АSМR: чувственность эпохи цифры |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-10-12 02:43 Последние годы в пространстве видеоблогинга появился новый тип записей, который характеризуется двумя важнейшими факторами. Во-первых, в их названии всегда есть загадочная аббревиатура ASMR, которую можно расшифровать как «автономная сенсорная меридиональная реакция». Во-вторых, эти ролики почти всегда связаны с производством определенных аудиальных и, реже, визуальных сигналов, которые вызывают у зрителя реакцию наслаждения, удовольствия. Она может находиться где-то в пределах физического удовольствия в виде мурашек или приятного покалывания либо настоящего экстаза и даже ощущения счастья. Если попытаться описать эти ролики, мы окажемся в тупике. Если люди получают удовольствие от просмотра, нужно посмотреть эти ролики. Но в попытках понять, какие паттерны заключены в этих видео, мы увидим следующее. Почти всегда есть блогер, который присутствует на экране и производит определенные высказывания тихим голосом, иногда вообще шепотом. Эти высказывания необязательно должны иметь какое-то содержание, но, даже если и имеют, в основном это некоторые успокаивающие, вводящие в транс, в ощущение комфорта слова. Довольно часто эти высказывания сопровождаются дополнительными сигналами. Это могут быть причмокивания, другие звуки, главное не резкие, которые не будут выбрасывать слушателя из ощущения полной погруженности. Кроме самого блогера на экране могут присутствовать предметы, которые иногда находятся за пределами визуального повествования. Главное, чтобы они издавали звуки. И эти звуки издаются с помощью их манипуляции. Можно шуршать бумагой, особенно если она плотная. Можно взять шерсть или какие-то другие материалы, поперебирать их. В конце концов можно просто производить определенные жесты, мягкие движения руками, движения головой, которые будут успокаивать, создавать ощущение полного покоя, транса — если угодно, пользуясь абсолютно ненаучным языком, нирваны. Кроме этого блогеры могут создавать ситуации рутинного диалога, повседневные ситуации принятия, которые позволяют человеку ощутить себя желанным, желаемым, принимаемым. Например, вы можете мечтать о спа. Вы искренне считаете, что если вы переживете эти манипуляции с вашим телом, то почувствуете себя приятнее, спокойнее, расслабленнее. Что делает блогер в такой ситуации? Он снимает видео, возможно, даже с абсолютно статичным визуальным кодом. Он ставит чашу с горячей водой, над которой клубится пар. Он кладет рядом плотное махровое полотенце, в котором видна текстура — чуть влажное, но не грязное. Далее за кадром блогер рассказывает, что вы его клиент и он счастлив вас видеть, он глубоко поддерживает ваше желание прийти и получить такого рода удовольствие. В этом нет как будто бы ни капли сексуальности, хотя, конечно же, если посмотреть, как люди описывают удовольствие, или послушать их нежные, мягко вибрирующие голоса, можно подумать, что здесь есть что-то от ролевой игры, от воспроизводства скрытого сексуального удовольствия. Когда речь заходит о научной оценке этого явления, практически все ученые — и психологи, и нейробиологи — впадают в некоторый ступор. Дело в том, что это состояние счастья или телесного удовольствия фиксируется только самими пользователями. Они смотрят на блогеров, которые называют себя ASMR-artists, то есть художниками, или на блогеров, которые называют себя whispers (шептунами), и получают удовольствие. Никаких массивных, огромных, экспериментально доказуемых, эмпирических наблюдений за тем, что такое ASMR и как эти аудиальные сигналы переводятся в гаптическое удовольствие, в телесное удовольствие, практически нет. Однако если вернуться в чуть более раннее время, в 2010–2012 годы, можно увидеть, что первых критиков этой культуры блогеров и в том числе психологов, например, из Ганноверского университета этот феномен уже интересовал. Они не могли напрямую доказать, что он имеет место. Они не могли напрямую продемонстрировать, как это работает, потому что не подключали никого к МРТ и не фиксировали уровни активности тех или иных зон мозга. Но есть определенные типы сигналов, которые получает человек и которые запускают процесс обработки и производства удовольствия в формате почти оргазмическом, но не обязательно таком ярком. Аудиальные сигналы разного рода: музыка, определенная пища, которая так или иначе связана с вкусовыми ощущениями, даже какие-то переживания непосредственно эротического плана, прикосновения к очень разным зонам — могут производить ощущение непосредственного удовольствия, которое будет сложно вербализовать. Здесь мы находим некоторое подтверждение тому, что ASMR — это не то, что придумали зрители. Это не девиантная практика, которая расширяет или выводит в зону условно «ненормального» то, как человек привык получать удовольствие. Речь идет о новом феномене, который имеет смысл изучать. Несмотря на то что эмпирическая наука не выработала никаких сценариев изучения этого феномена, он явно присутствует в повседневной жизни довольно большого количества людей. И это явно не девианты. Достаточно посмотреть на количество просмотров и комментариев этих видео. Значит, изучение этого феномена, наблюдение за ним остается за специалистами в области новых медиа, интернет-пространства и, возможно, современного искусства, потому что не случайно блогеры называют себя художниками. В действительности записи, которые производят эти блогеры, их посты и рекомендации по производству такого рода сообщений — это настоящее искусство. Во-первых, это искусство, которое можно описать через понятие «перформативный акт». Это понятие Остина довольно давнее, и им активно пользуются разного рода исследователи, в том числе изучающие современные идентичности, например гендерную. В данном случае мы можем вернуться к первоначальным смыслам этого понятия и сказать: это высказывание по сути является приглашением к действию. Во-первых, когда совокупность аудиальных сигналов рождает гаптический опыт, опыт телесный, это автоматически означает, что это не просто речь — это действия. Ты что-то говоришь, и в ответ у человека бегут мурашки. Это фиксация того, что ты занимаешься производством перформатива. Во-вторых, если с помощью высказывания можно доставить человеку удовольствие, причем незнакомому, не включенному в какую-нибудь сексуальную практику именно с тобой, вообще никак не вовлеченному во взаимодействие, это говорит о том, что само высказывание — тембр, высота или глубина, нежность, с которой произносятся эти фразы, — в состоянии произвести реальное физическое воздействие. Во-вторых, это перформатив в значении перфоманса. Каждое такое видео — это выступление, где есть тщательно проработанная мизансцена и выверенная работа устройств. Там есть очень понятная работа камеры, а также, по сути, оператора и блогера в одном лице. Есть очень тонкая грань между попыткой сексуализации, то есть предложения чего-то в качестве объекта желания, и собственно демонстрацией удивительных возможностей определенных сенсорных систем реагировать путем доставления удовольствия человеку. В конечном итоге эти художники в действительности расширяют представление об искусстве. Это, возможно, не искусство, которое позволяет задаваться глубокими этическими вопросами. Но это в полной мере не только цифровое искусство, потому что из цифрового здесь, по сути, только платформа. Тот факт, что блогеры используют Youtube, для того чтобы доставить свои посты зрителям, — это свидетельство некоторой демократизации. А демократизация — один из критериев существования цифровой среды. Но мы вполне можем представить себе подобного вида ролики или подобного вида выступления в пространстве современных галерей, современных музеев, где они будут действительно связаны с рекреационными историями, с попыткой создания идеи арт-депривации, которая позволит выключить человека из сложности его существования, из совершенной загнанности и включить в состояние умиротворенности, которого так не хватает сегодня каждому. Наконец, есть еще один очень важный феномен или еще одна очень важная характеристика таких роликов. ASMR — это не только и не столько про сексуальное удовольствие или просто про удовольствие как некоторый непосредственный телесный опыт, которого человек может желать или о котором он не знает, но к которому стремится всю свою жизнь. Это про ощущение и переживание нового чувственного опыта посредством технических средств. Если послушать или посмотреть современные высказывания футурологов и амбассадоров разных цифровых сервисов, то можно увидеть, что они обещают развитие новой чувственности в пределах цифры посредством технологий виртуальной или дополненной реальности. Просто представьте: чтобы пережить то, что будет эквивалентно переживанию в офлайн-жизни, вам нужно будет воспользоваться очками, купить громоздкие пока устройства, взаимодействовать со сложными девайсами и технологиями. Вам нужно будет учиться самому пользоваться технологиями, чтобы они могли дать то наслаждение, которое вы желаете. Технологии, в свою очередь, нужно учить тому, что такое наслаждение, чувственное переживание, что такое сенсорика для человека. Нужны новые интерфейсы, новые устройства, целые сегменты этих цифровых рынков. Но в данном случае мы имеем ситуацию, когда пользователи интуитивно, взяв за основу платформу, которая существует уже очень давно и для самых разных целей, создали такое переживание без дополнительных финансовых вложений, за исключением каких-нибудь девайсов, которые дают возможность очень тонко записывать звуки и позволяют минимальное шуршание и шепот преобразовать в мощнейшие сигналы. Нужна только воля к тому, чтобы производить подобного рода сигналы и умение общаться со своей аудиторией. Может показаться, что этот сегмент новой чувственности изолированный, девиантный, странный. Но если мы просто не знаем о каком-то явлении, это не означает, что его нет или оно привязано и связано с чем-то ненормальным. Это всего лишь означает, что это находится за пределами нашего спектра понимания. ASMR-ролики — это такой тип контента, который часто находится за пределами понимания и внимания, но при этом это огромные аудитории. Это огромная индустрия, которая построена на делегировании зрителям права знать, как эти ролики производятся. Это очень демократичная и принимающая индустрия, которая единственная, пожалуй, в сфере производства контента в действительности базируется на идее, что человеку нужен комфорт, и не потому, что это позволяет не срывать дедлайны или быть более результативным, а потому, что это нормальное психологическое состояние, состояние эмоционального благополучия. Не так уж важно, откуда человек черпает силы или ресурсы для получения этого удовольствия. Тот факт, что ASMR-ролики — это искусство, которое может быть выведено из пространства цифры, и тот факт, что они создают новую чувственность, которая может быть очень просто введена в это же пространство, говорят, безусловно, о том, что мы живем в смешанной реальности, где онлайн и офлайн влияют друг на друга. Но еще и о том, что цифровая среда, ее разработчики и в первую очередь те люди, которые ее наполняют, то есть сами пользователи, достаточно внимательно работают с проблемой подстраивания цифровой среды под желания, возможности, переживания человека как биологического, социального и антропологического существа. Цифра становится в действительности связанной с человеком. Она пытается не переводить со своего машинного языка на язык человека систему интерфейсов. Она не запрещает эксперименты в своем пространстве, которые позволяют человеку оставаться человеком. В конце концов, как говорил Лакан, у каждого человека должна быть возможность в жизни демонстрировать эрекцию и желание. И это означает не только работу с сексуальными эмоциями и сексуальными практиками — это означает достижение комфорта, ощущения успокоенности и получение удовольствия в течение жизни как некоторый обязательный ее элемент. В нашем случае, если люди способны получать удовольствие с помощью такого небольшого явления и феномена, как ASMR-ролики, это точно достойно изучения. Источник: postnauka.ru Комментарии: |
|