Чернобыльские роботы

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Специализированный транспортный робот — это легендарный аппарат, принимавший активное участие в очистке крыши Чернобыльской АЭС от завалов высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора. Он был разработан за 3,5 месяца и уже 1 сентября 1986 года введен в эксплуатацию на месте аварии.

Робот СТР-1 для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и Луноход. Разработчик шасси один и тот же - "ВНИИТрансмаш" (институт бронетанковой техники).

Для тех, кто никуда не спешит: 2-часовая лекция (https://www.lektorium.tv/lecture/28617) от людей, имевших отношение к разработке и эксплуатации чернобыльских роботов. В начале 40-й минуты любопытные кадры испытаний и работы СТР-1.

Для тех, у кого нет времени, краткое содержание:

Роботов СТР-1 (специальные транспортные роботы) придумали, собрали и испытали за полтора месяца. ВНИИТрансмаш широко использовал в них обкатанные космические и военные решения.

Масса 900 кг, тяговое усилие 700 кг, шесть электрических мотор-колес, серебряно-цинковые аккумуляторы.

Время работы от аккумуляторов 6-8 часов.

СТР-1 были созданы конкретно для работы на кровле разрушенной АЭС; там они сгребали бульдозерными отвалами радиоактивные обломки и сбрасывали их в отверстие в кровле. По ходу работ для расчистки труднодоступных мест была реализована идея прикрепить к приводу отвала брандспойт, подключить его к системе водоснабжения и смывать недоступный мусор водой.

Роботов (всего их было 2 шт.) поднимали на кровлю энергоблока краном или вертолетом. Там же на крыше устанавливали телекамеры (плюс три камеры было на роботе), антенны управления и зарядное устройство. Пост управления находился в здании АЭС. Оператор по мониторам следил за ситуацией и по радио управлял машиной; задержка отклика робота на команды составляла менее секунды.

На завершающем этапе работ для экономии энергии среднюю пару мотор-колес демонтировали.

Были на кровле и другие роботы. По словам трансмашевцев, одни конкуренты (немецкие) не смогли работать при высоком уровне радиации - не выдержала электроника, а другие (отечественные) получали питание по кабелям. Кабели путались в обломках, загрязнялись, поэтому те машины показали себя не очень хорошо.

Из нюансов СТР-1:

- блок электроники был защищен 12 мм свинца;

- там, где было возможно, применяли не электронику, а релейные схемы;

- в процессе проектирования выяснилось, что старая электрическая изоляция при высокой радиации ведет себя лучше, чем современные на тот момент материалы, которые осыпались;

- стекла телекамер под воздействием жесткого альфа- и бета-излучения желтели, а через неделю темнели и приходили в негодность.

Считается, что два робота СТР-1 позволили не привлекать к опасным работам по уборке радиоактивных материалов примерно тысячу человек.


Источник: engineering-ru.livejournal.com

Комментарии: