«Все они хотят вас хакнуть». Как выжить и остаться собой в 2050 году  

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Во второй половине XXI века наш мир ждут невероятные перемены. Уже через 30 лет человек встанет перед непростым выбором будущего. Нам придется не только освоить новейшие технологии, но и остаться при этом людьми в привычном понимании.

Известный израильский ученый и автор бестселлера «Sapiens: Краткая история человечества» Юваль Ной Харари считает, что процесс формирования нового человека уже начался, и его не остановить. Инфо24 публикует перевод его колонки о мрачном, но великом будущем человечества.

Перемены — единственное постоянство

Человечество живет в эпоху стремительных перемен. Как никогда актуальным становится вопрос, каким образом подготовить себя и детей к существованию в мире, который непредсказуемо меняется с беспрецедентной скоростью. Родившимся сегодня к 2050 году будет 30 с небольшим. Возможно, они смогут продолжать вести активную жизнь и в XXII веке. Но какими навыками нужно сейчас обучать ребенка, чтобы в мире после 2050 года ему жилось комфортно, какие умения будут наиболее цениться при приеме на работу, какие знания понадобятся, чтобы найти свое место в жизни?

К сожалению, точного ответа на вопрос, каким будет мир во второй половине нынешнего века, не может дать никто. Люди никогда не могли достоверно предсказывать будущее. Но сейчас это сложнее, чем когда-либо.

С развитием технологий и возможностей конструировать тело, мозг и даже разум, уже ни о чем нельзя будет говорить наверняка, даже о тех вещах, которые на протяжении веков считались константой.     

В 1018 году люди также не могли достоверно предположить, как будут развиваться события на протяжении следующих десятилетий, но была уверенность в том, что базовые основы существования не претерпят особых изменений. Если бы вы жили в Китае в 1018, то могли бы с некой долей вероятности предполагать, что к 1050 году падет империя Сун, что монгольские племена нападут с севера, а чума унесет миллионы жизней.

Но также можно было утверждать, что люди будут по-прежнему заниматься земледелием и ткачеством, правители будут по-прежнему опираться на армию и чиновников, мужчины будут доминировать над женщинами, а человеческое тело не претерпит никаких изменений.

В 1018 простолюдины учили своих детей, как собирать рис и ткать шелк, в более привилегированных сословиях мальчиков обучали грамоте, каллиграфии и военному делу, девочек — быть скромными и послушными хранительницами домашнего очага. Было очевидно, что все эти навыки пригодятся ребенку в 1050 году.       

Однако в 2018-м мы имеем намного более смутное понятие о том, как Китай, да и весь остальной мир будут выглядеть в 2050 году. Сложно представить, чем люди начнут зарабатывать на жизнь, как будут функционировать армия и бюрократический аппарат, какими станут межполовые отношения. Возможно, люди станут жить существенно дольше, а тело претерпит революционные изменения с развитием биоинженерии и нейро-компьютерного интерфейса.

Велика вероятность, что многое из того, чему мы сейчас учим детей, окажется бесполезным и неактуальным уже через несколько десятилетий.

До сих пор в школах учебный процесс во многом основывается на зазубривании данных. Это было разумно в те времена, когда доступ к информации был ограничен, а сама она добывалась по крупицам.

Например, если бы вы жили в небольшом провинциальном мексиканском городке в 1800 году, то получить полноценные знания об устройстве мира было бы проблемой, ведь не было ни радио, ни телевидения, ни ежедневных газет, ни публичных библиотек.

Даже если вы были грамотны и имели доступ к частной библиотеке, то вам были бы доступны в основном романы и религиозные трактаты. Далеко не все книги можно было издать из-за мощной политической и религиозной цензуры. Точно также обстояли бы дела, живи вы в те времена в небольшом городке, в России, Индии, Турции или Китае.

Теперь, всего два с небольшим века спустя, нас буквально накрывает волна информации, которую уже бесполезно пытаться цензурировать.

Но с ней мы получаем и дезинформацию, и поток нерелевантных данных. Если вы сейчас живете в мексиканской провинции и у вас есть смартфон, то можно потратить жизнь на чтение «Википедии», прослушивание лекций на TED и прохождение бесплатных онлайн-курсов. 

Времени уже нет

Сейчас ни одно правительство не в состоянии блокировать неугодную информацию. Но есть другой довольно простой и действенный способ манипулирования —  вброс противоречивых сведений и отвлечение общественного внимания. От получения ответа на тот или иной вопрос сегодня нас отделяет один клик. Но источников слишком много, и сложно разобраться, какой из них действительно заслуживает доверия.

В итоге, погрязнув и окончательно запутавшись в политической или научной повестке, мы, махнув на все это рукой, переключаем на видео с котиками, светские сплетни или порно. 

В таких реалиях вкладывать в головы школьникам как можно больше информации — едва ли не последнее, что стоит делать учителям. Она и так окружает нас в избытке. Вместо этого надо учиться работать с данными, понимать смыслы, четко отличать важное от несущественного, чтобы сформировать всеобъемлющую картину мира. 

Справедливости ради, надо сказать, что все вышеперечисленное укладывается в основанную на либеральных идеях концепцию западного образования. Однако в современных школах ей зачастую следуют не до конца. 

Учителя занимаются тем, что стараются вложить в детей информацию и одновременно заставить их думать самостоятельно.

Предполагается, что поскольку учащимся дают много данных и немного свободы, они будут формировать собственную картину мира, и даже если это поколение не сможет объединить всю информацию в последовательную и содержательную историю, останется много времени, чтобы сделать это в будущем.

Но времени у нас уже нет. Наши решения в ближайшие несколько десятилетий будут определять будущее самой жизни, но мы сможем их принимать только через призму нынешнего мировоззрения.

Если этому поколению не будет дано исчерпывающего представления о вселенной, будущее будет твориться наугад. 

Помимо общей информации в школе учат и более прикладным навыкам: решать дифференциальные уравнения, писать компьютерный код, проводить химические опыты или переводить с китайского.

Но не имея никакого понятия о том, как будет выглядеть рынок труда в 2050 году, сложно сказать, какие практические навыки реально пригодятся в будущем.

Можно приложить немалые усилия и научить детей писать код на C++ или говорить по-китайски, а по прошествии лет обнаружить, что искусственный интеллект справляется с написанием компьютерного кода намного лучше человека, а приложение Google Translate усовершенствовалось до того, что с его помощью можно вести свободную беседу хоть на мандаринском, хоть на кантонском диалекте, даже если реальные познания в китайском не продвинулись дальше «ни хао». 

Но чему же тогда учить в школе? Многие эксперты в области педагогики поддерживают концепцию «четырех К» — критическое мышление, коммуникации, коллаборация и креативность.

В широком смысле школе стоит меньше фокусироваться над техническими умениями и уделять больше внимания развитию жизненных навыков для решения как можно более широкого круга задач.

Одной из важнейших будет способность адаптироваться к изменениям, обучаться новому и сохранять эмоциональный баланс даже в самых неожиданных ситуациях.

Чтобы идти в ногу со временем в 2050 году надо будет не только выдвигать новые идеи и создавать новые продукты.

Человек должен будет снова и снова обновляться сам, подобно операционной системе компьютера.  

С изменением мира будет преобразовываться не только экономическая модель, но и само понятие «быть человеком». «Все твердое тает в воздухе», говорилось в «Манифесте Коммунистической партии» 1848 года. Тогда Карл Маркс и Фридрих Энгельс подразумевали социальные и экономические структуры.

К 2048-у можно будет сказать, что физические и когнитивные структуры тают в воздухе, точнее в бескрайнем облаке бит информации. 

Переезд в киберпространство

В 1848-м миллионы людей начинали перебраться из деревень в города, где активно развивалась промышленность, чтобы работать на фабриках. Оторвавшись от земли и получив рабочую профессию, они зачастую продолжали трудиться на одном месте до конца жизни. 

В 2048 люди, возможно, начнут перебираться в киберпространство, где гендерная идентификация станет расплывчатой, а компьютерные импланты позволят расширить границы спектра доступных сейчас человеку чувств и ощущений. 

В недалеком будущем чьей-то работой может стать, например, создание модных образов для участников виртуальной видеоигры в 3D. Но пройдет еще 10 лет и с подобными заданиями, требующими хорошо развитого креативного мышления и фантазии, начнет без труда справляться искусственный интеллект.

И если в 25 лет на сайте знакомств кто-то представится как «25-летняя гетеросексуальная женщина, которая живет в Лондоне и работает в магазине модной одежды», то к 35-и превратится в «гендерно нейтрального человека, находящегося в стадии возрастной корректировки, чья неокортикальная активность происходит в основном в виртуальном мире, а жизненная миссия заключается в том, чтобы заглянуть за такие горизонты, куда еще не удавалось ни одному модному дизайнеру».

Но к 45-и свидания и самоопределение могут стать пережитками прошлого. Нужно будет всего лишь алгоритмически найти, а может и создать, идеальную пару.  

Что касается моды и дизайна – людей уже настолько превзойдут алгоритмы, что личные достижения, вызывавшие не так давно чувство гордости, заставят едва ли не краснеть.

И после 45 лет у человека впереди будет еще много десятилетий жизни и много радикальных перемен.

Не стоит воспринимать вышеописанное буквально. Никто не знает, как на самом деле будет выглядеть мир во второй половине XXI века. С полной уверенностью можно лишь заявлять о том, что он изменится. В недалеком будущем кардинальные перемены могут стать основной базовой составляющей самой жизни, ее самым характерным признаком.

«Кто я?»

С незапамятных времен человеческая жизнь была разделена на два этапа: период обучения и следовавший за ним период работы. В ходе первого вы накапливали знания, развивали навыки, формировали мировоззрение.

Даже если в 15 лет вы проводили большую часть дня на семейном рисовом поле, а не в школе, то все равно проходили процесс обучения, узнавая, как выращивать рис, как вести переговоры с жадными торговцами из города и как разрешать земельные конфликты с соседями.

Затем вы начинали полагаться на накопленные знания, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать деньги и вносить свой вклад в жизнь общества. Конечно, даже в 50 лет вы продолжали узнавать новые вещи о рисе, о торговцах и о конфликтах с соседями, но это были лишь небольшие штрихи к хорошо усвоенным знаниям.   

К середине XXI века резкая изменчивость мира и увеличение продолжительности жизни сделают эту модель неактуальной.

Между этапами человеческого существования будет становиться все меньше и меньше преемственности, а на первое место выйдет вопрос: «Кто я?», и поиск ответа на него станет сложнее, чем когда-либо.

Все это будет сопровождаться высочайшим уровнем стресса. Ведь перемены – это почти всегда беспокойство, особенно учитывая тот факт, что после определенного возраста люди перестают хотеть чего-то нового.

В 15 лет жизнь – это одни сплошные перемены: тело растет и изменяется, разум развивается, отношения становятся глубже и сложнее. Перед человеком открываются новые горизонты и новые аспекты мира, который только предстоит завоевать.

Но в 50 нам зачастую уже не хочется перемен, а мысли о завоевании мира перестают будоражить.

Человек начинает предпочитать стабильность. Ведь он уже столько усилий вложил в учебу, карьеру, развитие личности и формирование собственного мировоззрения, что не возникает никакого желания начинать сначала. Чем больше сил положено на достижение цели, тем сложнее распрощаться с достигнутым, чтобы освободить место для нового.

Конечно, некоторые могут оставаться открытыми для изменений, но большинство людей за 50 все же не готовы к кардинальной перестройке основополагающих составляющих своей личности.  

Всему этому есть биологическое обоснование. Мозг взрослого человека, хоть и оказался более гибкой структурой, чем еще недавно считалось, но все же серьезно уступает в податливости мозгу подростка.

Но середина XXI века – не то время, когда можно будет позволить себе быть стабильным.

Если хвататься за привычные устойчивые явления и понятия, будь то определенная работа, устоявшееся мировоззрение или самоидентификация, то велик риск, что мир пролетит мимо со свистом, и вы останетесь не у дел.

Чтобы продолжать быть актуальным, — не только экономически, но прежде всего, социально — вам понадобится способность постоянно учиться и обновлять себя. Тем более 50-летний возраст из-за роста продолжительности жизни, вполне возможно, начнет считаться молодым.

Без опоры на опыт

Поскольку странность будет превращаться в новую норму, опираться на личный предыдущий опыт, как и опыт человечества в целом, станет все менее надежно.

И каждому отдельно взятому человеку, и всему человечеству придется иметь дело с вещами, с которыми раньше никто никогда не сталкивался: суперумными машинами, алгоритмами, способными манипулировать эмоциями, искусственно созданными климатическими катаклизмами и возможностью изменять и конструировать тело.

Какие действия будут считаться правильными, когда вы окажетесь в беспрецедентной ситуации? Что делать, когда накрывает волной разнородной информации, которую вы не в состоянии ни усвоить, ни проанализировать? Как жить в мире, где полнейшая неопределенность является не багом, а характерным свойством?

Чтобы не просто выжить, но и процветать, необходимо будет обладать изрядной гибкостью мышления, и огромными внутренними резервами для поддержания эмоционального баланса. Раз за разом нужно будет отказываться от того, что лучше всего знакомо, и справляться с дискомфортом перед лицом неизведанного.

Но, к сожалению, научить детей с легкостью принимать неизвестное и поддерживать психологический баланс намного сложнее, чем объяснить, как решить уравнение или почему началась Первая мировая.

Нельзя научиться эмоциональной гибкости и способности быстро восстанавливать душевные силы, прочитав книгу или прослушав лекцию. Сейчас педагогам и самим нередко недостает этих качеств.

Эпоха промышленной революция оставила нам в наследство концепцию образования конвейерного типа.

В каждом городе стоит большое бетонное здание, разделенное на множество одинаковых комнат. В каждой комнате стоят столы и стулья. По звуку звонка вы идете в одну из таких комнат с еще 30 людьми, родившимися в том же году, что и вы. Каждый час в комнату заходит взрослый и начинает говорить. Один рассказывает о форме Земли, другой – о прошлом человечества, третий – о человеческом теле. Все они получают за это деньги от государства.

Легко смеяться над этой моделью, и многие согласны с тем, что сегодня она выглядит несостоятельно, хоть и была успешна в прошлом. Но жизнеспособную масштабную альтернативу мы пока не изобрели. Такую, которая с успехом применялась бы в сельских районах бедных стран, а не только в богатых пригородах Сан-Франциско.

Кто хакнет человека первым?

Лучший совет, который можно дать сегодняшнему 15-летнему подростку, сидящему за партой где-нибудь в Мексике, Индии или Алабаме, – не слишком полагайся на взрослых. Большинство из них неплохие люди, просто не очень хорошо понимают мир.

В прошлом следовать за взрослыми было наилучшим вариантом, потому что они были хорошо знакомы с окружающей действительностью, которая менялась неспешно.

Но XXI век будет совсем иным.

Из-за наступающих все быстрее перемен становится сложнее отличить, являются слова старших актуальной по сей день вековой мудростью или устаревшей предвзятостью.  

Но на что или кого тогда можно положиться? Может быть, на технологии? Это стало бы еще более рискованным шагом.

Действительно, технологии могут дать немало, но если они получат слишком много контроля над вашей жизнью, то вы окажетесь их заложником.

Тысячи лет назад человечество придумало сельское хозяйство, и эта технология обогатила лишь узкую прослойку элиты, фактически поработив остальных.

Большинство людей трудились в полях от рассвета до заката, выпалывая сорняки, таская воду и собирая зерно под палящим солнцем. Подобное, с поправкой на изменившиеся реалии, может случиться и с вами.

В самих по себе технологиях нет ничего плохого. Если вы знаете, чего хотите от жизни, они могут вам этого добиться. Но если представления туманны, в обозримом будущем для них не составит труда сформулировать цели за вас и взять под контроль вашу жизнь.

Развиваясь, технологии все лучше понимают людей, и однажды настанет тот час, когда не они начнут служить вам, а вы им.

Видели когда-нибудь людей, которые бредут по улице, как зомби, уставившись в экран смартфона? Как думаете, они контролируют технологии или технологии их?      

В таком случае, надо полагаться только на себя? Отличный выход, если вы живете на улице Сезам или являетесь героем старого диснеевского мультфильма. Но в обычной жизни это не слишком здорово работает, это успел понять и Дисней.

Как и в недавнем мультфильме «Головоломка», в реальном мире люди не так уж хорошо знают самих себя, а когда пытаются прислушиваться к себе, легко становятся жертвами внешних манипуляций.

Голос, который мы слышим в собственной голове, никогда не заслуживал серьезного доверия, потому что на него оказывают влияние государственная пропаганда, идеологическая промывка мозгов, коммерческая реклама, не говоря уже о биохимических сбоях.  

С развитием биотехнологий и машинного обучения станет все легче манипулировать самыми сокровенными человеческими желаниями и эмоциями: совет «следуй за своим сердцем» станет попросту опасным.

Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu и государственные власти научатся играть на струнах вашего сердца и нажимать нужные кнопки в мозгу, сможете ли вы уловить, где кончается ваше «я» и вступают в игру их маркетологи?  

Чтобы справиться с такой сложной задачей, понадобится много работать, дабы лучше разобраться в собственной операционной системе. Осознай, кто ты есть и чего хочешь от жизни – звучит как самая заезженная рекомендация из книги типа «познай себя».

Философы и пророки на протяжении тысячелетий призывали людей именно к этому. И этот совет никогда не был более актуален, чем в XXI веке, потому что в отличие от времен Лао-цзы или Сократа, сейчас у вас серьезные конкуренты.

Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительства – все они хотели бы вас «хакнуть». Не ваш смартфон, не ваш компьютер, не ваш банковский счет, а именно вас и вашу органическую операционную систему.

Нет сомнений, что мы живем в эпоху компьютерных взломов. Но это лишь наполовину правда: на самом деле, мы живем и в эру взлома живых людей.  

Программы и алгоритмы наблюдают за вами прямо сейчас, следят, куда вы ходите, что покупаете и с кем видитесь. Скоро они начнут отслеживать каждый ваш шаг и каждый вздох. Опираясь на большие данные и машинное обучение, они получают все больше информации, и однажды алгоритм будет знать вас лучше, чем вы сами, сможет заниматься манипуляциями и контролем, а вы будете не в состоянии толком этому противостоять.

Вы будете жить в «Матрице» или «Шоу Трумана». Очевидно, что правительства таким развитием технологий непременно воспользуются в своих целях.

Конечно, можно оставаться абсолютно счастливым, просто отдав все на усмотрение алгоритма, который будет решать, что лучше для вас и для остального мира. Если вы так считаете, просто расслабьтесь и плывите по течению, все сделают за вас.

Но если вы все же хотите сохранить контроль над собственной жизнью и самостоятельно определять будущее, то придется обогнать и алгоритмы, и Amazon, и правительства, познать себя быстрее, чем это сделают они. Чтобы бежать быстро, не берите с собой много багажа и оставьте все иллюзии – это лишний груз.


Источник: info24.ru

Комментарии: