционным образом, как мы полагаем, совокупность изолированных или изолируемых объектов. В то время как идея мультимодальности исходит из того, что элементы, объекты окружающего мира существуют разными способами, разными формами. Мы говорим не столько о многообразии вещей, сколько о многообразии модусов их присутствия. И совершенно понятно, что этот тезис о мультимодальности существования объектов окружающего мира влечет за собой увеличение роли, повышение статуса перцептивного опыта, в том числе и в нашем отношении к культуре. Чтобы как-то проиллюстрировать потенциал философских или психологических концепций восприятия для понимания устройства культуры в современном мире, можно вспомнить истоки современной феноменологии, теория того же Эдмунда Гуссерля, у которого мы находим такие важные для понимания роли перцепции в современном культурном процессе элементы, как идею пространственности перцептивного опыта. Дело в том, что по большей части мы понимаем опыт как некоторую незначимую территорию, как то, что играет всего лишь связующую роль между внешними обстоятельствами мира и теми значениями, теми впечатлениями, которые мы от прикосновения с ним получаем. Идея Гуссерля о том, что опыт заключает в себе процесс, свою собственную пространственность и временность, позволяет взглянуть на процесс восприятия в терминах опыта, который имеет значение сам по себе. Я бы с этой точки зрения предложил различать быстрое и медленное восприятие. Быстрое восприятие как раз такое, которое ориентируется на содержание, на представления о культуре как совокупности значимых артефактов, смыслов. Это означает, что здесь процесс узнавания, идентификации, считывания информации рассматривается как важнейший, ключевой момент и, может быть, финальная точка и смысл всего предприятия. В этом плане традиционное представление о культуре как территории символического заключает в себе идею перепрыгивания через перцептивный опыт как что-то проходное, незначимое, техническое. Идея же Гуссерля о том, что в опыте впервые формируется наш контакт с действительностью и он не просто играет роль связующего звена, а скорее имеет генеративную функцию, то есть он не пассивен, не рецептивен, а активен и продуктивен, как раз вводит в горизонт размышлений о культуре идею продуктивной роли чувственного восприятия для генерирования культурных значений, культурных смыслов. В этом плане феноменологическая теория как раз подчеркивает двойную генеративность опыта — генеративность смыслопродуктивности. Продуктивность, с одной стороны, в отношении воспринимаемого предмета: мы участвуем в том, как он себя обнаруживает, как он разворачивается, в том числе и в его смысловых аспектах. И с другой стороны, этот опыт генеративен и в отношении нашего собственного тела, потому что активирует телесные и эмоциональные возможности, которые структурно связаны только с этим типом опыта. Здесь присутствует одновременно не только когнитивное измерение, но и, если угодно, экзистенциальное, психологическое в том числе, и намечается общая территория, которая позволяет преодолеть давно для многих дискомфортное различение, разделение между эмоциональным и смысловым, между материальным и символическим. Эта линия во многом была поддержана и развита в поздних философских концепциях, в том числе феноменологической, которые активно сотрудничают и с когнитивными науками, но также и в психологии. Здесь можно вспомнить революционный труд Джеймса Гибсона «Экологические подходы к зрительному восприятию», в котором он обращает внимание на то, что восприятие имеет активный характер, что это не пассивное оптическое восприятие каких-то дистантных объектов, а форма телесного, активного и деятельного вовлечения в мир. С этой точки зрения такая теоретическая линия, которая отчасти восходит и к Гибсону и которую мы называем широким термином «энактивизм», «энактивистские концепции восприятия», предлагает более дифференцированные модели, нежели те, что были предложены в первоначальных феноменологических проектах или в проектах экологической антропологии и психологии. Тем самым можно сказать, что современные исследования культуры по необходимости должны выходить за свои первоначальные институциональные границы и обращаться к доктринам, моделям, проблематикам, которые не имели или, может быть, не имеют прямого отношения к теории культуры. Источник: postnauka.ru Комментарии: |
|