Майкл Шермер — о том, почему критическое мышление не станет массовым явлением |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-11-14 20:55 Интервью научного скептика Майкла Шермера изданию ology.sh . Корреспондент oLogy на Geek Picnic взяла интервью у Майкла Шермера и узнала, как перестать верить в ерунду и научиться правильно спорить с фанатичными догматиками. Майкл Шермер, американский историк, главный редактор журнала «Скептик», основатель Общества скептиков — международной организации, которая занимается популяризацией науки и научного скептицизма, а также борется с распространением антинаучных мифов и суеверий. [oLogy] В юношестве вы были убеждённым христианином. Что привело вас к вере? [Майкл Шермер] Моя семья не была религиозна, на меня повлияли друзья. Я начал интересоваться этим в 17 лет — по фану. Но позже стал относиться к религии серьёзнее и подумал: «Если я верю в эту штуку, то должен изучать её». Так я стал посещать курсы по изучению Библии и поступил в Университет Пеппердайна — частное высшее учебное заведение в Калифорнии с религиозным уклоном. Получается, примерно 7 лет я был по-настоящему глубоко верующим человеком. [oLogy] Немало… А что заставило разочароваться в религии? [МШ] Это был долгий период. Я относился к вере очень серьёзно. Но позже стал увлекаться экспериментальной психологией, погрузился в эту тему и постепенно начал мыслить иначе, уже скорее как учёный. Я изучал антропологию, эволюцию, социологию и в результате стал по-другому смотреть религию. Понял, что её нужно воспринимать как сугубо культурное явление. Ведь странно получается: есть и другие религии, к которым люди относятся так же трепетно, как я к христианству. Можно ли в таком случае сказать, что моя вера правильная, а они ошибаются? Нет, потому что у них другой культурный опыт. В общем, в один момент я просто перестал верить, так как понял, что это не имеет смысла. Назад уже никогда не возвращался — всё окей. [oLogy] Какие темы сегодня больше всего беспокоят скептиков: инопланетяне, плоская Земля? [МШ] Ха, приверженцы учения о плоской Земле, конечно, странные. Они так очевидно неправы, что вряд ли с ними согласится значительное количество людей. Безумные меня не сильно заботят, куда страшнее альтернативная медицина: псевдолекарства от рака, народные рецепты, средства для долголетия. Вот в этой сфере очень много ерунды (bullshit, если дословно. — прим. oLogy). Это может быть по-настоящему опасно. К примеру, тысячи людей всё ещё верят, что вакцинация может вызвать аутизм. [oLogy] Есть антинаучные идеи, которые сейчас особенно актуальны именно в США? В России недавно на пике была борьба с гомеопатией. Интересно, что у вас в тренде. [МШ] Отрицание глобального потепления. Примерно треть, а может, и больше американцев не верят, что оно происходит. А значит, за ограничение или контроль выбросов вредных газов в атмосферу может проголосовать слишком мало граждан. [oLogy] Почему подобные убеждения настолько живучи? Почему люди не доверяют реальной науке? [МШ] Потому что аргументация ложных идей ловко маскируется под научные результаты. Ни один человек в мире не считает, что занимается псевдонаукой, — каждый верит, что делает «реальную науку». Мы живём в эпоху, когда наука имеет вес и становится престижной. Поэтому, что бы кто ни делал, он старается, чтобы это выглядело и звучало научно. Простой пример — грамотно оформленная интернет-страница с благодарностями и отзывами о средстве, которое якобы лечит от рака. Выглядит убедительно, ведь там есть признаки научности. Люди принимают фальсификацию, потому что глубоко внутри хотят в это верить. [oLogy] Назовите лучших, на ваш взгляд, просветителей, борцов с лженаукой. [МШ] Например, Дарвин и его книга «Происхождение видов» — её может прочитать каждый, хотя эту книгу сложно назвать научно-популярной. То же самое с «Эгоистичным геном» Ричарда Докинза. Она, конечно, не самая простая, но иметь профессиональное образование, чтобы её прочесть и понять, точно не обязательно. Ещё мне нравится, что делает Стивен Пинкер. У него есть книга «Чистый лист», посвящённая природе человека и мифам вокруг этого. Ещё Джаред Даймонд и его «Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ» — в 1998 году эта книга была удостоена Пулицеровской премии. Автор рассказывает, почему евразийские цивилизации выжили и заняли лидирующие позиции в мире. При этом он отрицает идею, что евразийское доминирование вызвано интеллектуальным, моральным или генетическим превосходством. [oLogy] А в интернете есть что-нибудь примечательное? [МШ] Да, популяризация науки через Youtube — это новый феномен. Такие люди, как например, Джордан Питерсон (канадский клинический психолог. — прим. oLogy), уже стали звёздами интернета. Некоторые видеоподкасты имеют миллион просмотров — больше, чем собирают американские телешоу. И это притом, что длятся просветительские видео на Youtube не 5 минут, а порой несколько часов. Контент новых медиа стал очень качественным. И там гораздо больше свободы. Это не телевидение, где тебе в рамках передачи дают ровно 6 минут, чтобы всё сказать, потом перерыв на рекламу, потом следующий гость… В интернет-блогах ты свободно и долго можешь аргументировать, объяснять — это гораздо более продуктивный способ донести научные идеи. Популярность видеоблогов доказывает, что людям это действительно интересно. К сожалению, традиционные медиа этого не предлагают: они уверены, что массовая аудитория слишком глупа и не может долго концентрироваться на чём-либо. Но на самом деле есть миллионы людей, которые готовы слушать про науку, пока они ведут машину, убираются дома или просто гуляют… [oLogy] Как думаете, критическое мышление сможет когда-нибудь стать массовым подходом к восприятию информации и победить лженауку? [МШ] Нет, ведь люди склонны верить вещам, которые кажутся правдивыми. Мы не в силах полностью избавиться от этого, но можем снизить количество псевдонаучных идей и информации и сделать так, чтобы она не причиняла вреда. Это то же самое, что задаваться вопросом: исчезнет ли когда-нибудь религия? На нашем веку вряд ли, но, может быть, когда человечество начнёт заселять Марс, колонии откажутся от религиозных идей. Это интересный вопрос, и люди точно вернутся к нему через несколько тысяч лет. [oLogy] Одна из ваших первых книг называется «Научи своего ребёнка науке». С какого возраста стоит учить ребёнка мыслить критически? [МШ] Чем раньше, тем лучше. Но это вовсе не значит внушать и навязывать идеи атеизма. Это просто способ мыслить широко и о чём угодно. [oLogy] Пожалуй, ваш главный бестселлер — это книга «Почему люди верят странным вещам». Можете ответить на вопрос в заголовке? [МШ] Доверие к мифам и предрассудкам заложено в нас природой, потому что они зиждутся на формальной логике. Что это такое? Например, кто-то увидел, что объект А находится рядом с объектом В, и сделал вывод, что между этими объектами есть взаимосвязь. На самом деле такая прямолинейная логика очень важна для обучения — первобытные люди научились так добывать огонь: они заметили, что от искр при ударе камня о камень загорается дерево, если окажется рядом. Да и сегодня обучение маленьких детей невозможно без этапа формирования подобной незамысловатой логики… Но она может научно объяснять мир только на определённом, не очень глубоком уровне. Чтобы искать истину в уйме данных и противоречивых фактов, необходимо как раз таки мыслить критически. То есть не только учитывать объекты А и B и возможную связь между ними, но и предполагать не такие очевидные взаимозависимости. Ведь вполне может оказаться, что между А и B нет контакта, зато он есть между А и P — ещё одним объектом, который тоже был рядом, но вы его сразу не заметили. Такое изменение взаимосвязей может привести к совершенно другим выводам. [oLogy] Можно ли назвать скептицизм новой религией? [МШ] Это точно не религия и не система верований. Повторюсь, это просто способ мышления. Быть религиозным — значит верить в Спасителя, но это именно вера, а не мыслительный процесс. Я не могу сказать: «Я верю в эволюцию», потому что эволюция — доказанная правда. Нельзя сказать: «Я верю в глобальное потепление». Скорее мы скажем: «Факты и данные указывают, что глобальное потепление есть». Чтобы быть христианином, достаточно верить в 6 или 7 постулатов. Не принимаешь хоть один из них — уже не христианин. Наука так не работает. [oLogy] Как скептик должен разговаривать или спорить с догматиком, чтобы убедить его в своей правоте? Прививки и аутизм Речь о скандальном исследовании 1998 года британского врача Эндрю Уэйкфилда, который якобы смог доказать связь между вакцинацией и аутизмом. Подделанные результаты были опубликованы в известном медицинском журнале The Lancet, но позднее отозваны. [МШ] В первую очередь нужно уважительно относиться к собеседнику, хотя иногда это бывает сложно. Вам должно быть интересно, что говорит оппонент. Представьте, что это эксперимент. Во-вторых, никогда не занимайтесь подменой понятий: это нечестно. Хорошо в таких спорах подходит тактика с условным названием «Железный человек» — это когда вы используете аргумент соперника, усиливаете его и затем ещё более уверенно опровергаете. Вообще, спорить важно, ведь если постоянно не убеждать догматиков, что им стоит отказаться от какой-либо идеи, они сами даже не попробуют это сделать. К примеру, очень сложно убедить глубоко религиозного человека принять эволюционную теорию, но стоит хотя бы попытаться донести до него правду. Может быть, не сразу, но он вернётся к этой теме. Всем тяжело признавать, что они бывают неправы… Ах да, главное в дискуссиях — выключите «Гитлера»! Слышали когда-нибудь про закон Годвина? Этот интернет-мем описывает явление, которое подметил в 1990-е годы американский журналист Майк Годвин в сети Usenet. Формулируется так: «По мере разрастания дискуссии в Usenet вероятность сравнения с упоминанием нацизма или Гитлера стремится к единице». Кстати, в итоге в Usenet появилось хорошее негласное правило: как только кто-то из спорщиков сравнивает своего оппонента с Гитлером, дискуссия считается оконченной, а автор сравнения — проигравшим. В общем, когда приходит «Гитлер», беседа заканчивается. Интервью брала Дарья Вяльцева. Примечания. «Закон Годвина» — Майкл Шермер здесь имеет в виду т.н. «апелляцию к Гитлеру» (что это такое — см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Reductio_ad_Hitlerum ). Usenet — который упоминает Шермер, это компьютерная сеть, которая появилась в 1980 году, до того как интернет стал публичным. https://ru.wikipedia.org/wiki/Usenet Активный прирост пользователей сети начался в 1993 году, когда американский интернет-провайдер AOL открыл к ней доступ своим пользователям. Usenet можно назвать прародителем виртуальных соцсетей: именно там возникли термины «ник», «смайл», «флуд», «бан». Источник: ology.sh Комментарии: |
|