Природа реальности с позиции нейрофизиологии

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Некоторые исследования ученых, в первую очередь специалистов по квантовой физике и квантовой механике, шокируют непривычное к резкой смене мировоззрения сознание людей.

Оказывается, внимание экспериментатора, обращенное на исследуемую элементарную частицу, может кардинально менять её физические свойства. В частности, в опыте Юнга с двумя щелями внимание наблюдателя заставляет электроны менять физические свойства волны на свойства частицы.

Под действием силы внимания исследователя происходит как бы материализация волнового излучения. Если распространить эту закономерность на макроскопические объекты, получается, что весь физический мир вокруг нас является продуктом взаимодействия нашего внимания и некоего волнового поля или «квантового супа», как называют его ученые.

Таких взглядов придерживался, например, великий физик Нильс Бор. По мнению Бора, без наблюдателя окружающая реальность представляет собой лишь вероятностную форму. Конкретная реальность появляется лишь с приходом наблюдателя. Проще говоря, мы сами создаем свой мир. Весь наш мир, вернее его безусловное существование вне нас, это всего лишь иллюзия.

Но для того, чтобы убедиться в иллюзорности окружающей реальности, не стоило ждать, пока "голодные" до открытий физики, "вооруженные" по последнему слову техники, заглянут в самую глубину материи, из которой она состоит. Можно было просто осмыслить назначение и принцип работы головного мозга.

Хорошим примером может быть личный опыт одного известного американского нейроанатома Джил Болти Тейлор.

Джилл Тейлор занималась посмертным изучением мозга людей с тяжелыми психическими расстройствами. Образцов не хватало, и она ездила по стране с выступлениями, в которых призывала людей отдавать мозг их близких на изучение в Гарвард. 10 декабря 1996 года саму Джилл Тейлор разбил инсульт: лопнул сосуд, снабжавший часть левого полушария коры ее мозга. Нейроны потеряли питание, они просто плавали в крови. Постепенно полушарие почти полностью выключилось.

Но не сразу.

Почувствовав первые симптомы — паралич в правой руке, заторможенность, изменения в восприятии окружающего, Тейлор приняла нестандартное решение. «Это же уникальный шанс, как круто! Я стану первым нейрофизиологом, который изучит инсульт изнутри». Женщина будто взяла попкорн и поудобнее устроилась в первом ряду: наблюдать, как теряется рациональное мышление, речь, восприятие времени. Через несколько часов она попала в больницу. По дороге окончательно отключилась.

Позже Тейлор сделали операцию: извлекли сгусток крови размером с мяч для гольфа. Потом, за несколько лет, функции мозга окончательно восстановились. И тогда доктор Тейлор смогла подробно описать то, что запомнила.

Вообще-то и до опыта Тейлор было известно, что случается, когда отключаются определенные области мозга: исчезает речь, вербальное мышление и осмысление, способность читать и контролировать движения. Но все эти наблюдения делались врачами при оценке пациентов. Наблюдения Тейлор — изнутри и потому бесценны. Правда, здесь есть одна проблема: в момент инсульта Тейлор потеряла речь, а значит, не могла формулировать наблюдения; ее воспоминания — это набор образов. Словесное описание родилось уже потом. В сотрудничестве с гештальт-психологом доктор Тейлор смогла воссоздать события того дня (фактически заново их пережив).

В этот раз она была вооружена словами.

Главное, что она выделяет в своем опыте, это не потеря тех или иных навыков и способностей. Тейлор описывает, какой груз сваливается с плеч, когда над человеком перестает нависать опыт прошлого. Как он расслабляется и какую гармонию с миром обретает, когда рациональное, речевое, аналитическое восприятие отходит на второй план и на первый план выходит восприятие эмоциональное, целостное, живущее строго «здесь и сейчас». Человек выходит за рамки своей личности и чувствует абсолютное единство с миром и людьми. «Это нирвана!» — говорит Тейлор.

Теперь Джилл Болти занимается популяризацией идеи о том, в каком мире могут жить люди, если реализуют возможности, заложенные в них природой. В качестве главной идеи Джилл Тейлор сообщает им: «Я уверена, что, чем больше времени мы решаем проводить в тихих, спокойных внутренних "микросхемах" нашего мозга, тем больше спокойствия и умиротворения мы будем приносить в этот мир и тем более мирной и спокойной будет наша планета. И мне показалось, что эта идея стоит того, чтобы ее распространить».

Всё, как говорится, находится в нас самих. С позиции нейрофизиологии мир, который, как нам кажется, находится снаружи нас, это просто совокупность электрических сигналов в мозгу, вызывающих визуальные, тактильные, звуковые и все прочие ощущения. При этом не стоит забывать, что наш мозг точно так же, как и все прочие принадлежности нашей реальности, является не более чем совокупностью наших ощущений. Вот такой замкнутый круг получается.

Вся материя – это продукт нашего восприятия, а не объективная реальность. Мы можем говорить только о том, что чувствуем, что находится и происходит внутри нас, но никак не снаружи, поскольку наши органы чувств дают нам ощущения, обусловленные качествами их самих.

Более того, само понятие «снаружи» рождается внутри нас при поступлении сигналов от органов чувств, т.е. отделённость себя от «окружающего нас» мира это тоже часть иллюзии.

Интересно, что иллюзорны не только физические характеристики мира, такие как плотность, пространство, время, температура и т.д. Иллюзорны эмоциональные ярлыки, которые мы навешиваем на наш мир и события, в нем происходящие.

Мы говорим: «Этот мир жесток!» или «Произошла неприятность» или еще что-то в этом роде, но это всего лишь наши оценки. Наша реальность зависит от нас. Почему бы не постараться сделать ее такой, какой мы хотим?

Комментарии: