Шесть самых известных направлений психоанализа

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-10-23 20:47

Психология

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из пятнадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

1) Фрейдизм

Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания.

Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

2) Неофрейдизм

Э. Эриксон и другие неофрейдисты на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры.

Каждый невроз вызывается внутренними конфликтами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифический фактор, создающий для него предпосылку - это возникающее в детстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром, ("базовая тревожность") , которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. В последнем варианте у индивида развивается множество различных реакций, выражающих невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке.

3) Аналитическая психология Юнга

К. Юнг, один из учеников 3. Фрейда, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.

4) Экзистенциальный психоанализ

Это направление в психоанализе возникло в результате истолкования метапсихологии 3. Фрейда в духе экзистенциализма. Сам термин принадлежит Ж. -П. Сартру, который в “Бытии и ничто” заменяет фрейдовское либидо на “первоначальный выбор” в качестве фундамента интерпретации человеческого существования Концепция, предложенная Сартром, оказала влияние на психиатров (в т ч на британскую версию “антипсихиатрии” ? Д Лэйнга).

Рассвет экзистенциального психоанализа пришелся на 60-70ые годы прошлого века, когда такие экзистенциалисты, как Д Бинсвангер, В. Франкл, К. Ясперс, Р. Мэй использовали методы экзистенциальной феноменологии и герменевтики в теории и практике психотерапии. Человеческое существование рассматривается как целостное единство временных модусов трансцендирования, как единство трех “миров” — окружающего мира, мира взаимодействия с другими людьми и собственного мира переживаний (Umwelt, Mitwelt, Eigenwelt). В психотерапевтической деятельности экзистенциальными психоаналитиками особое внимание уделяется онтологическим состояниям тревоги, стрехе, вины и любви.

5) Структурный психоанализ Жака Лакана

Взгляды основоположника структурного психоанализа Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. Его идейным принципом является девиз «назад к Фрейду». При этом под возвращением подразумеваются оригинальная переработка первой топики. При новом взгляде на эти проблемы психоаналитический фокус смещается с фрейдовских «телесных напряжений» на речь.

Человеческую психику, по Лакану, составляют явления реального, воображаемого и символического порядка (по аналогии с триадой фрейдовской первой топики). Реальное – это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного представления и словесного описания. Реальное психики настолько непостижимо, что, характеризуя его, Лакан постоянно употребляет кантовский термин «вещь в себе».

Воображаемое есть индивидуальный вариант восприятия символического порядка, субъективное представление человека о мире и прежде всего о самом себе. Это то, что, по мнению Лакана, роднит человеческую психику с психикой животных, поведение которых регулируется целостными образами (гештальтами).

Человек в своем онтогенезе подпадает под власть образов в возрасте между 6 и 18 месяцами, на так называемой «стадии зеркала», когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале и откликаться на свое имя. Как считает Лакан, в это время ребенок ощущает себя внутренне распадающимся на части, неравным себе в разные моменты времени, а окружающие предлагают ему соблазнительный единый и «объективный» образ его «Я», образ, накрепко привязанный к его телу. И окружающие, «другие», убеждают ребенка согласиться с ними, поощряют его принять это представление о целостности «Я» и о его тождественности самому себе во все моменты жизни.

6) Селф-психология

В настоящее время селф-психология представляет собой одно из новаторских направлений в области психоаналитической психотерапии. Уделяя огромное внимание Самости человека как его суверенному центру, селф-психология исследует те векторы развития личности, которые могут способствовать её укреплению и становлению.

Что такое наша подлинная Самость? По мнению Хайнца Кохута, это сердцевина, ядро личности, представляющее собой совокупность отдельных элементов, которая может быть объединено в некую связную систему. Цель личности состоит в том, чтобы сбалансировав эти элементы между собой, наладить связи между данной совокупностью и внешним окружением.

Для полноценного роста и развития ребёнка необходимо, чтобы данный внешний объект позволил наполнить себя этим потоком энергии, — обеспечивая тем самым ребёнка оптимальным уровнем внимания и поддержки. Что же происходит, если по каким-либо причинам объект не даёт возможности для того, чтобы вложить в себя либидо? По мнению селф-психологов, итогом становится развитие эксгибиционизма или нарциссизма — состояний, связанных с недостаточностью оттока внутрипсихической энергии во внешний мир — и соответствующим избытком либидо в самой личности как таковой.

Именно поэтому, с точки зрения теоретиков селф-психологии, в воспитании личности так важна эмпатия — как вчувствование в состояние другой личности, обеспечивающее полноценное приятие её со всеми её достоинствами и недостатками. Именно эмпатия даёт шанс для того, чтобы давать ребёнку то, что он больше всего жаждет — одобрение и способность быть понятым. И, конечно же, — возможность для того, чтобы любить и быть любимым — а разве не к этому ли в глубине души стремится каждый из нас?

(из сети)


Источник: m.vk.com

Комментарии: