Технологии | Социально ориентированный дизайн для людей с ограничениями по зрению

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


"Умная" трость, вибрационное устройство, мобильные приложения – все это технологические проекты, которые помогают слепоглухим решать бытовые проблемы. Их особенность в том, что они крайне простые в использовании и создаются вместе с фокус-группой. Как именно в этих проектах отражаются принципы социально ориентированного дизайна? И.о. редактора Теплицы Наталья Баранова поговорила со специалистами, которые занимаются разработкой "умных" устройств и создают правила цифрового контента для людей с ограничениями по зрению.

"Умные" устройства

В России "умные" устройства для слепоглухих производят специалисты научной лаборатории "Сенсор-Тех". Лаборатория учреждена фондом поддержки слепоглухих "Со-единение". Например, в лаборатории создали умную трость, которая помогает ориентироваться в пространстве, модуль распознавания речи или офтальмологический VR-симулятор и вибрационное устройство, которое помогает слепоглухим актерам.

Руководитель лаборатории Денис Кулешов назвал несколько принципов социально ориентированного дизайна, которые важны для лаборатории и в процессе проектирования таких устройств.

1. Мы создаем устройства при участии людей с инвалидностью. У нас есть полигон, площадка для создания проектов, и на ней мы тестируем все версии и макеты устройства (даже если это еще только плата). Мы собираем фокус-группу и обсуждаем все вопросы. Если люди говорят, что им неудобно, мы не пытаемся себя оправдывать, все записываем и получаем максимум обратной связи.

Потом, когда уже готов корпус продукта, снова тестируем продукт или раздаем его для домашнего пользования. Многие стартапы боятся показывать незаконченный продукт. Но это необходимо.

2. У нас работают люди с инвалидностью. Мы с удовольствием приглашаем на стажировку студентов с нарушением слуха. Кому-то предложили подработку. Это специалисты по техническим вопросам, конструкторы. У нас есть и незрячий сотрудник. Он занимается программированием и тестирует продукты.

3. Мы проводим патентные исследования. Мы в чем-то зануды: пишем бизнес-планы, отбираем конкурентов, анализируем преимущества и недостатки. Наш подход такой, что если мы хотим быть в чем-то лучше, нам стоит дотошно во всем разобраться. При этом зарубежные продукты нам не конкуренты, мы хотим на них равняться. Мы ищем лазейки, в каких местах наши продукты будут полезными.

Примеры проектов и особенности дизайна

1. Умная трость "Робин". С ее помощью слепоглухие могут ориентироваться в пространстве. Есть две камеры, которые позволяют определять лица людей (она узнает знакомого человека), предметы (стул, монитор, машина и другие объекты). То есть трость рассказывает, что видит, и может измерить расстояние с точностью до метра. Ультразвуковой радар и сенсор необходимы для нахождения крупных препятствий и объектов.

Так выглядит "умная" трость. На фото: Алена Ширина, модель с нарушенным зрением, на специальном показе в рамках Mercedes-Benz FashionWeek с умной тростью “Робин". Автор фото: Ксения Безуглова.

По словам Дениса Кулешова, сейчас в среде проектировщиков и дизайнеров можно наблюдать войну между решениями, которые представляют законченные устройства или программное обеспечение для мобильного телефона. "Мы понимаем, что нашими устройствами должны пользоваться не только продвинутые пользователи, но и те, для кого такая технология сложна в освоении. И мы стараемся делать так, чтобы все устройства работали сразу из коробки. То есть вне зависимости от навыков слепоглухой достанет устройство, нажмет кнопку "включить", и оно начнет работать", – объясняет Денис Кулешов.

Например, чтобы начать пользоваться тростью, нужно ее включить, дождаться звукового или вибрационного сигнала и затем нажать еще одну кнопку. Дальше трость начнет сама распознавать объект. При этом для ее работы не нужно мобильное приложение и помощь знакомых в настройке.

2. VR симулятор. Он помогает объяснить и почувствовать, через что проходят люди с нарушением зрения. "В 2017 году впервые в России провели операцию и вживили бионический глаз слепому человеку. После этого нас часто стали спрашивать, а как видят такие люди? И мы решили ответить на этот вопрос", – рассказывает Кулешов. VR шлем позволяет выбрать некоторые фильтры (например, нарушение отслойки сетчатки или астигматизм), показать, как видят люди с биотическими зрением (американский, французский, немецкий варианты).

Так выглядит офтальмологический VR симулятор. Он был презентован на фестивале науки, технологий и искусства Science Fest 2018 в Санкт-Петербурге. Авторы фото: организаторы фестиваля.
Так выглядит офтальмологический VR симулятор. Он был презентован на фестивале науки, технологий и искусства Science Fest 2018 в Санкт-Петербурге. Авторы фото: организаторы фестиваля.

По словам Дениса Кулешова, у специалистов офтальмологов появляется больше понимания, что такая технология важна для реабилитации пациентов и для общего просвещения. В 2018 году проект получил поддержку Фонда президентских грантов.

3."Типовые решения доступной среды и универсального дизайна". Также специалисты лаборатории создали интерактивный справочник для тех, кто занимается созданием доступной среды магазинов, поликлиник, парковок и других общественных мест для инвалидов. Он предназначен для архитекторов, дизайнеров, строителей, руководителей.

Интерактивный справочник для “Поликлиники”. Изображение: скриншот с сайта sensor-tech.ru
Интерактивный справочник для поликлиники. Изображение: скриншот с сайта sensor-tech.ru

Несмотря на то, что в России выполняется государственная программа «Доступная среда», специалисты лаборатории убеждены, что базовых знаний для проектирования недостаточно. Справочник с интерактивными 3D-сценами поможет проектировать пространства эффективнее.

Специалист считает, что многим дизайнерам и архитекторам очень интересно сделать их объекты полностью доступными.

Мобильные приложения

1. Aira. Сервис, который соединяет незрячего человека с оператором, и оператор удаленно через камеру рассказывает ему, что происходит вокруг. "В то время как разные инновационные компании стараются решить фундаментальную проблему с помощью искусственного интеллекта, например, есть компании, которые могут быстро сделать удобную платформу и помочь незрячим людям прямо сейчас. Это другой подход к разработке, когда ты не фиксируешься на технических особенностях, а думаешь, как быстрее оказать помощь ", – отметил плюсы сервиса Денис Кулешов.

2. Be My Eyes. Известное мобильное приложение, которое соединяет слабовидящих и незрячих людей по всему миру с волонтерами, которые готовы им помочь. Достаточно лишь запустить приложение и включить видеочат с одним из волонтеров.

Принципы цифрового контента

Для цифрового контента также есть свои правила социально ориентированного дизайна. Начальник отдела социокультурных проектов и программ государственного музея – культурного центра «Интеграция» им. Островского, консультант портала «Особый взгляд» Анатолий Попко назвал основные принципы, разработка которых идет в том числе на международном уровне.

4 принципа доступности

1. Контент должен быть воспринимаемым. То есть цифровая информация должна быть представлена для людей со всеми возможностями в равном порядке. "Например, если кнопка на сайте или в приложении представлена только в графической форме (без сопровождающего текста), то она незрячими не воспринимается, – объяснил Анатолий Попко. – Если же кнопку сопровождает текст, тогда синтезатор речи способен ее преобразовать. Ситуация с Captcha или графическим кодом подтверждения такая: если есть текст «введите цифры с картинки» и аудио, тогда информация доступна и воспринимается.

2. Контент должен быть понятным.

3. Контент должен быть управляемым. В основном, по словам Попко, мобильные приложения и сайты рассчитаны и доступны только для пользователей мыши. Но для незрячих важно, чтобы цифровые продукты поддерживали клавиатурный фокус (сочетания клавиатуры).

4. Контент должен быть надежным. Например, если цифровой продукт несовместим с различными ПО, то он ненадежен.

Данные принципы разделяют контент на доступный и недоступный. Анатолий Попко убежден, что каждый разработчик может сделать свой продукт доступным.

Во многих странах уже приняты специальные регламенты для разработчиков. В сентябре 2018 года вышло положение Европейского союза о доступности технологий. Международный документ – Web content accessibility guidelines.

В США есть нормативный акт – Americans with Disabilities Act, в рамках которого Section 508 – регламент требований доступности контента. "Например, компания Apple, если хочет поставлять свою продукцию в общеобразовательные школы, то за счет правительства обязана обеспечить доступность своего продукта для людей с инвалидностью, – уточнил Анатолий Попко. – Именно поэтому появляются и говорящие телевизоры, и различные вспомогательные мобильные приложения – VoiceOver (iOS), TalkBack (Android)".

В Великобритании есть Equality Act, согласно которому разработчики интернет-ресурсов обязаны обеспечить доступность контента по требованию незрячего пользователя (внести в код сайта изменения). "Если изменения не вносятся, то пользователь обращается в RNBA, которая обращается в компетенции запроса, 99% запросов разрешаются на этой стадии", – рассказывает Попко.

В Германии также есть орган на законодательном уровне, который следит за доступностью сайтов госорганов и выносит рекомендации, которые формируются во внутренние нормативно-правовые акты.

"России, конечно, еще есть чему поучиться", – заключает Попко. Он привел следующий пример: для участия 2-3 ноября в Форуме сообществ, организованном Общественной палатой Москвы, необходимо было зарегистрироваться на сайте, заполнив анкету. Но анкета была доступна только для пользователей мыши и сам Анатолий Попко зарегистрироваться не смог (Анатолий потерял зрение в 12 лет), пришлось просить о помощи.

В сентябре 2018 года Анатолий Попко разработал национальный стандарт Российской Федерации по доступности цифрового контента и направил его в Стандарт-Информ. Если его примут, то стандарт вступит в силу с 1 января 2020 года и станет гайдлайном для всех разработчиков цифровых продуктов.


Источник: te-st.ru

Комментарии: