Языки из пробирки

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-10-29 05:39

лингвистика

Искусственные органы и ткани спасают людям жизнь. Без развития искусственного интеллекта мы не мыслим технический и социальный прогресс. За этими изобретениями будущее. Но зачем создаются искусственные языки? Делают они чью-то жизнь лучше или, наоборот, мешают науке? Могут ли искусственные языки вытеснить естественные? Об этом мы поговорили с лингвистом Александром Пиперски.

Разложить мир по полочкам

[Анастасия Долгова] Как профессиональное лингвистическое сообщество относится к искусственным языкам?
[Александр Пиперски] Прохладно. Многие так даже с некоторым презрением. Основная идея современного языкознания — изучать язык как объект естественный. Представьте себе биолога-эволюциониста — будет ему интересно узнать, что какой-то селекционер вырастил чуть более сладкий сорт клубники?

[АД] Может ли искусственный язык быть хоть чем-то полезен лингвистам?
[АП] Да, он заставляет задуматься о том, чего не может быть в языке естественном и почему. Заставляет нас задуматься о пределах естественного.

[АД] Но всё-таки… В мире и так около семи тысяч языков, далеко не все из них полноценно изучены. Зачем изобретать ещё?
[АП] У тех, кто создаёт искусственные языки, цели самые разные. Но можно выделить три главные: лучше отражать сущность мира, создать нейтральный язык для международного общения и, наконец, третья цель — придать рельефность художественному фильму или книге.

[АД] Начнём с первой группы. Как упорядочить мир при помощи языка?
[АП] Вот смотрите, в русском языке есть слова «тигр», «лев» и «кошка». Они совершенно непохожи друг на друга, хотя мы понимаем, что это очень близкие животные. Многим приходило в голову создать такую систему классификации, чтобы лев, тигр и кошка обозначались похожими словами, — так устроены философские языки. Один из самых известных — аналитический язык Джона Уилкинса.
Он поделил мир на 40 классов, внутри которых выделил роды и виды. Каждому классу соответствует слог (согласный + гласный), каждому роду — согласный, каждому виду — гласный. Zi (класс «звери») + t (род 5) + ? (вид 1) дают слово «собака» — zit?. Какое-нибудь животное, похожее на собаку, на аналитическом языке Уилкинса будет отличаться от zit? одним звуком.
Идея, конечно, красивая, но очень сложно построить тотальную систему классификации. Помните у Борхеса:
«Все животные делятся:
а) на принадлежащих Императору,
б) набальзамированных,
в) прирученных,
г) молочных поросят,
д) сирен,
е) сказочных,
ж) бродячих собак,
з) включённых в эту классификацию,

о) похожих издали на мух».
Собственно, писатель и придумал эту пародию для того, чтобы указать на несовершенство языка Уилкинса.

Как разговаривать со всей планетой

[АД] Хорошо. Философские языки нужны, чтобы упорядочить мир. А зачем создавать языки международного общения, если для этой цели успешно используются естественные языки: сейчас английский, раньше французский, латынь и другие?
[АП] Вспомогательные языки устроены так, чтобы их было легко учить. Там простая грамматика, нет исключений. Возьмём правила языка эсперанто. Все существительные заканчиваются на -о (kato — кот), во множественном числе добавляется -j (katoj — коты), в винительном падеже — n (katojn — котов). Запомнили?

[АД] Ну да, это несложно.
[АП] Так вот, вы выучили три правила, а всего их шестнадцать. Освоить можно за пару часов. Серьёзное преимущество, правда?

[АД] Эсперанто — самый известный среди искусственных языков международного общения. Но явно не единственный?
[АП] Разумеется, их было много. Предшественник эсперанто — волапюк — тоже пользовался популярностью, но быстро её утратил. Волапюк был создан на 10 лет раньше эсперанто и имеет особенности, которые делают его менее пригодным для международного общения.
Слова изменены так, чтобы язык был не похож ни на один известный. Само его название образовано от английских слов «вол» (world, мир) и «пюк» (speak, говорить), но они искажены настолько, что не опознаются. Это менее удобно, чем эсперанто, большинство корней в котором знакомо людям, говорящим на романских и германских языках.

[АД] Естественные языки распространяются в результате международных контактов: при колонизации, торговле… А как приходит популярность к языкам искусственным, которые зачастую создаются одним человеком?
[АП] Вот сконструировали вы или я новый язык. Можно, конечно, выложить его в интернет, но вряд ли тысячи пользователей тут же начнут его изучать. А вот организовать сообщество — довольно нетривиальное решение, которое требует специфических навыков.

Мне кажется, многое зависит от личности самого автора. Создателей языков можно условно разделить на «безумных» и «не совсем безумных». Для успеха надо быть достаточно безумным: не жалеть сил и времени на пропаганду своего детища, избрать и придерживаться правильной стратегии поведения.
Например, Людвик Лазарь Заменгоф, изобретатель эсперанто, выпускал книги, собирал вокруг себя людей, которые хотели изучать новый язык, не акцентируя внимания на своей личности. Ученики называли его «маэстро», но он отказывался от любых почестей и знаков признания. А создатель конкурирующего языка международного общения волапюк Иоганн Шлейер основал академию и стал её главой. Видимо, стратегия Заменгофа была более разумной.

[АД] Как выучить искусственный язык? Допустим, я хочу записаться на курсы. Куда обратиться? Есть ли вообще эти курсы, преподаватели?
[АП] Смотря какой язык вас интересует. Противопоставление, кстати, очень простое: эсперанто vs. все остальные. Курсы эсперанто есть, их создают увлечённые люди. Например, в Москве из таких курсов вырос Московский фестиваль языков. Его организаторы не только популяризируют эсперанто, но и борются за языковое разнообразие вообще. А вот найти курс волапюка или какого-нибудь языка из сериала или книги сложнее.

[АД] У энтузиастов, скажем, эсперанто есть какая-то другая цель, кроме поддержания его существования? Вряд ли они воспользуются этим языком на международной конференции, если только она не посвящена самому эсперанто.
[АП] Это непростой вопрос. Похоже, что все мероприятия, на которых употребляется эсперанто, центрированы вокруг самого языка. Получается замкнутый круг. На научных конгрессах на эсперанто не говорят. Международные переговоры на нём не ведутся. Пожалуй, это просто увлечение, которое позволяет находить единомышленников в разных странах. Как коллекционирование марок. Скорее всего, эсперанто занял именно эту нишу.

[АД] По каким законам развивается искусственный язык и в чём отличие от жизненного цикла языка естественного?
[АП] Сконструированный язык вполне может жить естественной жизнью — если им начинают пользоваться люди. Он обрастает идиомами, региональными вариантами. Опять же лучше всего это видно на примере эсперанто. Оказалось, что носители русского немного иначе говорят на эсперанто, чем, скажем, носители французского.
Возникает вопрос, насколько язык нормирован. Академия эсперанто постановила, что основой этого языка является книга Заменгофа Fundamento de Esperanto 1905 года и что описанные в ней правила никогда не будут меняться. Например, существительные во множественном числе заканчиваются в эсперанто на -oj. В естественных языках, как известно, происходят изменения: например, этот дифтонг может перейти в [i], как в греческом. В эсперанто этого быть не может, потому что есть нормирующая инстанция, которая запрещает изменения. Но она не запрещает употреблять новые фразеологические обороты.

[АД] Может ли искусственный язык стать родным?
[АП] Самый известный случай такого рода — это, конечно, иврит. Бен-Йехуда учил сына искусственно воссозданному древнееврейскому языку, запрещая общаться на других языках, в частности на идиш. Эксперимент оказался удачным: сын стал первым носителем возрождённого иврита. Правда, отца ненавидел.
Эсперантисты тоже учат своих детей эсперанто. Но, как правило, не запрещают говорить на других языках, потому что у эсперанто другая идеология. Он призван не замещать естественные языки, а быть их дополнением. Получается вполне гармонично — вырастают билингвы. Таких людей в мире несколько тысяч.

Лингвистика для инопланетян

[АД] О философских языках и языках международного общения мы поговорили. Осталась одна категория — наречия, созданные для книг и фильмов.
[АП] Лично мне они кажутся самыми интересными. Сконструировать нечто, непохожее на естественный язык, — задача не из лёгких. Например, я очень люблю языки хорукор и птидепе, которые придумал Вацлав Гавел для своей пьесы «Меморандум».
Эти языки интересны своими теоретико-информационными свойствами. В одном из них, птидепе, избыточность доведена до максимума: никакие два слова не могут быть похожи друг на друга больше чем на 40%, а в хорукоре слова, наоборот, очень похожи. В итоге ни тем ни другим языком пользоваться невозможно. Например, самое длинное слово в птидепе со значением «речной стриж» состоит из 319 букв.

[АД] Как давно авторы художественных произведений начали создавать языки?
[АП] Уже в произведениях Джонатана Свифта были намётки искусственных языков, но особенно популярно это стало во времена Толкина. После «Властелина колец» практически любой автор, создававший собственную вселенную, изобретал для неё язык.
Сейчас даже специальность такая есть — лингвоконструктор, профессиональное сообщество сформировалось. Первым человеком, разработавшим язык для сериала, является, видимо, Марк Окранд, автор клингонского в сериале Star Trek («Звёздный путь»). Из последнего можно вспомнить фильм «Аватар», для которого лингвист Пол Фроммер создал язык на’ви, и, конечно, «Игра престолов», для которого Дэвид Петерсон сконструировал дотракийский.

На примере Петерсона эту профессионализацию, кстати, легко проследить. Будучи членом общества искусственных языков, он выиграл конкурс на создание языка для сериала, объявленный создатели «Игры престолов». Дэвид — первый человек, который регулярно занимается конструированием языков на профессиональной основе.

[АД] Какой из языков, созданных для художественных произведений, кажется вам самым интересным?
[АП] Больше всего я люблю язык на’ви из «Аватара». Это коллекция типологических странностей, позаимствованных из многих языков. Например, там есть тройственное число, что достаточно необычно. А ещё показатели положительных и отрицательных эмоций, которые встраиваются в глагольную словоформу, — в естественных языках такое встречается, но совсем в другом виде.

[АД] Что ожидает искусственные языки? Может, искусственный интеллект будет создавать их без помощи человека?
[АП] Вопрос в том, что называть языком. Так же непонятно, может ли искусственный интеллект писать стихи. Мы смирились с генерацией текстов машиной. Но поэзия ли это? Поговаривают, что в нейронных сетях Google Translate стали возникать подобия вспомогательных языков для перевода, но так ли это и как к этому относиться, пока непонятно. Может, когда-нибудь языки и будут создаваться без помощи человека.


Источник: ology.sh

Комментарии: