Станет ли искусственный интеллект новым проводником искусства?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-10-15 01:12

Философия ИИ

В рамках постоянного диалога на тему искусственного интеллекта и искусства, Christie’s станет первым аукционным домом, предлагающим произведение искусства, созданное алгоритмом. Репортаж Джонатана Бастэйбл.

Портрет в позолоченной раме изображает тучного джентльмена, вероятно, француза по происхождению и, судя по его черному сюртуку и белому воротнику, служителя церкви. Работа выглядит незавершенной, так как черты лица героя несколько нечеткие, а некоторые участки холста остаются совсем пустыми. Как ни странно, вся композиция слегка смещена к северо-западу. Музейная этикетка на стене гласит, что на картине изображен некий мужчина по имени Эдмонд де Белами, но ключ к разгадке происхождения данного произведения – подпись художника курсивом в правом нижнем углу:

Image © Obvious

Впрочем, как вы уже поняли, этот портрет не является продуктом человеческого разума. Он был создан искусственным интеллектом, алгоритмом, определяемым этой алгебраической формулой с множеством круглых скобок. И когда эту работу пустят с молотка на аукционе Prints & Multiples 23-25 октября, Портрет Эдмонда де Белами обозначит приход искусства сгенерированного ИИ на всемирный арт-рынок.

Портрет Эдмонда де Белами, 2018, созданный GAN (генеративно-состязательной сетью) и представленный Christie's в октябре. Image © Obvious

Данная картина, если это можно так назвать, является одной из целой серии портретов вымышленной семьи Белами, придуманной парижским коллективом Obvious, состоящим из Хьюго Казель-Дюпре, Пьера Фотреля и Готье Вернье. Они занимаются изучением взаимодействия между искусством и искусственным интеллектом с помощью генеративно-состязательной сети, сокращенно GAN.

«Алгоритм состоит из двух частей», - рассказывает Казель-Дюпре. «С одной стороны у нас есть генератор, с другой – дискриминатор. Предварительно мы внесли в систему набор данных из 15 000 портретов, написанных с 14-го по 20-й век. Генератор вырабатывает новое изображение на основе данных, затем дискриминатор пытается определить разницу между изображением созданным человеком и генератором. Цель состоит в том, чтобы обмануть дискриминатор и заставить его принять только что сгенерированные изображения за реальные портреты. Тогда мы наконец получаем результат.»

«Мы выяснили, что портреты наилучшим образом демонстрируют нашу теорию о том, что алгоритмы способны подражать творчеству» — Хьюго Казель-Дюпре

Но есть в изображении Эдмонда Белами один нюанс, он отходит от человеческого представления о портрете 18-го века. В нем определенно есть что-то современное: он напоминает персонажа с работ современного художника Гленна Брауна, который заново переосмысливает шедевры классических мастеров и наполняет их собственным содержанием. Но почему так?

«Это признак несовершенной работы системы, здесь присутствует искажение. Дискриминатор считывает такие детали изображения, как лицо, плечи, и на данный момент его гораздо легче обмануть, чем человеческий глаз.» - говорит Казель-Дюпре.

Также стоит отметить, что портреты – крайне тяжелый жанр для ИИ, так как люди по своей природе очень тонко улавливают малейшие изгибы и детали лица, чего машины лишены. Но как оказалось, эта сложность была частью коллективной задумки. «Мы проводили эксперименты с живописью в жанре ню и пейзажами, также подкармливая алгоритм множеством работ известных художников. Но мы выяснили, что портреты наилучшим образом демонстрируют нашу теорию о том, что алгоритмы способны подражать творчеству.»

AICAN, Ich bin ein Berliner, 2017. Image: AICAN.io — Ahmed Elgammal
AICAN, Permutations, 2017. Image: AICAN.io — Ahmed Elgammal

По всему миру исследователи в области ИИ играют в различные арт-исторические игры. Ахмед Эльгаммал, директор Лаборатории Искусств и Искусственного Интеллекта при Университете Ратгерса в Нью-Джерси, работает с системой, которую он называет CAN – больше “творческой”, чем “генеративной” сетью. Основная модель та же самая – есть создатель, и есть оценщик, художник и критик, но CAN запрограммирована на создание нового, чего-то, что будет отличаться от работ содержащихся в базе данных, которая в свою очередь состоит из совершенно разнообразных жанров картин 14-го века.

«Каждый раз, когда я запускаю программу, результат меня поражает», - говорит Эльгаммал. «Интересный вопрос: почему большинство работ CAN абстрактны? Я думаю, это потому, что алгоритм понял, что искусство развивается по определенной траектории. Если алгоритм хочет создать что-то абсолютно новое, он не может просто взять и воспроизвести образные работы, существовавшие до 20-го века. Он должен двигаться вперед. Сеть определила, что она сможет найти больше решений стремясь к абстракции: вот где есть место для новизны.»

Это вызывает интригующие представления о том, что ИИ алгоритмы не просто создают картинки, они также склонны моделировать ход истории искусства, как будто длительное развитие искусства, от фигуративного к абстрактному, было запрограммировано в коллективном бессознательном, и вся история нашей визуальной культуры была просто математической неизбежностью.

Но ни один из исследователей искусственного интеллекта пока не спешит утверждать всего вышеперечисленного. Они по-прежнему обращаются к главному вопросу: могут ли изображения созданные их сетями вообще называться искусством? Один из способов это выяснить – провести что-то вроде визуального теста Тьюринга, показать результаты работы алгоритмов представителям человечества, так сказать дискриминаторам плоти и крови, и спросить, могут ли они найти разницу.

«Если рассматривать весь процесс, то это больше похоже на концептуальное искусство, чем просто живопись» - Ахмед Эльгаммал, директор Лаборатории Искусств и Искусственного Интеллекта при Университете Ратгерса

«И да, мы это сделали», - говорит Эльгаммал. «Мы перемешали работы созданные человеком и картины сгенерированные нейросетью, и задали два вопроса, прямой: “Как вы думаете, эта картина была создана машиной или человеком?” и косвенный: “Насколько вдохновляющей вы находите эту картину?”. Мы изучили различия в ответах, касающихся человеческих картин и картин созданных искусственным интеллектом, и пришли к выводу, что различий крайне мало. На самом деле, некоторые люди были даже более вдохновлены картинами, созданными умной сетью.»

Но может ли такой опрос доказать, что алгоритм способен создавать бесспорные произведения искусства? Может, если определить произведение искусства, как образ, созданный интеллектом с эстетическим намерением. Но если вы более широко определяете искусство, как попытку донести что-то миру, выразить свои переживания, тревоги и чувства, тогда это не про ИИ арт, потому что ни у одного машинного ума не могло быть таких побуждений, и, возможно, никогда и не будет.

Хьюго Казель-Дюпре из Obvious с готовностью признает, что «наверняка, машина не хотела передать никакие эмоции в картинах. И с научной точки зрения, идея робота, получающего опыт открытого мира, и синтезирующего этот опыт для создания чего-то нового – это, на данный момент, не более, чем научная фантастика.»

Портрет Графа де Белами, 2018, глава вымышленного семейства Белами (и прадед Эдмонда де Белами), созданный ‘разумом’ GAN. Image © Obvious
Портрет Графини де Белами, 2018, вымышленная жена главы семейства.

Но вопрос авторства остается открытым. Можно ли в этом случае считать творцом сам алгоритм, как подразумевает подпись на портрете Белами. «Если художник – это тот, кто создает картины, тогда машину можно смело назвать художником. Если же художник – это тот, у кого есть свое видение, которым он хочет поделиться, тогда это наша команда.»

Рассказывая о своих собственных экспериментах, Эльгаммал в целом соглашается: «Да, если брать во внимание только форму и игнорировать все остальное, что входит в понятие “искусство”, тогда алгоритм попросту генерирует визуальные формы, следуя эстетическим принципам, извлеченным из существующих произведений искусства. Но если рассматривать весь процесс, то это больше похоже на концептуальное искусство, чем просто живопись. Есть человек, задающийся вопросами, и есть машина, которая дает ответы на эти вопросы. В этом и кроется искусство, а не в картинке, появляющейся в результате процесса. В таком случае, можно сказать, что это коллаборация двух художников, один из них – человек, а другой - искусственный интеллект. Это наводит меня на мысли о будущем, в котором ИИ станет новым проводником искусства.»

Семья де Белами — все портреты вымышленного генеалогического древа. Image © Obvious

Выставление на аукцион Портрета Эдмонда де Белами станет еще одним испытанием для этого нового медиума искусства: увидит ли рынок в нем будущее? В какой-то степени ответ однозначен. «В конце концов, это портрет», - говорит эксперт аукционного дома Christie’s Ричард Лойд, который организует этот аукцион. «Возможно, он не был нарисован человеком с сединой на висках, но это именно то, что мы продавали на протяжении 250-и лет.»

Исследователи из Obvious признали, что в их эксперименте есть что-то ретроспективное, обернув его небольшой генеалогической шуткой: всем портретам, созданным разумом GAN, было присвоено место в вымышленном семейном древе Белами. Здесь есть и Барон де Белами в военном поясе, и графиня, похожая на дальнюю кузину Екатерины Великой, кокетливая баронесса конца столетия в розовых шелках и много других интересных персонажей. Между тем, Christie’s считает это моментом, чтобы заглянуть в будущее. «ИИ – это лишь одна из множества технологий, которые повлияют на арт-рынок будущего, хотя еще слишком рано предсказывать какими будут эти изменения», - говорит Лойд. «Будет очень интересно наблюдать за развитием этой революции.»

Ранее в этом году дом Christie’s провел симпозиум на тему серьезных последствий блокчейна для художников и коллекционеров. Первая технологическая конференция станет ежегодным мероприятием, на котором Искусственный Интеллект, скорее всего, будет одной из самых обсуждаемых тем. На протяжении следующих 10 или 20 лет, кто знает, предметом для обсуждения также может стать искусство VR перформансов или творчество какого-нибудь пока еще не провозглашенного робота Пикассо.

Оригинал: https://www.christies.com/features/A-collaboration-between-two-artists-one-human-one-a-machine-9332-1.aspx?pl

Перевод: Киберборея


Источник: m.vk.com

Комментарии: