В Университете ИТМО открылась научная лаборатория цифровых гуманитарных исследований |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-10-11 15:11 Это первый проект в Петербурге, посвященный Digital Humanities — дисциплине на стыке компьютерных и гуманитарных наук. Среди направлений международной научной лаборатории, где будут работать как программисты, так и специалисты в гуманитарных дисциплинах, — визуализация данных, картирование, а также интеграция работы с большими данными и машинным обучением в интердисциплинарные проекты. DHlab: как и для чего создавалась новая международная лаборатория Digital Humanities (в русском языке можно встретить термины «цифровые гуманитарные науки», «цифровая гуманитаристика») — это область исследований, а также обучения и созидания, созданная на стыке компьютерных и гуманитарных наук. Исходя из определения, закрепившегося в зарубежной практике, направление предполагает использование оцифрованных материалов и объединяет методологии из традиционных гуманитарных наук (таких, как история, лингвистика, литература, музыка и других) с информационными технологиями, предоставляя инструменты и открывая новые возможности для сбора и визуализации данных, а также информационного поиска, интеллектуального анализа данных и применения матстатистики (Подробнее о развитии Digital Humanities мы рассказывали здесь) И если за рубежом о направлении активно говорили на протяжении последних десятков лет, то в России, несмотря на ряд удачных интердисциплинарных проектов, не сложилось четкого определения направления и единого научного сообщества, продвигающего идеи DH, говорит Антонина Пучковская, кандидат культурологии, старший преподаватель Центра изучения иностранных языков. Поэтому задачей новой международной научной лаборатории цифровых гуманитарных исследований (DHlab), открывшейся в Университете ИТМО, будет прежде всего создание центра притяжения для специалистов как из области Computer Science, так и исследователей из гуманитарной сферы, а также помощь в развитии интердисциплинарных проектов. «Направление Digital Humanities не ново во всем мире: по сути, все, что мы видим в интерактивных музеях, и есть следствие проектов из этой сферы. Но в России, в целом, и Петербурге, в частности, цифровая гуманитаристика пока представлена мало: нет единого комьюнити и объединяющей базы. Поэтому мне, как исследователю этой сферы, хотелось создать центр притяжения и дать старт тому, чтобы появилось сообщество людей, питающих интерес к этому проблемному полю. Мы открыты к тому, чтобы привлекать специалистов из разных вузов, особенно мы ждем гуманитариев, потому что Университет ИТМО очень силен IT-специалистами. Наша цель — создавать интересные коллаборации», — говорит Антонина Пучковская, руководитель международной научной лаборатории цифровых гуманитарных исследований. Проекты и направления исследований
Отправной точкой для создания лаборатории стала реализация проекта «Ретроспективная визуализация культурообразующих топонимов г. Санкт-Петербурга на основе корпусного анализа историко-культурологических и художественных источников» — соответствующий грант Университета ИТМО на проведение экспериментального прикладного исследования Антонина Пучковская выиграла в начале мая 2018 года. Цель проекта — создать интерактивную карту Санкт-Петербурга, на которой будут отображены объекты и связи между ними. Например, пользователь с помощью интеллектуального поиска сможет узнать, где дирижировал Чайковский или какие кафе и рестораны он посещал, — в результате все объекты, связанные с интеллектуальным поиском, подсветятся на карте. Это интердисциплинарное исследование, сегодня в реализации проекта заняты не только специалисты Российской национальной библиотеки, которая предоставляет пул данных, но и исследователи Университета ИТМО, специализирующиеся на машинном обучении и нейросетях. Проект рассчитан на полтора года, сейчас команда работает над первым этапом и к концу этого года планирует вывести продукт на закрытое альфа-тестирование. В итоге интерактивная карта будет представлять собой англо-русский веб-сервис, а также мобильное приложение к нему. Как отмечают авторы, продуктом сможет воспользоваться максимально широкая аудитория. В первую очередь, это туристы, которые смогут найти и построить с помощью сервиса новые интересные маршруты. Но, кроме них, сервис будет полезен и исследователям, которые, например, занимаются творческом Чайковского и другими узкими темами. Для этого команда проекта планирует сделать репозиторий со списком литературы. «Так как мы сами разрабатываем такую платформу, мы понимаем, что со временем у нас появится пул компетенций, который позволит не штамповать решения, а на высоком уровне реализовать индивидуальные кейсы для наших партнеров, — говорит Антонина Пучковская. — Мы уже заключили договоры с двумя музеями – Государственным музеем истории религии и Государственным музеем городской скульптуры. Они помогают нам с точки зрения сбора материала, формирования кейсов. В перспективе у нас также будет разрабатываться кейс театральный и музыкальный Петербург. Ведь Петербург — это огромный город, где нельзя все сразу отобразить на карте. Поэтому мы предполагаем развитие этого проекта как долгосрочную реализацию отдельных кейсов: как только у какого-то музея появляется запрос, он может связаться с нами и мы будем налаживать взаимодействие».
Кроме того, в ближайшей перспективе команда лаборатории приступит к реализации второго международного проекта с американским и венгерским участием. Это будет интерактивная выставка, посвященная визуализации культуры и быта глазами непрофессиональных фотографов. Задача команды — создать таймлайн и качественную визуализацию из специально подобранных фотографий из домашних архивов и их оцифровки в высоком разрешении. «Упор нашей лаборатории делается пока прежде всего на визуализацию гуманитарных данных, которые могут отображаться в формате карт, фотоархива, рукописей и так далее. Направлений может быть много, но главное, что их объединяет, — дружелюбность к пользователю. Мы хотим, чтобы это было максимально полезно и понятно для пользователя, чтобы ему не пришлось читать тьюториал, как пользоваться той или иной платформой», — уточняет руководитель лаборатории.
Помимо работы над исследованиями, сотрудники лаборатории заинтересованы в проведении образовательных и научно-популярных мероприятий — участии в Science Slam, бархоппингах, а также организации хакатонов и дататонов с участием интердисциплинарных команд, где можно будет поработать с большим комплексом гуманитарных данных. Кроме команд и исследователей из России на эти мероприятия планируется приглашать и зарубежных специалистов. Например, у лаборатории уже сложились хорошие отношения с Университетом Тарту, специалисты которого готовы поделиться своим опытом и участвовать в совместных проектах. Перспективы развития Сегодня над проектами лаборатории трудятся разработчики мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО, специалисты по машинному обучению и анализу данных, магистранты первой в России программы Art and Science. Соруководителем лаборатории выступает Кимон Керамидас (Kimon Keramidas), associate professor в Университете Нью-Йорка, автор множества работ в области Digital Humanities. Кроме того, лаборатория сотрудничает с Российской национальной библиотекой. Однако ее сотрудники открыты к новому сотрудничеству и приглашают как фронтенд-разработчиков, веб-дизайнеров, UI/UX-дизайнеров, так и специалистов из различных гуманитарных областей, которые смогут реализовать в лаборатории собственный проект или идею в сотрудничестве с техническими специалистами. В будущем помимо таких направлений, как картирование, визуализация архивов, лаборатория заинтересована в проектах с использованием искусственного интеллекта и виртуальной реальности, говорит Антонина Пучковская. Проекты с использованием технологий ИИ — например, такие, как The Next Rembrandt, позволивший создать на основе анализа 346 картин художника портрет в стиле Рембрандта — перспективная ниша в сфере Digital Humanities, отмечает она. «Несмотря на то, что в русскоязычной практике пока не сложилось устоявшегося определения для “цифровой гуманитаристики”, мы понимаем направление Digital Humanities максимально широко: это все то, что можно сделать с гуманитарными данными с помощью IT. Поэтому мы готовы к реализации широкого спектра проектов, — комментирует Антонина Пучковская. — Мы считаем, что сообщество в рамках Digital Humanities — это широкое сообщество людей, которые, как и мы, хотят визуализировать то, что пылится в архивах. Относительно недавно мы читали новости о том, что в Карелии сгорела уникальная церковь XVIII века, в Бразилии сгорелмузей, большая часть экспонатов была уничтожена. Мы не застрахованы от катаклизмов, поэтому очень важно сохранить культурное наследие». Елена Меньшикова, редакция новостного портала Источник: m.vk.com Комментарии: |
|