Современные вызовы христианству: нравственная деградация и технологический диктат |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-11-15 16:35 Каждая эпоха ставит перед человечеством свои проблемы и задачи, бросая ему все новые и новые вызовы. Суметь правильно сориентироваться в окружающей нас культурно-исторической обстановке и дать верную оценку многочисленных сложившихся обстоятельств значит во многом уже встать на путь поиска адекватных решений и ответов. Свою оценку происходящего сегодня дает и Церковь Христова, которая призвана деятельным образом участвовать в жизни как всего человечества, так и каждого конкретного человека. Христианство, надо заметить вообще не мыслит такими категориями, как «МОЯ проблема, НЕ МОЯ проблема, МОИ сложности, НЕ МОИ сложности». Напротив, мы должны всегда помнить об одном из важнейшых духовных законов, получившем свое яркое выражение в целом ряде библейских нравственных установлений. Современному человеку, вероятно, он наиболее хорошо известен благодаря творчеству выдающегося английского поэта и священника XVII века Джона Донна и американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Что это за закон, что за принцип? «Если по кому-то звонит колокол, знайте, он звонит по вам!» Итак, с какими же вызовами сегодня сталкивается христианство и все человечество? Прежде всего, необходимо сказать об усиливающейся нравственной деградации и духовной энтропии. Речь идет об убежденности довольно значимой части общества в относительности, преходящем характере, казалось бы, незыблемых моральных принципов и норм. На самом деле, корни этой проблемы уходят в глубокую древность человеческой праистории, к событию, которое в христианском богословии получило название грехопадения. Что стоит за всем известной фабулой библейского текста, повествующего нам о вкушении первыми людьми запретного плода с Древа познания добра и зла? В этом сюжете изображена глобальная антропологическая катастрофа. Господь предложил первому человеку свою систему ценностей, как систему координат (что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло) руководствуясь которой человек мог безбоязненно и безошибочно преображать окружающий мир, все больше приближаясь к совершенству, вечности и счастью полного единения со своим Творцом. Всевышний как бы говорил нам: «Человек прими эту систему координат, и ты никогда не ошибешься и не промахнешься, но обретешь ключ к правильному миропониманию и правильному изменению окружающей реальности». Однако человек выбрал совсем иной путь. Своим поступком (преступлением заповеди) он ответил Богу: «Я сам буду решать, что для меня хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Как известно, что русскому хорошо, то немцу смерть». С тех пор человечество в принципе находится в оковах, в шорах эгоцентризма и субъективизма. В погоне за местом под солнцем, за удовлетворением своего эго, человечество подверглось глубокой нравственной и интеллектуальной порче. Как тысячи и тысячи лет назад люди убивали, воровали, насиловали, грабили, воевали, так и сегодня в наш просвещенный и цивилизованный век в этом отношении принципиально ничего не изменилось. Споры, тяжбы, убийства, грабежи, насилие и войны отнюдь не ушли из нашей жизни. Мы не можем договориться по самым важным и фундаментальным вопросам. И все потому, что универсальная, объективная и совершенная система ценностей, исходящая от Бога, была нами отвергнута. Взамен же время от времени мы пытались утвердить какие-то рукотворные более или менее приемлемые, как нам казалось, системы. Чтобы как-то это проиллюстрировать, давайте обратим наш взор в не столь уж далекое по историческим меркам прошлое и посмотрим, что происходило в умах прогрессивной части человечества не раньше, как, например, во второй половине - в конце XVIII столетия. Этот период, на европейском континенте прежде всего ассоциируется с событиями Великой французской революции, во многом инспирированной трудами философов-просветителей, таких, как Жан Мелье, Вольтер, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жюльен Офре де Ламетри или Клод Адриан Гельвеций. Как мы помним, во время этой самой революции было совершено одно важное символическое действие, явившееся ярким выражением ключевых идей обозначенных мыслителей. Я имею в виду публичное сожжение Библии. Самим этим актом было провозглашен радикальное изменение глубинных духовно-нравственных идеалов и ориентиров человечества. Вслед за своими новыми вождями люди как бы воскликнули: «Долой эту ненужную изжившую себя архаику, с ее пуританским невыносимым бременем! Долой традиционные устои! Мы предлагаем новую универсальную идеологию, построенную на известном принципе: «Свобода, равенство, братство», и что еще более важно, на неиссякаемой вере в силу и самодостаточность человеческого разума! Тут мы вдруг посчитали, что все наши проблемы от того, что не всюду еще воцарилось просвещение. Главной преградой на пути полного раскрепощения всесильного разума человека является религиозные пережитки, обскурантизм и условности традиционной морали. Скоро, совсем скоро просвещенный человеческий разум, порвавший с прежними идолами, приведет нас к полному счастью и гармонии! Под эти восторженные крики закрывался занавес XVII? века. Забавно, что уже тогда позабыли про известную работу, положившую начало творчеству одного из наиболее влиятельных просветителей Жана Жака Руссо, написанную им для участия в конкурсе, объявленном Дижонской академии. По условиям конкурса участник должен был предоставить свое сочинение на тему: «Способствовал ли прогресс, возрождение и развитие наук и искусств улучшению нравов?» Г-н же Руссо ко всеобщему шоку и неудовольствию многих взял и написал, что не только не способствовал, но и напротив усилил их деградацию. Итак, начинается век XIX. Обещанной гармонии мир, к сожалению, не увидел. Идиллические построения просветителей вынуждены были разбиться о суровую реальность. А реальность эта принесла нам кровавые Наполеоновские войны, увесистым бичом легшие на спину старушки Европы! А затем случилось то, что в современной историографии иногда называют Нулевой мировой, а именно, Крымская война, моловшая в своих жерновах тысячи солдат на самых разных театрах действий. Ну хорошо, может это были неизбежные ошибки становления нового человечества, работу над которыми мы скоро обязательно проведем и провозглашенные идеалы будут достигнуты. Тем более если мы их немного изменим и подлатаем. И вновь слышится…Наука даст человечеству все необходимое, она построит-таки рай на земле и даст каждому счастье, к которому он так стремится! Научный прогресс! Вот тот маяк, вот тот свет в конце туннеля, к который выведет нас из пещеры боли и страданий! Под этот всеобщий восторг закрывался занавес уже XIX века. А занавес XX века открылся новым колоссальным потрясением Первой мировой войны, на фронтах которой гибли уже миллионы людей. Просвещенные человечество опять забыло о тех утопических идеалах рая справедливости и братства без Бога и рвало друг друга на куски на этом бале тотальной ненависти. И тот самый технический прогресс, который должен был превратить окружающий мир в парадиз благоденствия человека, оказался в наших же руках беспощадной машиной по производству все новых средств уничтожения себе подобных. Уже не только собственно техники, но и химического оружия, такого как иприт, который выкашивал целые подразделения солдат, не хуже чумы, бушевавшей в средневековых городах. Народы Европы опять-таки забыли о своей братской любви. В Англии тогда не играли Бетховена, а в Германии не ставили Шекспира и прочее и прочее. В нашей же стране эти испытания были отягчены еще и целой вереницей революций. Ну что ж! Опять ошибка. Очень большая! Но мы же движемся в правильном направлении. Рукотворный рай уже совсем близок. Мы проанализируем, что было не так, и более этого не допустим. Но, как известно, проходит совсем немного времени и грянул новый гром, раскаты которого были слышны уже от Гавайских островов до Манчжурии и от Парижа до Сталинграда! К нам пришел демон Второй мировой, в топке которой гибли уже десятки миллионов людей. И тут вспомнили. Провозгласив звонкие идеалы свободы, равенства и братства, гуманизма, раскрепощения от религиозного догматизма, забыли проговорить, что каждый из этих идеалов в сущности означает. Так, видя главную ценность в жизни человека, забыли договориться, какого человека? Ну как какого? Просто человека! Но вот незадача. Покажите мне просто человека. Всегда есть конкретный человек, с его собственными интересами, установками и ориентирами. нет бульона человечности. Есть Павел, Мария, Джордж или Сара. Почему один человек должен придерживаться интересов и ценностей другого? Этим смысловым вакуумом прекрасно воспользовались, например, идеологи Третьего Рейха. Кто есть мерило человеческой природы? Ариец, ответили они. А что? Они в это верили, им это казалось логичным и справедливым. Вот человек, а есть те, кто попадает в категорию Untermensch – недочеловек. А значит, если ариец (человек) выше этого недочеловека, он может катком пройтись по нему в интересах собственно Человеческой расы. Ужас и мрак, вот что стоит за этим. И сегодня в наш цивилизованный XXI век, жизнь человека, как постулируется, — главная общечеловеческая ценность. Тогда встает риторический вопрос. Если это главная ценность, почему и сегодня просвещенные государства воюют друг с другом. А потому что все по-разному отвечают на вопрос, что есть человек и каков его идеал? Запад скажет, ну, конечно, это западный человек. Ведь запад принес миру прогресс, науку, искусство. А Восток ответит, ну, конечно, ,это восточный человек. Восток дело тонкое: мудрость, древность и т.д. Так уже с порога возникают серьезные мировоззренческие столкновения, которые мы в отсутствии Бога, изгнанного из нашей жизни, все пытаемся разрешить. В последнее время мы наблюдаем новый виток нравственного релятивизма. Теперь нас призывают к другому. Ошибка, мол, предыдущих поколений заключалась в том, что они отвергнув традиционную религиозную мораль как универсальное мерило отношений, попытались создать свое секулярное, но претендующее на абсолют мерило. А зачем? Вообще нет абсолютной морали, ее в принципе быть не может. Нет абсолютного добра и зла, есть наши договоренности о том, что считать добром или злом. Нет и абсолютной истины. Воскрешается древний софистический принцип. Что кому как кажется, так оно и есть. Оставьте человека в покое! Главное, чтоб соблюдал закон и налоги платил! Не нужно в фундамент межличностных и социальных отношений закладывать какую-то мораль. Давайте просто положим в него нормы права, которым все, хочешь-не хочешь, будут подчиняться. А если эти нормы перестанут отвечать требованием времени, мы их поменяем. Все просто. Чем еще можно зацементировать наши отношения? Один из властителей дум современной западной интеллигенции г-н Юваль Ной Харари, автор культового бестселлера «Sapiens» предлагает свой замечательный вариант. Прямо картинка с выставки. Вот, что он пишет в своей работе. «Деньги – самое всеобъемлющая и многообразная система взаимного доверия из всех, когда-либо придуманных. Это единственное, чему доверяют все!» Какой Бог, какая мораль, какой гуманизм! У кого денег больше, тот и прав! А чтобы у нас с вами не было угрызений надоедливой совести мы обратимся за помощью к гуру современной отечественной психологии г-ну Лабковскому, который в своей ныне очень популярной и активно тиражируемой книге с говорящим названием: «Хочу и буду» учит нас не бороться со своими страстями, а слушать себя! Ибо подавленные желания – верный путь к неврозу и психозу. Живете вы, скажем, с женщиной лет так 15 и вдруг понимаете, что этот человек вам не подходит или банально разонравился. Запал прошел, так сказать. Хочется чего-то нового, свежего! Ну и все. Смело иди в другую гавань! Слушай себя, твои желания тебя не обманут! А потом на фоне всего этого мы удивляемся, почему у нас больше 50 процентов браков распадается, больше 60 процентов детей рождаются вне брака. Почему у нас катастрофически растет уровень детской жестокости, подросткового суицида, депрессии в самых разных категориях населения? Почему модно становится презрительно относиться к своей Родине, которую все пытаются построить по лекалам успешного бизнес-проекта? Почему у нас не лечат, а оказывают медицинские услуги. Не учат, а оказывают образовательные услуги? Можно продолжать и продолжать. Перейдем и ко второму обозначенному вызову. Технологический диктат и связанные с ним проблемы биоэтики и трансгуманизма. Вспомним сакраментальный вопрос. Что есть человек? Устаревшие представления о человеке, венце творения, образе и подобии Божьем, единстве души и тела отвергнуты. А что осталось? А сухой остаток говорит нам следующее: Человек – это лишь плоть и кровь, набор органов, физиологических жидкостей и тканей, пусть и очень сложно организованных. Его сознание — это просто продукт деятельности головного мозга. Найдите соответствующие нейронные корреляты, и вы найдете ключ к тайне сознания. А все наши чувства и эмоции, весь наш внутренний мир со всеми нравственными установками – это и есть продукт сознания. Вот, например, что такое любовь? Вы говорите, что это тайна, это идеал, это совокупность совершенства, конечная цель бытия человека. А ларчик просто открывается. Любовь — это всего лишь дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию устойчивых парных связей! Еще одна картинка с выставки, как мы видим. Именно так нам предлагается понимать любовь г-да Патель, Фрум и Льюис в своей статье 2010 г. The Journal of Sexual Medicine. Мы говорим, что человек — это величие и мощь, что любовь свята и т.д. А на самом-то деле человек — это лишь биологический объект, свойства и способности которого мы можем произвольно менять технологическим путем. Отсюда, например проистекает проблема трансгуманизма. Где та грань, когда человек перестает быть человеком. А нам говорят. А в чем проблема? Перестанет и перестанет. Зато какие возможности он приобретет, если мы чуть модифицируем его сознание, когнитивные способности и т.д. А что следует за этим? Установление полного контроля над свободой человека. А пока этого не случилось, мы будем поддерживать порядок без опоры на свободный нравственный выбор. Для этого необходимо создать искусственные дисциплинарные ограничения. С этим прекрасно справится искусственный интеллект. Одна нейронная сеть будет контролировать другие нейронные сети. Искусственный интеллект будет контролировать интеллекты биологические. В этой связи нельзя не коснуться одной из недавних новостей, опубликованных на известном либеральном портале Медуза. Публикация эта касалась уже запущенного к Китае проекта контроля населения при помощи сложной нейронной сети, которая оценивает поведение подконтрольных людей и САМА принимает решение, что с ними делать дальше. Как это понять? Очень просто. Действует рейтинговая система, если твое поведение искусственный интеллект посчитал благонадежным, тебе добавляются баллы. Если напротив, вы вызываете у нее подозрение, она лишает вас очков, а это, в свою очередь, приводит к ряду ограничений. Например, если ваш рейтинг опускается ниже какого-то уровня, вам будет закрыт вход в некоторые супермаркеты, кафе, сервис-центры и т.д. Если он продолжает снижаться, вам может быть отказано и в более насущных услугах, и так далее, вплоть до реального лишения свободы. Ну а в будущем, вероятно, вплоть до физического уничтожения субъекта, подключенного к системе. Таким образом, мы видим что уже сегодня есть прототипы реального технологического электронного концлагеря для людей, фильтрацией объектов в котором будет заниматься нейросеть, начальные алгоритмы в которую заложит все-таки кто-то другой, чьи взгляды на жизнь могут, к сожалению, не совпадать с вашими. Наложите на это неизбежные сбои системы и ее некорректную работу в ряде случаев, и мы получим вполне себе тоталитарный диктат одних над другими, построенный посредством технологий, которые, казалось бы, должны обеспечить наше комфортное пребывание в окружающей среде. Я обозначил лишь некоторые основные вызовы человеку XXI века, который, как пророчили, должен стать веком окончательного триумфа человеческой расы, веком бессмертия, веком достатка, веком материального рая на земле без Бога. Вместе с тем я стремился показать, какие опасности подстерегают нас там, откуда мы попытались с корнем вырвать религиозную мораль как некую глубинную аварийную защиту человечества удерживающую нас от хладнокровного самоуничтожения. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|