ФИНАЛ СКАЗКИ ОБ АЛАЛИИ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-10-11 01:40 Каженный раз, как берусь рассуждать об алалии, вылезают как дискуссионные следующие вопросы: 1) зачем МРТ, если по клинике «и так всё видно»? и логопед будет оказывать «симптоматическую помощь»? 2) почему «слуховую агнозию» (заметьте, слова «речевая» в этом сочетании НЕ использую!) обязательно считаю сочетающейся с нарушением восприятия предметных шумов? 3) если наличествует на пресловутом МРТ повреждение речевых структур ДО 3 лет, то чего ждать с диагнозом? и вообще, грамматика-то обретается задолго до трех, чушь пишите… 4) и, самое любимое – с чего вдруг решил, что нейропсихолог может лезть своими грязными руками в чисто логопедическую епархию «алаликов»? Отвечаю. I. Нет, в курсе, конечно, что большинство т.н. «практиков» полагают себя великими диагностами, но давайте смотреть с позиций реальности. Повреждение самой структуры и повреждение ее связей с иными корковыми/подкорковыми частями мозга дает очень сходную симптоматику. Ряд симптомов вовсе «звучат» в той или иной степени у каждого первого. Однако ж коррекция, рассчитанная на повреждение структуры, повреждение связей и функциональную слабость – разная. Чем грубее симптоматика, тем сложнее понять из «клиники», что за вариант перед вами. Кроме того, вот видите вы нарушение фонематического слуха. Вопросов нет. Но: вдруг оно вторичное из-за несформированности слухового внимания? Из-за аутизации и снижения коммуникативной интенции? Из-за нарушения избирательной активации соответствующей зоны коры? Что, ко всем этим случаям у вас один метод «симптоматической помощи»? Тогда, простите, к чертям собачьим такую «помощь» - она больше вредит. Человек это человек. И ребенок, и логопед/психолог могут быть в неоптимальном состоянии. Одному не было сил смотреть на весь спектр симптомов, другому не было желания общаться. МРТ как-то меньше подвержен таким колебаниям. II. Вот честно, понять, чем «слуховая РЕЧЕВАЯ агнозия» отличается от «сенсорной алалии» не могу от слова «совсем». Поэтому говорю о «слуховой агнозии». Которая, не спорю, может быть в двух вариантах – воспользуемся терминологией Т.Г. Визель «доминантной и субдоминантной». На этом сходство позиций заканчивается. Вспоминаем акустико-мнестическую афазию с повреждением среднего виска слева у взрослых. Там обязательно нарушено различение неречевых шумов и очень часто – ритмов. Амузия (звуко-высотная агнозия) при повреждении правого виска – неразличение мелодий, интонаций, отличий в предметных шумах, вызванных высотными и интенсивностными характеристиками (ручеек, бурный поток и водопад будут спутаны). Нередко приходится видеть детей, которые на речь родителей ориентируются и как-то ее понимают (порой – только одного из родителей!), а речь обследующего им как белый шум. Подозреваю, что тут стоит говорить как раз о нарушении интонационного/звуко-высотного/музыкального слуха (понимаем лишь одну-две частотные для ребенка интонации). Что вторично отражается и на фонематическом различении. В иных случаях наблюдаем детей довольно неплохо регулирующих свое поведение, неплохо (хотя бы в контексте) понимающих обращенную речь, но… отчетливо отсчитывающих про себя число ударов (губы шевелятся) даже в простейших ритмах 1-2-1. С наложенными там тоже печально, как и с объемом слухоречевого восприятия («покажи красный самолет» - ищем сперва самолет, потом красный в ряду или наоборот). То бишь, вполне сходно с акустико-мнестической афазией, и именуется как раз «слуховая агнозия» (непонимание речи опирается на малый объем восприятия, дизритмию и нарушение предметных образов-представлений). Подчеркну, не отрицаю других вариантов подхода и других наблюдений. У каждого – своя практика и своя клиника пациентов. А мозг может давать много чего разного. III. На днях прием был, так у одного мальчика почитай пол-мозга по МРТ судя нету, но ни алалии, ни умственной отсталости не наличествует. Негрубая ЗПР. Потому что вплоть до вхождения той или иной структуры в сензитивный период мозг пользуется физиологическими способами компенсации, и при большом адаптационном потенциале повреждение есть, а синдрома – нет. Наличие адаптационного потенциала и его размер никак психолого-педагогически не определить. Да и физиологические индикаторы только косвенные и не шибко надежные. То есть возвращаемся к вопросу 1), насколько «видно». Диагноз должен сочетать: симптоматику, возраст ее проявления и верификацию (проверку объективными методами). Иначе гадаем на кофейной гуще. Грамматика меня волнует не всякая, а про-из-воль-но употребляемая. Правополушарные штампы, аккуратно вписываемые в эмоциональный контекст (аналогично попугаям, вставляющим реплики впопад), к «грамматике» не относятся. Произвольное же использование логико-грамматических конструкций требует наличия в «активе» слова Я, которое по всем нормам складывается к 3 (и не надо тут вещать про своих детей, которые «уже в полтора…», это пример не позитивного, а дисгармоничного по меньшей мере развития). IV. То, что у речи есть «чувственная база», аккуратно забывают. То, что аутизированных и низкофункциональных детей иначе как сюжетом (что свойственно нейропсихологии, а не «обычной» логопедии) в совместную деятельность не включить – тоже. То, что частнопрактикующий специалист может брать тех пациентов и по той цене, как считает нужным – тем более. Так вот, нейропсихолог наращивает чувственную базу и межфункциональные связи (речи с восприятием, моторикой, мышлением), чем логопеды если и занимаются, то… на особинку. В частности, работа по крупной моторике в логопедии не прописана от слова «совсем». Работа с предметным образом в «обычной» логопедии идет от картинки, что многим детям не подходит. Всё просто. Комментарии: |
|