Цифровые люди

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


От редакции. XXI век станет не только веком Четвертой промышленной революции, повсеместной роботизации и внедрения искусственного интеллекта. XXI век станет временем рождения нового поколения людей. Какими они будут, чем их жизнь будет отличаться от жизни предыдущих поколений? Чего им стоит опасаться и к чему готовиться? На эти и другие вопросы в своей книге «Цифровой человек» отвечает финансовый эксперт и исполнительный директор исследовательской компании Balatro Крис Скиннер. Мы публикуем несколько фрагментов из русского перевода книги, которая вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Когда я родился, в мире было 3 млрд человек. Сеи?час более 7 млрд. Если мы излечим каждого, преодолеем бедность, уменьшим напряженность и прекратим вои?ны, обеспечим людям более долгую и здоровую жизнь, то столкнемся с проблемои?. Если человек будет жить до ста лет, значит, вскоре нас будет 20 млрд, потом сто, а может быть, и триллион.

Наша планета не выдержит такого популяционного давления. Я размышляю о том, сможет ли наш вид колонизировать космос либо смирится с широким распространением эвтаназии. Есть два образа будущего. Первыи? — «Инферно» из одноименного романа Дэна Брауна, второи? — многопланетное общество, о котором говорит Илон Маск. Чеи? подход нам ближе?

Мы переживаем четвертую революцию в истории человечества, а скоро наступит пятая, которая наверняка объединит искусственныи? интеллект, биотехнологии, редактирование генома, многоразовые ракеты и колонизацию других планет. Немного машины внутри человека и немного человечности в машине.

Как все это повлияет на наше мышление в следующем веке? Можно вспомнить историческии? эпизод конца XIX века, когда немецкии? канцлер Отто фон Бисмарк предложил отправлять людеи? на пенсию по достижении 70 лет. Позже пенсионныи? возраст был снижен до 65 лет — большинство мужчин в Германии не доживали и до пятидесяти. Сегодня средняя продолжительность жизни немца 80 лет, а завтра...

Если все мы будем жить по сто лет, что станет с пенсиями? Как это отразится на работе? Я не знаю ответов на эти вопросы, но ставлю их, поскольку большинство из нас, по-видимому, смотрит в будущее с пессимизмом. Возьмем два бестселлера, посвященные этои? теме: «Роботы наступают» Мартина Форда и Homo Deus Юваля Ноя Харари.

Суть книги Форда сводится к тому, что искусственныи? интеллект и робототехника разрушат существующии? ныне рынок труда; Харари же развивает идею, что человечество стремительно движется к созданию «дизаи?нерских людеи?» для богатых, рядом с которыми будет существовать огромная толпа ничего не значащих недочеловеков.

Обе трактовки будущего — жуткие, и обе мне не близки. Будущего обычно боятся люди старшего поколения. Я и сам не слишком молод, но знаю: чтобы предугадать будущее, надо внимательно наблюдать за молодежью. Молодые не боятся будущего — наоборот, приветствуют его. Спросите мальчишку, сколько ему лет, — и он обязательно назовет число «с хвостиком», например «восемь с половинои?» или «тринадцать и три месяца». Спросите о возрасте человека постарше — и окажется, что собеседнику вечно 21 или 40. Сам я вдвое старше миллениалов, но это уже другая история.

Итак, есть эти боязливые стареющие люди, которые опасаются прогресса, не приемлют новых технологии? и перемен в принципе. Это не новость.

Приятно отметить, что оба автора рисуют будущее не только черными красками. Харари отмечает, что на протяжении тысячелетии? люди опасались голода, эпидемии? и вои?н. Все три опасности по-прежнему существуют, но сегодня эти проблемы разрешимы. «Впервые в истории, — пишет Харари, — больше людеи? умирают от старости или переедания, чем от голода или от инфекции?, больше людеи? кончают жизнь самоубии?ством, чем оказываются убитыми на вои?не, террористами и преступниками вместе взятыми».

Мартин Форд также выражает уверенность, что постоянно развивающиеся технологии позволят нам радикально продвинуться в борьбе с неизлечимыми болезнями. Так считают и руководители ИТ-гигантов — взять хотя бы благотворительныи? фонд с капиталом $3 млрд, созданныи? Марком и Присциллои? Цукерберг для «лечения, предотвращения и осуществления контроля за всеми возможными заболеваниями до конца XXI века». Microsoft заявляет, что планирует победить рак при помощи инструментария искусственного интеллекта. Проект DeepMind от Google взаимодеи?ствует с Национальнои? системои? здравоохранения Великобритании (NHS), чтобы использовать компьютеры для более точнои? диагностики заболевании?. IBM и MIT объявили о намерении разработать системы на базе ИИ, которые позволят улучшить уход за престарелыми пациентами и инвалидами.

Вот почему я не согласен ни с Фордом, ни с Харари. Да, будущее бросает нам вызов, но следующая большая волна перемен будет связана с космосом.

Космические путешествия и корабли на повестке дня у ведущих инженеров и ИТ-предпринимателеи? — от Илона Маска до Джеффа Безоса и Ричарда Брэнсона. Эти люди закладывают положительныи? потенциал будущего, поскольку в рамках коллаборации человека с компьютером разработка, создание и использование космических кораблеи? будет очень интенсивным. Следующие несколько столетии? прои?дут под знаменем человеко-машинных взаимодеи?ствии?.

Технологии не вытеснят человека со всех рабочих мест и не породят расы сверхлюдеи? и недочеловеков. С их помощью мы отправимся исследовать другие миры и освоим другие планеты, создавая лучшее человечество.

РАБОТА БУДУЩЕГО

Выходит много репортажеи? о том, как роботы отнимают работу у людеи?. Кажется, мы вступаем в мир безработицы. Несколько лет назад ученые из Оксфордского университета опубликовали работу. Согласно их прогнозам, 47% рабочих мест в США в течение двух десятилетии? испытают «высокии? риск» компьютеризации. Результаты исследования, проведенного в 2015 году Глобальным институтом McKinsey, говорят о том, что 45% видов трудовои? деятельности можно автоматизировать, в том числе 20% функционала СЕО с неприлично высокими окладами — например, операционныи? анализ.

Экономисты Бостонского и Колумбии?ского университетов предполагают, что «умные машины» вызовут «долгосрочное снижение доли заработнои? платы в структуре доходов», новые технологические циклы со своими подъемами и спадами, а также «растущую зависимость нынешнего объема производства от инвестиции? в программные продукты, сделанных в прошлом». Иными словами, потребность в новых программах снизится, так что безработица грозит даже программистам...

Особенно сильныи? удар испытают банки: по оценке Citigroup, к 2025 году треть рабочих мест в банковском секторе исчезнет. Джон Краи?ан, СЕО Deutsche Bank, полагает, что до конца следующего десятилетия половина банковских работников лишится своих мест...

Из всего списка специальностеи? будущего мне больше всего нравится главныи? каннибал (Chief Cannibal Officer). Он руководит внутрикорпоративным «отделом каннибализации», перед которым стоит единственная задача — ломать бизнес, то есть находить уязвимости и определять, можно ли их устранить. В их распоряжении — технологии, новые структуры, новыи? образ мышления и новые бизнес-модели. Все?, чтобы забивать священных коров, перескакивать через производственные этапы и проверять на прочность все компоненты бизнес-подхода. Разумеется, «людоеды» будут очень раздражать — кто захочет, чтобы его сожрали?

Значимость этои? специальности трудно переоценить, ведь бизнес, как правило, самодоволен, ленив и противится переменам. В отраслях, которые развиваются стабильно и где конкурентам сложно пробиться на рынок (например, в банковском секторе или фармацевтическои? промышленности), самодовольство до недавнего времени было позволительно. Однако на наших глазах технологические циклы ускоряются и сменяются с невиданнои? скоростью, барьеры входа на рынок теряют актуальность, повсеместно внедряются инновации, и все без исключения компании вынуждены реагировать на эти вызовы быстрее и быстрее.

Для этои? цели и нужны те, кто создаст в компании отдел, призванныи? разрушить старую бизнес-модель. Это позволит бизнесу оперативно учитывать слабости и реагировать на уязвимости — раньше, чем их обнаружит кто-нибудь из чужаков. Вот почему компании так остро нуждаются в отделе каннибализации.

Итак, обсудив новые человеческие роли, даваи?те поговорим о том, какие рабочие места в первую очередь пострадают от автоматизации. Шелли Палмер, руководитель консалтинговои? компании Palmer Group, работающеи? в сфере технологии? и бизнеса, считает, что в первую очередь роботы претендуют на пять специальностеи?:

— менеджеры среднего звена;

— продавцы в розничнои? торговле;

— cоставители отчетов, журналисты, авторы и ведущие;

— бухгалтеры и помощники бухгалтеров;

— врачи.

Соглашусь, врачи в группе риска. Судите сами: если врач ошибается в половине случаев, а робот практически никогда, кому вы доверитесь?

Правда, Шелли упустил еще одну профессию: юристы. Сочетание распределенных реестров и искусственного интеллекта приведет к пересмотру правовои? сферы и к ее дигитализации — юристы станут не нужны. Прекрасно, правда?

Не верите? В феврале 2017 года Bloomberg сообщила, что в JPMorgan написали программу, способную всего за несколько секунд решить задачу, на которую адвокаты и кредитные специалисты тратили по 360 000 часов в год. Программа COIN работает на основе машинного обучения и выполняет немыслимую для человека работу по анализу договоров кредитования предприятии?. Она за считаные секунды исследует документ, ошибается реже человека и никогда не уходит в отпуск. СOIN JPMorgan смогла снизить число ошибок при обработке таких договоров — ведь они, как правило, были вызваны человеческим фактором. Это позволило компании обрабатывать в год на 12 000 договоров больше.

КОГДА МАШИНЫ ВОЗЬМУТ ВЕРХ, ЧТО СТАНЕТ С ЛЮДЬМИ?

Что станет с людьми в мире робототехники, интеллектуальных программных агентов, искусственного интеллекта и усиленного интеллекта? Куда им податься, если не останется отделении?, структур и офисов для сотрудников?

Хорошии? вопрос. Он всегда возникает, когда мы переходим от однои? трудовои? парадигмы к другои?. Если не будет ферм, где станут работать люди? Если не будет фабрик, где станут работать люди? Если не останется офисов, где будут работать люди?

Содержание труда меняется, как и все вокруг. Мы перешли от изнурительного ручного труда сначала к «синим воротничкам», а потом и к «белым воротничкам». Куда дальше — большои? вопрос. Чувствую, следующии? шаг — мир сервисных технологии?. Благодаря им наша жизнь станет проще, мы будем пользоваться массои? интеллектуальных возможностеи?, а взамен разрабатывать и внедрять технологии, делающие нашу жизнь еще более легкои?, интеллектуальнои? и свободнои? от неприятных неожиданностеи?. Неквалифицированные рабочие будут обслуживать роботов и машины, квалифицированные — создавать с роботами и машинами удивительные услуги, а машины начнут развивать сами себя и управлять друг другом. Даже если машина способна управлять собои?, это не означает, что она никогда не сломается. И если машина оснащена искусственным интеллектом, это совершенно не означает, что она не будет нуждаться в интеллекте человека, необходимом еи? для следующего прорыва.

Наша обеспокоенность конкуренциеи? со стороны машин и автоматизациеи? прои?дет, когда мы осознаем, что машины помогают создавать новые отрасли, новые рабочие места и новые возможности. Хорошии? пример — исчезновение отделении? и филиалов. Уже понятно, что должность кассира-операциониста и организационная структура с отделениями и региональными подразделениями доживают последние дни. Это структуры прошлого века, с приходом автоматизации надобность в них отпадет. Что делать с отделениями и их сотрудниками? Филиалы и подразделения — перепрофилировать, на базе многих из них уже сегодня возникают лофты, кофеи?ни и бары. Но люди? Что будет с людьми?

Люди, которые хоть что-то умеют, могут заняться поддержкои? контактов в цифровои? сфере. Если сотрудники регионального представительства хорошо налаживают отношения с людьми, отправим их в Facebook или Skype, пусть развивают связи там. Сотрудник, которыи? легко «читает» других, работает с энтузиазмом и вовлечен в общее дело, сможет применить свои способности к эмпатии, увлеченность и энтузиазм, звоня по Skype или переписываясь с клиентами в Facebook, разве нет?

Сложнее ответить на вопрос, обладают ли сотрудники в принципе эмпатиеи?, увлеченностью и энтузиазмом, учитывая, что большинство офисных работников — менеджеры, работающие за гроши

Рынок труда меняется из-за автоматизации, но ничего экстраординарного не происходит. Работа будет всегда, просто не та, что сеи?час. Разница лишь в том, что в будущем появится две группы людеи?: одни будут владеть роботами, а другие — обслуживать их...

Мы переживаем фундаментальную революцию в истории человечества, а не просто технологическии? прорыв или ускоренную эволюцию сложившихся к настоящему времени процессов. Нет, это не «рабочие моменты». Цифровые люди будут устроены гораздо сложнее нас. Во-первых, они станут дольше жить; во-вторых, будут располагать доступом к обширным знаниям в режиме реального времени. В-третьих, благодаря искусственному интеллекту и робототехнике смогут решать гораздо более эстетичные, элитарные, творческие и сложные задачи. В-четвертых, они вскоре заселят другие планеты. Наконец, в-пятых, они будут деи?ствовать совершенно иначе, нежели их предки. Подход цифровых людеи? к бизнесу, дружбе и даже любви — нечто совершенно невиданное в истории человечества. Это первая магистральная тема.

Вторая заключается в том, что сегодня интернет как единое поле для общения, торговли и транзакции? доступен каждому, и это настоящии? прорыв. Во-первых, по оценке международнои? консалтинговои? компании McKinsey, массовая доступность финансовых услуг увеличит общую производительность труда на $3,7 трлн в год. Во-вторых, поскольку никто не избежит сети, права человека будут соблюдаться еще надежнее: о любом ущемлении прав сразу станет известно буквально всем. Жизнь каждого человека с рождения будет фиксироваться в цифровом виде, все получат доступ к страхованию, сбережениям и ссудам, все основные потребности будут удовлетворены, для чего может назначаться безусловныи? базовыи? доход. Информирование каждого о таких возможностях сети и воспитание каждого с учетом дальнеи?шего охвата финансовыми услугами — все это имеет большое значение.

Вот почему Билл Геи?тс прогнозирует, что к 2035 году никто не будет страдать от нищеты, по краи?неи? мере в том виде, в каком это проявлялось в ХХ веке. Никому не придется бедствовать из-за гнета системы. Возможно, богатства останутся под контролем привилегированного меньшинства, но все получат доступ к сети и смогут воспользоваться ею для получения знании? и любои? информации. Каждыи? сможет в любое время и где угодно начать свои? бизнес с нуля. Это крупнеи?шая трансформация в рамках описаннои? четвертои? революции в истории человечества.

Два рассматриваемых мною тренда развиваются одновременно. По мере дигитализации человечества у каждого появятся новые формы доступа к знаниям и новые способы самореализации. Затем, словно в сериале «Стартрек», наш многопланетныи? вид цифровых людеи? (численность которых благодаря достижениям биологических наук будет исчисляться миллиардами) переи?дет на новыи? уровень, когда обогащение перестанет служить стимулом. В конце концов, если роботы и автоматы смогут взять на себя всю работу, которую сегодня выполняют люди, завтра нам придется наи?ти себе новые занятия.

Часто цитируют Марка Андриссена, которыи? любит говорить, что «софт пожирает мир», — а ведь так и есть. Мы оцифруем все, что можно, и по мере того, как будем этим заниматься, все станет взаимно подключенным, быстрым и дешевым. Это и есть цель интернета вещеи?.

Однако всеобщая связанность, ускорение и удешевление процессов затронут не только вещи, но и людеи? тоже. Это путь к глобальному охвату человечества финансовыми сервисами.

Последние 30 лет я постоянно путешествую и многому научился в дороге. Одна из важнеи?ших истин, которую я усвоил, несложна: человеку не свои?ствен- на ненависть. Мы хотим, чтобы у нас и у наших семеи? все было хорошо.

«Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии. Люди учатся ненавидеть, и, если они могут научиться ненавидеть, нужно стараться учить их любви, потому что любовь намного ближе человеческому сердцу», — говорил Нельсон Мандела.

Я верю, что именно это принесет цифровая революция: каждыи? получит право и возможность вести достои?ную жизнь. Так мы сделаем нашу планету лучше, безопаснее и устои?чивее...

В заключение скажу, что технологии помогают демократизировать планету, где основные права — иметь надежную систему идентификации личности, возможность торговать, платить и взаимодеи?ствовать через сеть. Определенно, такои? мир лучше, чем любои?, которыи? нам доводилось видеть ранее.


Источник: hbr-russia.ru

Комментарии: