Шесть самых известных направлений психоанализа |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-10-23 20:47 В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из пятнадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории. 1) Фрейдизм Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений. 2) Неофрейдизм Э. Эриксон и другие неофрейдисты на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры. Каждый невроз вызывается внутренними конфликтами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифический фактор, создающий для него предпосылку - это возникающее в детстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром, ("базовая тревожность") , которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. В последнем варианте у индивида развивается множество различных реакций, выражающих невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке. 3) Аналитическая психология Юнга К. Юнг, один из учеников 3. Фрейда, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков. 4) Экзистенциальный психоанализ Это направление в психоанализе возникло в результате истолкования метапсихологии 3. Фрейда в духе экзистенциализма. Сам термин принадлежит Ж. -П. Сартру, который в “Бытии и ничто” заменяет фрейдовское либидо на “первоначальный выбор” в качестве фундамента интерпретации человеческого существования Концепция, предложенная Сартром, оказала влияние на психиатров (в т ч на британскую версию “антипсихиатрии” ? Д Лэйнга). Рассвет экзистенциального психоанализа пришелся на 60-70ые годы прошлого века, когда такие экзистенциалисты, как Д Бинсвангер, В. Франкл, К. Ясперс, Р. Мэй использовали методы экзистенциальной феноменологии и герменевтики в теории и практике психотерапии. Человеческое существование рассматривается как целостное единство временных модусов трансцендирования, как единство трех “миров” — окружающего мира, мира взаимодействия с другими людьми и собственного мира переживаний (Umwelt, Mitwelt, Eigenwelt). В психотерапевтической деятельности экзистенциальными психоаналитиками особое внимание уделяется онтологическим состояниям тревоги, стрехе, вины и любви. 5) Структурный психоанализ Жака Лакана Взгляды основоположника структурного психоанализа Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. Его идейным принципом является девиз «назад к Фрейду». При этом под возвращением подразумеваются оригинальная переработка первой топики. При новом взгляде на эти проблемы психоаналитический фокус смещается с фрейдовских «телесных напряжений» на речь. Человеческую психику, по Лакану, составляют явления реального, воображаемого и символического порядка (по аналогии с триадой фрейдовской первой топики). Реальное – это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного представления и словесного описания. Реальное психики настолько непостижимо, что, характеризуя его, Лакан постоянно употребляет кантовский термин «вещь в себе». Воображаемое есть индивидуальный вариант восприятия символического порядка, субъективное представление человека о мире и прежде всего о самом себе. Это то, что, по мнению Лакана, роднит человеческую психику с психикой животных, поведение которых регулируется целостными образами (гештальтами). Человек в своем онтогенезе подпадает под власть образов в возрасте между 6 и 18 месяцами, на так называемой «стадии зеркала», когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале и откликаться на свое имя. Как считает Лакан, в это время ребенок ощущает себя внутренне распадающимся на части, неравным себе в разные моменты времени, а окружающие предлагают ему соблазнительный единый и «объективный» образ его «Я», образ, накрепко привязанный к его телу. И окружающие, «другие», убеждают ребенка согласиться с ними, поощряют его принять это представление о целостности «Я» и о его тождественности самому себе во все моменты жизни. 6) Селф-психология В настоящее время селф-психология представляет собой одно из новаторских направлений в области психоаналитической психотерапии. Уделяя огромное внимание Самости человека как его суверенному центру, селф-психология исследует те векторы развития личности, которые могут способствовать её укреплению и становлению. Что такое наша подлинная Самость? По мнению Хайнца Кохута, это сердцевина, ядро личности, представляющее собой совокупность отдельных элементов, которая может быть объединено в некую связную систему. Цель личности состоит в том, чтобы сбалансировав эти элементы между собой, наладить связи между данной совокупностью и внешним окружением. Для полноценного роста и развития ребёнка необходимо, чтобы данный внешний объект позволил наполнить себя этим потоком энергии, — обеспечивая тем самым ребёнка оптимальным уровнем внимания и поддержки. Что же происходит, если по каким-либо причинам объект не даёт возможности для того, чтобы вложить в себя либидо? По мнению селф-психологов, итогом становится развитие эксгибиционизма или нарциссизма — состояний, связанных с недостаточностью оттока внутрипсихической энергии во внешний мир — и соответствующим избытком либидо в самой личности как таковой. Именно поэтому, с точки зрения теоретиков селф-психологии, в воспитании личности так важна эмпатия — как вчувствование в состояние другой личности, обеспечивающее полноценное приятие её со всеми её достоинствами и недостатками. Именно эмпатия даёт шанс для того, чтобы давать ребёнку то, что он больше всего жаждет — одобрение и способность быть понятым. И, конечно же, — возможность для того, чтобы любить и быть любимым — а разве не к этому ли в глубине души стремится каждый из нас? (из сети) Источник: m.vk.com Комментарии: |
|