«Игра в бога»: Как люди пытаются изменить ход эволюции |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-11-10 05:20 Несмотря на эволюцию, человеческое тело несовершенно — начиная c того, что женщинам больно рожать, и заканчивая неэргономичным строением ног, из-за которого во взрослом возрасте нередко страдают колени. Так появился трансгуманизм — философская концепция и движение, выступающее за то, чтобы улучшить возможности сознания и организма человека с помощью науки и техники. Одни видят в управляемой эволюции человека огромное достижение прогресса, ведь цель таких изменений — устранить «недостатки» человеческого организма и улучшить качество жизни. Другие — опасную «игру в бога», которая может привести к непредсказуемым и трагическим последствиям. Разбираемся, что такое трансгуманизм, принесёт ли он нам пользу и почему многие его опасаются. Текст: Алиса Загрядская Будущее становится настоящим Человек отличается от соседей по планете тем, что может осознанно влиять на среду и собственное тело — то есть фактически управлять своей эволюцией с помощью науки и технологий. Может показаться, что речь о научной фантастике, но мы уже сегодня встали на путь искусственного изменения вида. Достижения науки, позволяющие менять и улучшать возможности организма, стали обычной практикой лечебной и эстетической медицины. Благодаря вакцинам люди перестали страдать от заболеваний, которые раньше уничтожали целые города, зубные имплантаты часто служат лучше настоящих зубов, и даже внешность можно изменить до неузнаваемости в угоду собственным представлениям о прекрасном. Технологии и биотехнологии активно используют в искусстве — например, художница Марион Лаваль-Жанте вводила себе в кровь иммуноглобулины (белковые молекулы, вырабатывающиеся в ходе иммунного ответа) крови лошади — после подготовки ей удалось сделать это и не впасть в анафилактический шок. Киберпанк-акционист Стеларк ещё в прошлом веке сделал себе управляемую третью руку, чтобы в рамках перформанса написать ею слово «эволюция». Художница Марион Лаваль-Жанте вводила себе в кровь иммуноглобулины крови лошади — после подготовки ей удалось сделать это и не впасть в анафилактический шок Многие способы апгрейда тела с помощью технологий идут в народ: кто-то в домашних условиях вживляет под кожу метки, позволяющие открывать электронные замки, управлять смартфонами и ноутбуками. Недавно стартовал первый проект по редактированию генома в организме взрослого человека (то есть изменению генома, чтобы предотвратить развитие наследственных заболеваний; как правило, учёные «редактируют» геном эмбрионов). И хотя у пациентов с редким синдромом отметили улучшение, пока что учёные отзываются об успехах эксперимента сдержанно. Биохакеры испытывают на себе лекарства собственного производства, и с этим не всё однозначно: несколько месяцев назад генерального директора компании Ascendance Biomedical Аарона Трейвика нашли мёртвым в камере сенсорной депривации. Он проводил медицинские исследования без одобрения фармацевтических компаний и учёных и призывал сотрудников проводить испытания новых препаратов прямо на себе — а какое-то время назад публично вколол себе самодельную и несертифицированную вакцину от герпеса. Словом, научные новости, которые с каждым годом вызывают всё больше резонанса, одновременно и восхищают, и вызывают много вопросов. Наука против страданий Философское и общественное движение за намеренное «улучшение» человека называется трансгуманизмом. Если в более традиционных представлениях человек воспринимался как творение бога или природы, то в трансгуманистической парадигме он становится сам себе творцом, то есть может и должен сознательно влиять на свою эволюцию. Тело при этом воспринимают как технику, которую можно чинить, улучшать и даже менять. «Природные» тела действительно часто нас подводят: они болеют, страдают от аллергий, накапливают мутации. Иногда они неспособны к тому, чего хочется их обладателям, будь то зачатие ребёнка или просто возможность перестроить биоритмы на желаемые. К тому же тела легко ломаются. Из-за этого идея, что организм можно настроить определённым образом, укрепить или заменить «недостаточно совершенные» системы и органы, кажется привлекательной. Антрополог Элис Робертс создала для канала BBC проект «идеальной» женщины: она использовала собственное тело и особенности строения разных животных, чтобы лучше изменить сделать модель собственного организма, более приспособленного к условиям среды. «Улучшенная» Элис получила устойчивые ноги, похожие на птичьи, сумку как у кенгуру, которая позволит сделать деторождение безболезненным, и собачье сердце, не склонное к инфарктам. «Природные» тела действительно часто нас подводят: они болеют, страдают от аллергий, накапливают мутации, легко ломаются Пожалуй, некоторые из таких изменений действительно могли бы улучшить нам жизнь. То же можно сказать об анатомии недавней звезды интернета — спроектированного инженерами, хирургом и художницей Патрицией Пиччини Грэма, человека, который приспособлен к тому, чтобы выживать в автокатастрофах. С антропологической точки зрения лишённый шеи человек с толстым черепом действительно имеет больше шансов на выживание в аварии, чем хрупкие «обычные» люди — правда, ко внешности Грэма надо ещё привыкнуть. Эти проекты, которые на первый взгляд кажутся несерьёзными, могут стать вполне реальным будущим человечества. Речь, конечно, не просто о внешности, а о том, чтобы стать такими, как нам хочется: здоровыми, выносливыми и красивыми в рамках своих представлений о прекрасном. Изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл, разделяющий трансгуманистские идеалы, уверен, что совсем скоро умные компьютеры, не превышающие размером живые клетки, будут двигаться внутри наших тел, изменять наши органы и лечить болезни, а киборгизация избавит людей от страданий. По его прогнозам, уже в 2040-е годы человек сможет меняться изнутри благодаря нанороботам, а органы заменят более качественные искусственные аналоги. В этом Курцвейлу видится не только практический, но и этический смысл: «Наш неокортекс станет больше. Мы будем смешнее, станем музыкальнее. Мы будем сексуальнее. Мы станем воплощением собственных ценностей». Правда, к смелым идеям Курцвейла относятся неоднозначно. Другой известный идеолог трансгуманизма, Ферейдун М. Эсфендиари, сменивший имя на FM-2030, чтобы подчеркнуть свои футуристические убеждения, написал несколько книг, посвящённых будущим превращениям человечества. В частности, ему принадлежит работа «Трансчеловек ли ты?», в которой рассказывается, как однажды мы станем транслюдьми, жизнь которых полностью регулируется наукой и техникой. Футуристическую идею транслюдей не нужно путать с трансгендерностью. Впрочем, согласно трансгуманистическим представлениям, трансгендерные люди являются как раз настоящими людьми будущего — ведь при желании они могут обращаться к достижениям современной науки, чтобы совершить трансгендерный переход. Уже в 2040-е годы, считает футуролог Рэй Курцвейл, человек сможет меняться изнутри благодаря нанороботам, а органы заменят более качественные искусственные аналоги Финальная, самая амбициозная и спорная цель трансгуманизма — это победа человека не только над телесными «несовершенствами» и болезнями, но и над смертью. Правда, будет ли это сделано в действительности и что поможет в этом — киборгизация, биотехнологии или оцифровка сознания, — пока что сказать нельзя. К тому же такой подход уже сейчас вызывает много вопросов. Останется ли человек собой, если заменить все его части тела? Где заканчивается личность и начинается программа? Как, в конце концов, разрешить «трудную проблему сознания» (то есть определить, как рождается сознание) и понять, откуда берётся наш уникальный опыт? Об этом рассуждают, например, манга и аниме «Призрак в доспехах»: после аварии полицейская Мотоко Кусанаги получает полностью кибернетическое тело и на протяжении всей истории пытается разобраться, остались ли в нём её личность и сущность. Внутри трансгуманизма существуют разные движения и направления. Например, в нём можно найти почти буддистские идеи прекращения страдания всех живых существ: биоэтический аболиционизм предлагает навсегда разобраться с болью, заменив её на сигналы здоровья и нездоровья, не приносящие дискомфорта. Постгендеризм предполагает, что люди станут счастливее, если добровольно откажутся от гендера, будут использовать репродуктивные технологии, которые сделают анатомические различия неважными, и выберут альтернативные способы размножения. Сторонники техногайянизма считают, что продвинутые технологии должны быть чистыми и безопасными и помогать восстанавливать окружающую среду. Словом, каждое социальное движение может найти что-то своё в науке и технологиях и поднять их на знамя. Существует и международная организация трансгуманистов Humanity Plus. В её цели и задачи входят распространять информацию о трансгуманизме и поддерживать исследования, направленные на улучшение человеческого потенциала. Кстати, вступить в организацию может любой желающий, правда, членство платное. Опасно ли влиять на эволюцию? Мир, в котором нет места страданиям, кажется прекрасным местом. Но так ли это на самом деле? Пока оптимисты вроде Курцвейла уверены, что созданные с помощью технологий блага будут распределяться равномерно (со смартфонами же почти получилось), другие опасаются, что социальное неравенство в будущем станет только расти. В результате человечество может разделиться на касты, различия в жизни которых станут более жёсткими, чем когда-либо в истории человечества. Герберт Уэллс однажды уже придумал сценарий, при котором люди поделились на два разных вида, элоев и морлоков — потомков пролетариата и буржуазии, классовый разрыв между которыми стал слишком велик. В конце концов, один из главных принципов киберпанка — «High tech. Low life», то есть «Высокие технологии, низкий уровень жизни», так называемый критерий Дозуа (по имени автора рецензий на романы Уильяма Гибсона, впервые употребившего слово «киберпанк»). Это предполагает, что в мире будущего развитие технологий будет соседствовать с бесправием экономически уязвимых людей, жёстким социальным расслоением и спорной моралью. «Почти всё, что мы делаем с крысами, можно проделать и с человеком. А с крысами мы можем сделать многое. Об этом нелегко думать, но это правда. Она не исчезнет, если мы закроем глаза. Это и есть киберпанк», — писал фантаст и литературовед Брюс Стерлинг в эссе «Киберпанк в девяностых». Легче всего эти опасения проследить в поп-культуре. Часто произведения, которые строятся вокруг идей трансгуманизма, — это антиутопии, в которых все общества или целая планета приходят в упадок из-за потери контроля над морфингом человека. Так случилось во вселенной серии игр Deus Ex, где жёсткий конфликт тех, кто выступает за и против «аугментаций» (то есть микрочипов и механизмов в теле), приводит практически к гражданской войне. Примерно таким же образом пошли дела и в играх серии Bioshock, в которых честолюбивые учёные, беспринципные предприниматели и религиозные деятели свободно распространяли способы усилить возможности человека — всё кончилось массовыми беспорядками и толпами мутантов-сплайсеров, готовых атаковать протагониста за любым углом. В антиутопии «Гаттака» люди, рождённые «по старинке», то есть вне продуманного генетического программирования, подвергаются дискриминации. В романах канадского писателя и нейробиолога Питера Уоттса «Ложная слепота» и «Эхопраксия» между модифицированными людьми и нетронутыми «исходниками» пролегает огромная пропасть. Хотя, конечно, есть и позитивные сценарии: например, герои фантастических фильмов Люка Бессона выглядят довольными шумным и ярким миром будущего, да и персонажи Marvel хорошо себя чувствуют с кибернетическими руками или реактором в груди. В антиутопии «Гаттака» люди, рождённые «по старинке», то есть вне продуманного генетического программирования, подвергаются дискриминации По мнению философа Фрэнсиса Фукуямы, трансгуманизм — спорная с гуманистической точки зрения идеология: стремление к апгрейду будет ввергать людей в постоянную гонку, в которой каждый будет завидовать другим, и результаты могут быть непредсказуемыми. Кроме того, мы не знаем, как эти процессы отразятся на идентичности и отдельных индивидов, и социума. Пока что большая часть страхов перед трансгуманизмом основана на предположениях: на этот момент у нас в принципе не так много материала, который можно анализировать, а технологиям ещё не удалось превзойти человеческое тело во всех аспектах. Кибернетические руки пока не соответствуют по функционалу обычной человеческой руке — и прежде чем начинать беспокоиться о будущем, стоит подумать об этом. Тем не менее качественные изменения в организмах людей и базовых принципах жизни не могут не изменить привычные представления о человеке, которые складывались веками и тысячелетиями. Сдержать прогресс искусственно вряд ли когда-нибудь получится, так что в первую очередь стоит думать о том, как жить и действовать в новом мире и как изменимся мы сами, когда изменятся технологии. А также принимать решения, анализируя риски, а не основываясь на предрассудках. ФОТОГРАФИИ: DmiT — stock.adobe.com (1, 2, 3) Источник: www.wonderzine.com Комментарии: |
|