«Игра в бога»: Как люди пытаются изменить ход эволюции

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-11-10 05:20

Трансгуманизм

Несмотря на эволюцию, человеческое тело несовершенно — начиная c того, что женщинам больно рожать, и заканчивая неэргономичным строением ног, из-за которого во взрослом возрасте нередко страдают колени. Так появился трансгуманизм — философская концепция и движение, выступающее за то, чтобы улучшить возможности сознания и организма человека с помощью науки и техники. Одни видят в управляемой эволюции человека огромное достижение прогресса, ведь цель таких изменений — устранить «недостатки» человеческого организма и улучшить качество жизни. Другие — опасную «игру в бога», которая может привести к непредсказуемым и трагическим последствиям. Разбираемся, что такое трансгуманизм, принесёт ли он нам пользу и почему многие его опасаются.

Текст: Алиса Загрядская

Будущее становится настоящим

Человек отличается от соседей по планете тем, что может осознанно влиять на среду и собственное тело — то есть фактически управлять своей эволюцией с помощью науки и технологий. Может показаться, что речь о научной фантастике, но мы уже сегодня встали на путь искусственного изменения вида.

Достижения науки, позволяющие менять и улучшать возможности организма, стали обычной практикой лечебной и эстетической медицины. Благодаря вакцинам люди перестали страдать от заболеваний, которые раньше уничтожали целые города, зубные имплантаты часто служат лучше настоящих зубов, и даже внешность можно изменить до неузнаваемости в угоду собственным представлениям о прекрасном.

Технологии и биотехнологии активно используют в искусстве — например, художница Марион Лаваль-Жанте вводила себе в кровь иммуноглобулины (белковые молекулы, вырабатывающиеся в ходе иммунного ответа) крови лошади — после подготовки ей удалось сделать это и не впасть в анафилактический шок. Киберпанк-акционист Стеларк ещё в прошлом веке сделал себе управляемую третью руку, чтобы в рамках перформанса написать ею слово «эволюция».

Художница Марион Лаваль-Жанте вводила себе в кровь иммуноглобулины крови лошади — после подготовки ей удалось сделать это и не впасть в анафилактический шок

Многие способы апгрейда тела с помощью технологий идут в народ: кто-то в домашних условиях вживляет под кожу метки, позволяющие открывать электронные замки, управлять смартфонами и ноутбуками. Недавно стартовал первый проект по редактированию генома в организме взрослого человека (то есть изменению генома, чтобы предотвратить развитие наследственных заболеваний; как правило, учёные «редактируют» геном эмбрионов). И хотя у пациентов с редким синдромом отметили улучшение, пока что учёные отзываются об успехах эксперимента сдержанно. Биохакеры испытывают на себе лекарства собственного производства, и с этим не всё однозначно: несколько месяцев назад генерального директора компании Ascendance Biomedical Аарона Трейвика нашли мёртвым в камере сенсорной депривации. Он проводил медицинские исследования без одобрения фармацевтических компаний и учёных и призывал сотрудников проводить испытания новых препаратов прямо на себе — а какое-то время назад публично вколол себе самодельную и несертифицированную вакцину от герпеса.

Словом, научные новости, которые с каждым годом вызывают всё больше резонанса, одновременно и восхищают, и вызывают много вопросов.

Наука против страданий

Философское и общественное движение за намеренное «улучшение» человека называется трансгуманизмом. Если в более традиционных представлениях человек воспринимался как творение бога или природы, то в трансгуманистической парадигме он становится сам себе творцом, то есть может и должен сознательно влиять на свою эволюцию. Тело при этом воспринимают как технику, которую можно чинить, улучшать и даже менять.

«Природные» тела действительно часто нас подводят: они болеют, страдают от аллергий, накапливают мутации. Иногда они неспособны к тому, чего хочется их обладателям, будь то зачатие ребёнка или просто возможность перестроить биоритмы на желаемые. К тому же тела легко ломаются. Из-за этого идея, что организм можно настроить определённым образом, укрепить или заменить «недостаточно совершенные» системы и органы, кажется привлекательной.

Антрополог Элис Робертс создала для канала BBC проект «идеальной» женщины: она использовала собственное тело и особенности строения разных животных, чтобы лучше изменить сделать модель собственного организма, более приспособленного к условиям среды. «Улучшенная» Элис получила устойчивые ноги, похожие на птичьи, сумку как у кенгуру, которая позволит сделать деторождение безболезненным, и собачье сердце, не склонное к инфарктам.

«Природные» тела действительно часто нас подводят: они болеют, страдают от аллергий, накапливают мутации, легко ломаются

Пожалуй, некоторые из таких изменений действительно могли бы улучшить нам жизнь. То же можно сказать об анатомии недавней звезды интернета — спроектированного инженерами, хирургом и художницей Патрицией Пиччини Грэма, человека, который приспособлен к тому, чтобы выживать в автокатастрофах. С антропологической точки зрения лишённый шеи человек с толстым черепом действительно имеет больше шансов на выживание в аварии, чем хрупкие «обычные» люди — правда, ко внешности Грэма надо ещё привыкнуть. Эти проекты, которые на первый взгляд кажутся несерьёзными, могут стать вполне реальным будущим человечества. Речь, конечно, не просто о внешности, а о том, чтобы стать такими, как нам хочется: здоровыми, выносливыми и красивыми в рамках своих представлений о прекрасном.

Изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл, разделяющий трансгуманистские идеалы, уверен, что совсем скоро умные компьютеры, не превышающие размером живые клетки, будут двигаться внутри наших тел, изменять наши органы и лечить болезни, а киборгизация избавит людей от страданий. По его прогнозам, уже в 2040-е годы человек сможет меняться изнутри благодаря нанороботам, а органы заменят более качественные искусственные аналоги. В этом Курцвейлу видится не только практический, но и этический смысл: «Наш неокортекс станет больше. Мы будем смешнее, станем музыкальнее. Мы будем сексуальнее. Мы станем воплощением собственных ценностей». Правда, к смелым идеям Курцвейла относятся неоднозначно.

Другой известный идеолог трансгуманизма, Ферейдун М. Эсфендиари, сменивший имя на FM-2030, чтобы подчеркнуть свои футуристические убеждения, написал несколько книг, посвящённых будущим превращениям человечества. В частности, ему принадлежит работа «Трансчеловек ли ты?», в которой рассказывается, как однажды мы станем транслюдьми, жизнь которых полностью регулируется наукой и техникой. Футуристическую идею транслюдей не нужно путать с трансгендерностью. Впрочем, согласно трансгуманистическим представлениям, трансгендерные люди являются как раз настоящими людьми будущего — ведь при желании они могут обращаться к достижениям современной науки, чтобы совершить трансгендерный переход.

Уже в 2040-е годы, считает футуролог Рэй Курцвейл, человек сможет меняться изнутри благодаря нанороботам, а органы заменят более качественные искусственные аналоги

Финальная, самая амбициозная и спорная цель трансгуманизма — это победа человека не только над телесными «несовершенствами» и болезнями, но и над смертью. Правда, будет ли это сделано в действительности и что поможет в этом — киборгизация, биотехнологии или оцифровка сознания, — пока что сказать нельзя.

К тому же такой подход уже сейчас вызывает много вопросов. Останется ли человек собой, если заменить все его части тела? Где заканчивается личность и начинается программа? Как, в конце концов, разрешить «трудную проблему сознания» (то есть определить, как рождается сознание) и понять, откуда берётся наш уникальный опыт? Об этом рассуждают, например, манга и аниме «Призрак в доспехах»: после аварии полицейская Мотоко Кусанаги получает полностью кибернетическое тело и на протяжении всей истории пытается разобраться, остались ли в нём её личность и сущность.

Внутри трансгуманизма существуют разные движения и направления. Например, в нём можно найти почти буддистские идеи прекращения страдания всех живых существ: биоэтический аболиционизм предлагает навсегда разобраться с болью, заменив её на сигналы здоровья и нездоровья, не приносящие дискомфорта. Постгендеризм предполагает, что люди станут счастливее, если добровольно откажутся от гендера, будут использовать репродуктивные технологии, которые сделают анатомические различия неважными, и выберут альтернативные способы размножения. Сторонники техногайянизма считают, что продвинутые технологии должны быть чистыми и безопасными и помогать восстанавливать окружающую среду. Словом, каждое социальное движение может найти что-то своё в науке и технологиях и поднять их на знамя.

Существует и международная организация трансгуманистов Humanity Plus. В её цели и задачи входят распространять информацию о трансгуманизме и поддерживать исследования, направленные на улучшение человеческого потенциала. Кстати, вступить в организацию может любой желающий, правда, членство платное.

Опасно ли влиять на эволюцию?

Мир, в котором нет места страданиям, кажется прекрасным местом. Но так ли это на самом деле? Пока оптимисты вроде Курцвейла уверены, что созданные с помощью технологий блага будут распределяться равномерно (со смартфонами же почти получилось), другие опасаются, что социальное неравенство в будущем станет только расти. В результате человечество может разделиться на касты, различия в жизни которых станут более жёсткими, чем когда-либо в истории человечества. Герберт Уэллс однажды уже придумал сценарий, при котором люди поделились на два разных вида, элоев и морлоков — потомков пролетариата и буржуазии, классовый разрыв между которыми стал слишком велик.

В конце концов, один из главных принципов киберпанка — «High tech. Low life», то есть «Высокие технологии, низкий уровень жизни», так называемый критерий Дозуа (по имени автора рецензий на романы Уильяма Гибсона, впервые употребившего слово «киберпанк»). Это предполагает, что в мире будущего развитие технологий будет соседствовать с бесправием экономически уязвимых людей, жёстким социальным расслоением и спорной моралью. «Почти всё, что мы делаем с крысами, можно проделать и с человеком. А с крысами мы можем сделать многое. Об этом нелегко думать, но это правда. Она не исчезнет, если мы закроем глаза. Это и есть киберпанк», — писал фантаст и литературовед Брюс Стерлинг в эссе «Киберпанк в девяностых».

Легче всего эти опасения проследить в поп-культуре. Часто произведения, которые строятся вокруг идей трансгуманизма, — это антиутопии, в которых все общества или целая планета приходят в упадок из-за потери контроля над морфингом человека. Так случилось во вселенной серии игр Deus Ex, где жёсткий конфликт тех, кто выступает за и против «аугментаций» (то есть микрочипов и механизмов в теле), приводит практически к гражданской войне. Примерно таким же образом пошли дела и в играх серии Bioshock, в которых честолюбивые учёные, беспринципные предприниматели и религиозные деятели свободно распространяли способы усилить возможности человека — всё кончилось массовыми беспорядками и толпами мутантов-сплайсеров, готовых атаковать протагониста за любым углом. В антиутопии «Гаттака» люди, рождённые «по старинке», то есть вне продуманного генетического программирования, подвергаются дискриминации. В романах канадского писателя и нейробиолога Питера Уоттса «Ложная слепота» и «Эхопраксия» между модифицированными людьми и нетронутыми «исходниками» пролегает огромная пропасть. Хотя, конечно, есть и позитивные сценарии: например, герои фантастических фильмов Люка Бессона выглядят довольными шумным и ярким миром будущего, да и персонажи Marvel хорошо себя чувствуют с кибернетическими руками или реактором в груди.

В антиутопии «Гаттака» люди, рождённые «по старинке», то есть вне продуманного генетического программирования, подвергаются дискриминации

По мнению философа Фрэнсиса Фукуямы, трансгуманизм — спорная с гуманистической точки зрения идеология: стремление к апгрейду будет ввергать людей в постоянную гонку, в которой каждый будет завидовать другим, и результаты могут быть непредсказуемыми. Кроме того, мы не знаем, как эти процессы отразятся на идентичности и отдельных индивидов, и социума.

Пока что большая часть страхов перед трансгуманизмом основана на предположениях: на этот момент у нас в принципе не так много материала, который можно анализировать, а технологиям ещё не удалось превзойти человеческое тело во всех аспектах. Кибернетические руки пока не соответствуют по функционалу обычной человеческой руке — и прежде чем начинать беспокоиться о будущем, стоит подумать об этом.

Тем не менее качественные изменения в организмах людей и базовых принципах жизни не могут не изменить привычные представления о человеке, которые складывались веками и тысячелетиями. Сдержать прогресс искусственно вряд ли когда-нибудь получится, так что в первую очередь стоит думать о том, как жить и действовать в новом мире и как изменимся мы сами, когда изменятся технологии. А также принимать решения, анализируя риски, а не основываясь на предрассудках.

ФОТОГРАФИИ: DmiT — stock.adobe.com (123)


Источник: www.wonderzine.com

Комментарии: