Невротическая вина VS Нарциссический стыд. Практические рекомендации по работе с перфекционизмом. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-11-21 02:02 В данной работе представлено обсуждение сложностей, подстерегающих терапевта в работе с клиентами-перфекционистами. В практическом плане многие из этих сложностей возникают из-за нераспознавания различий в невротическом и нарциссическом перфекционизме. Автор раскрывает внутреннюю феноменологию перфекционистского поведения в контексте двух вторичных аффектов – стыда и вины и дает ясные дифференциально-диагностические критерии и практические рекомендации по работе с этой категорией клиентов, в частности, обсуждаются особенности обращения с нарциссическим переносом в терапии. Термин "селф-объектный перенос", используемый в статье, отсылает нас к работам Хайнца Кохута (Heinz Kohut), посвященным исследованиям нарциссизма. Предметом научных работ Кохута являлась «поврежденная самость» (damaged self) при нарциссической патологии, и согласно Кохуту, эта поврежденная самость находится в постоянном поиске соответствующих реакций и ответов со стороны значимых для клиента селф-объектов. Селф-объект есть субъективное переживание в отношении другого лица, которое обеспечивает утверждающую функцию по отношению к самости (self) клиента на фоне их взаимоотношений, вызывая и поддерживая чувство самости (self), способствуя его самоутверждению своим присутствием. Данный термин употребляют также для обозначения субъектом родительских образов (imagos), необходимых для поддержания самости (self). 1 Поврежденный полюс амбиций пытается вызвать подтверждающе-одобряющие реакции селф-объекта (зеркальный перенос); 2 Поврежденный полюс идеалов ищет селф-объект, одобривший бы его идеализацию (идеализирующий перенос); 3 Поврежденная промежуточная область талантов и умений ищет селф-объект, который сделает себя доступным подтверждающему переживанию существенной схожести (близнецовый перенос или перенос альтер-эго). В клиническом примере, который представляет нам автор статьи, демонстрируется важность деликатного обращения с селф-объектным переносом в процессе терапии нарциссических клиентов. Стыд vs вина ...стыд - это всеохватывающее чувство "c само-уничтожающим и все-поражающим эффектом". В сравнении с ним, вина - это более развитое чувство, связанное с вербальными установками и внутренними запретами, связанное с враждебными чувствами по отношению к другим. Очень важно принимать во внимание различия между стыдом и виной, описанные Пирсом и Сингером (Piers and Singer, 1953), Джейкобсоном (Jacobson, 1964) и Льюисом (Lewis, 1971). Согласно точке зрения Джейкобсона, стыд - это всеохватывающее чувство "c само-уничтожающим и все-поражающим эффектом" (стр.144). В сравнении с ним, вина - это более развитое чувство, связанное с вербальными установками и внутренними запретами, связанное с враждебными чувствами по отношению к другим. Джейкобсон также выделяет психические структуры, связанные со стыдом и виной. Реакции стыда возникают вследствие несоответствия идеальному эго, в соответствии с которым оценивается self, в масштабе архаичных грандиозных концепций о физических самодостижениях, власти и контроле. Кохут (Kohut, 1972) делает подобное заявление о том, что стыд как результат "ошибки", часто связывают с ощущением дефекта во всеохватывающем грандиозном Я, чтобы не подвергать обвинению открывшиеся бессознательные импульсы. Чувство вины возникает из более зрелого суперэго, которое интернализует (распознает) внутренние родительские требования и запреты и связано с нарушением этих запретов. Поскольку нарциссические личности не развили адекватных структур суперэго, им незнакомо чувство вины, хотя они часто изображают реакции стыда, если это касается высоких внутренних идеалов (Kohut, 1971). Одна из форм стыда - это самосознательная реакция на открывшиеся архаичные аспекты грандиозного Я, сопровождающаяся ожиданием ошибочного отзеркаливания значимым другим (при котором стыд может функционировать как защита от потери границ self, скрытых в грандиозных представлениях). Другая форма - реакция на несоответствие образу грандиозного Я. Невротический перфекционизм vs Различия между стыдом и виной, предложенные Джейкобсоном и невротическими и нарциссическими расстройствами, предложенные Кохутом, говорят о том, что будет полезно сравнить две формы перфекционизма. “ Перфекционизм при невротических расстройствах - это реакция на требования строгого суперэго, приобретенного в результате обучения и/или подавленной враждебности. Так, перфекционизм - это защита от внутреннего психического конфликта (связанного с чувством вины по отношению к внутренним ценностям и идеалам) и попытка получить любовь от дифференцированных объектов в "мире представлений" человека. Sandler & Rosenblatt, 1962 Невозможность соответствовать требованиям суперэго приводит к сниженной самооценке. Тогда как перфекционизмом нарциссической личности менее связан с ценностями и идеалами. Это скорее попытка человека соответствовать образу грандиозного-Я, чтобы избежать чувства унижения и стыда и потери чувства преклонения перед слабо дифференцированными селф-объектами. Функцию перфекционизма - воссоздать или поддержать ненадежное self и репрезентацию объектов во внутрипсихическом конфликте (как при невротическом расстройстве) можно рассматривать как "предстадию защиты" (Stolorow & Lachmann, 1980), т.е. пережиток остановки в развитии или регрессии к стадии, на которой перфекционисткая точка зрения на self и селф-объекты необходима, чтобы развить связанное и стабильное ощущение собственного Я. Так, недовольство самооценкой является причиной перфекционизма, а не его целью. Когнитивные стили (дихотомия мыслей, чрезмерная генерализация и т.д.) присущи всем формам перфекционизма, однако, особенность мышления зависит от лежащей в основе этиологии. К примеру, "тирания должествования" нарциссического перфекциониста фокусируется на self ("Я должен быть идеальным"). Невозможность соответствия диктует "должествование", которое порождает мысли "Я - ничтожество", "Я - никто" (стыд). Тогда как в фокусе внимания "должествований" невротической личности находится действие которое должно быть "сделано или нет" ("Я никогда не должен злиться"). Невозможность соответствия этому ожиданию провоцирует мысли "Я плохой" (вина). Льюис (Lewis, 1971) подчеркивает, что как вина, так и стыд могут быть спровоцированы контекстом внутренних проступков, но идеализации, способствующие этому, абсолютно разные. Человек, склонный к чувству стыда, может быть одержим вопросом "Как Я мог это сделать?", тогда как подверженный чувству вины, скорее подумает: "Как я мог ЭТО СДЕЛАТЬ!" При разных расстройствах способ восприятия стремления к перфекционизму также различен. При невротических расстройствах удовлетворение можно получить от исполнения менее-чем-идеально (хотя возникает чувство вины, что не выполнил лучше). “ В жизни, большинство перфекционистов переживают как невротические, так и нарциссические элементы перфекционизма. Задача терапевта достичь "мотивационного приоритета" каждой потребности на любой стадии лечения. Stolorow & Lachmann, 1980, p. 174 Если перфекционизм невротический, то целью терапии для аналитических (Salzman, 1980)* и в особенности, когнитивно ориентированных терапевтов (см. McFall & Wollersheim, 1979) будет попытка уменьшить силу или желание соответствовать идеалам "строгого суперэго". Этот подход нельзя использовать в случае с нарциссическим перфекционизмом, поскольку существует недостаток прочности интернализированных идеалов способных регулировать самооценку пациента. Вместо того, чтобы быть связанными с моралью и идеалами, нарциссический перфекционизм отчаянно необходим для поддержания чувства собственного достоинства. Выражение сомнений насчет реальности этой грандиозной системы убеждений (или предложение идеи того, что другие люди тоже страдают от подобной проблемы) будет переживаться как угроза для клиента и встречена как попытка нанести урон по нарциссизму и может спровоцировать уход клиента из терапии. Далее в разборе клинического случая проиллюстрирован срыв терапевтического альянса из-за эмпатической сложности у терапевта в распознавании двух форм перфекционизма. Клинический случай К моменту обращения за терапией "Дэну" было 16 лет, он посещал десятый класс закрытой школы в США. Причиной обращения стали "проблемы с межличностными отношениями, которые влияли на мотивацию к школьным занятиям". Как говорилось выше, эти чувства несовершенства и разочарование отца были лишь его догадками и обычно отрицались. В действительности, он говорил, что "Я ничего не боюсь, лишь однажды я испугался высоты". - Кохут (Kohut, 1971) утверждает, что акрофобия (боязнь высоты) у нарциссической личности вызвана реакцией эго на веру в грандиозное Я, имеющее способность летать. В ходе терапии поражало отсутствие эмоций в мимике лица. Я неправильно это оценил, как подавление собственных проявлений и враждебности по отношению к отцу, чтобы избежать чувства вины (из-за отвержения), и беспокойства, связанного с выражением враждебности (т.е. внутрипсихический конфликт). Его сопротивление переносу было расценено как конфликт между враждебностью и виной. Перфекционистские требования к себе были неправильно поняты как следствие интернализации строгого суперэго отца (как разрешение эдипального конфликта). Описание Дэном своей семьи раскрыли образ отца, который требовал абсолютного успеха от Дэна как подтверждение собственной значимости. Отношения Дэна с отцом можно охарактеризовать как симбиотические, в которых отец постоянно инструктировал Дэна как поддерживать социально-принятый облик. Возможно, отец Дэна относился к нему как к селф -объекту, необходимому ему для регулирования собственной самооценки. Так, Дэн не воспринимал себя отдельно от отца. Поскольку успешных детей в городе, в котором жил Дэн, отправляли в закрытую школу, то отец Дэна чувствовал необходимость тоже его туда определить. Поначалу Дэну нравилось отзеркаливать успех (это позволяло ему чувствовать большее принятие отцом), любое свидетельство о том, что он менее идеален, чем его идеализированные сверстники, расценивалось как удар по самооценке. Его недостатки становились недостатками отца и указывали на унижение и стыд. Будучи причиной несовершенства отца, как он мог быть достойным восхищения? Обсуждая его склонность к перфекционизму, я ошибочно соотнес это с конфликтом враждебности и строго суперэго. Подвергая сомнению его стремление к идеалу, я интерпретировал это как защиту от враждебных чувств по отношению к отцу, тогда он впервые проявил эмоции. Его настроение стало подавленным, и он сказал, что воспринял мое предложение как критику, поскольку я внушал ему идею того, что он недостоин быть идеальным. Так, его пугало любое проявление враждебности по отношению к селф-объекту (отцу) и на этом моменте пациент прекратил терапию. Возвращаясь назад, становится понятно, что поддерживать осознание враждебности по отношению к человеку, воспринимаемого как селф-объект, противопоказано. Как отмечают Столороу и Лэчманн (Stolorow and Lachmann, 1980): Также и отношения Дэна с отцом были селф-объектными, недостаточно дифференцированы, чтобы позволить развиться "предстадии терапевтического альянса" (Stolorow & Lachmann, 1980) в терапевтический альянс, здесь необходимо расценивать его стремление к самосовершенствованию как нарциссическое избегание стыда, а не интерпретировать это как невротическое избегание чувства вины. Источник: psy4psy.ru Комментарии: |
|