Андрей Пашис Аспекты рационального анализа композиции. Психологическая идентификация личности фотографирующего по результатам анализа изображений |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-10-13 23:10 Психологическая идентификация личности фотографирующего по результатам анализа изображений на его фотографиях Если ты видишь картину неизвестного художника, - не спеши с выводами. Может быть перед тобой ухо Ван Гога. Джулиан Шнабель, режиссёр Фотографии - опасные помощники. Слишком много они могут сказать. Норман Мейлер, писатель Создавая фотографии, полезно знать, какие типы изображений существуют и как они связаны со структурой личности фотографирующего. К.Г. Юнг в 1921 году на основании доминирования в человеке одной из четырёх психологических функций (мышления, ощущения, чувства, интуиции) определил восемь психологических типов личности: 1 Экстравертированный мыслительный. Позже Г. Рид, анализируя всю совокупность встречающихся изображений, на основании психологической типологии Юнга классифицировал эти изображения по следующим типам: 1 Перечисляющий. Перечисляющее изображение (характерно для экстравертированного мыслительного типа) встретилось примерно у 2% тестируемых. Изображение нескольких объектов, предметов, знаков, которые не связаны общим сюжетным действием, которые трудно объединить в какое-либо целое. Как правило, это многофигурная композиция, представляющая собой простое перечисление объектов, деталей, предметов. Так называемая «протокольная съёмка», фотографии «на память». Перечисляющие фотографии характерны для рассудочных людей, деятельность которых мотивирована ориентацией на факты, общепризнанные идеи, традиции, на воспитание, на образование. Если автор таких фотографий обладает достаточной шириной личности, то это может быть реформатор, проповедник нововведений, общественный обвинитель, очиститель нравов. Если же автор ограничен, личность его узка, то он, как правило, либо брюзга, либо мудрствующий самодовольный критик, классифицирующий весь окружающий его мир по своей жёсткой схеме. Чувства мыслительных эстравертов подчинены и приспособлены к некой мыслительной установке. Характерный девиз (кредо): «Цель оправдывает средства». Поскольку мысли человека (в отличие от его ощущений, чувств и интуиции) всегда одинаковы и всегда похожи на голод, то и мыслительные фотографии одномерны и плоски, а зачастую напоминают протокол инвентаризации казармы. Разум, здравый смысл в искусстве - тактический приём, который используется для уменьшения силы искусства. Надо творить, а не думать. Фотография должна быть как первая любовь, когда ты её испытываешь, но ещё не знаешь, что это любовь. Фотографией надо заниматься, пока она ещё не фотография, когда она подобна тишине во время зевка. Органическое изображение (интровертированный мыслительный тип) встретилось примерно у 30% тестируемых. Органические изображения характеризуются предпочтением органически естественных форм. На композициях присутствуют горы, деревья, животные, цветы, насекомые. Это может быть портрет человека на фоне двора, домов, природы, в кругу семьи. Творчество людей - мыслительных интровертов ориентировано на субъективный фактор. Первоначально они формируют символический образ, воспринимаемый внутренним взором. Затем собирают факты, но не сами по себе, а как средство доказательства и развития субъективной идеи. Трансформация символического образа, изложение и развитие субъективной идеи является фундаментальной ценностью для мыслительного интроверта, человек такого типа хочет увидеть факты в таком порядке, в каком они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Для мыслительного интроверта иногда свойственна подозрительность, переходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противником. Люди, не входящие в круг интересов мыслительного интроверта, но присутствующие рядом с ним, могут ощущать себя лишними или отвергаемыми как помеха. Эмфатическое изображение (экстравертированный ощущающий тип или сенсорный экстраверт) встретилось примерно у 3% тестируемых. Стремление к передаче атмосферы непосредственного выражения ощущений и впечатлений (импрессионизм, экспрессионизм). Сенсорный экстраверт, фотографируя цветок, изображает не контур цветка, а простор и ветер, обрамляющий цветок, пустоту, беременную цветком, заполнившим её. Типичным сюжетом на фотографиях сенсорного экстраверта является человек под воздействием внешних (природных) факторов. Изображение обычно насыщено цветовыми и эмоциональными флюидами и запахами. Неиспользованное пространство, окружающее сюжет, приобретает на таких фотографиях свою форму, а пустоты получают очертания и смысл. Главное для экстравертированных сенсориков - полнота жизни, получение ощущений максимальной силы. Характерен гедонистический подход к искусству, а главной задачей творчества является получение удовольствия от процесса творчества. При этом преобладает наслаждение непосредственно наблюдаемой в природе формой, а не искусственно режиссироваными сюжетами. У людей такого типа ослаблена интуиция, рефлексия, властолюбивые намерения. Характерные типы: искатель наслаждений, рафинированный эстет. Такие люди бывают необоснованно ревнивы, ими овладевают неоправданные страхи, фобии, навязчивые симптомы, характерны различного рода неврозы. Интеллектуальное осознание чего-либо такими людьми часто достигается лишь в результате аффективного нажима. Развито объективное чувство факта, стремление к различного рода деятельности без склонности к рефлексии. На фотографиях сенсориков-экстравертов может быть столь виртуозно передано состояние природы, что «слышен щебет ласточек перед дождём, когда они вспарывают пыль кончиками своих крыльев». Гаптическое изображение (интровертированный ощущающий тип или сенсорный интроверт) встретилось у 2% тестируемых. Фотографии гаптического типа как бы подтверждают ощущения, идущие изнутри, являются, как правило, эмоциональными портретами, портретами состояний: «человек думает», «человек вспоминает о приятном», «голова болит», «в ушах звенит» и т.д. Типичными названиями для таких фотографий являются: «Смех» (изображён смеющийся человек с глазами похожими на расколотый орех, губами, потрескавшимися как жареный каштан и щеками как перезрелые фрукты), «Какая обида!» (ребёнок с крупными вязкими слезами на глазах), «Вкусно!» (белочка кушает) и т.п. Сенсорный интроверт ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент, полагается на субъективную интенсивность ощущений. Так например, незначительное раздражение может вызвать непропорционально высокоинтенсивную реакцию и наоборот. Такие люди склонны совершать странные, непредсказуемые поступки. Художественные способности самовыражения таких людей проявляются, как правило, в форме банальных истин, нормативов. Характерна недостаточная интуиция. Декоративное изображение (экстравертированный чувствующий тип) встретилось у 9% тестируемых - изображение орнаментов, узоров, украшений, «красивых», декоративных натюрмортов. Это может быть также портрет в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора. Доминирующей задачей в декоративном изображении обычно является эффектная передача цвета. Цвет предназначен не столько для изображения предмета, сколько для возбуждения эмоций того, кто смотрит на него. Чем меньше выплеснута на фотографию палитра красок, тем больше видна личность художника. Чувствующие экстраверты наиболее часто встречаются среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями. Такие люди не могут осмыслить то, чего не чувствуют. Их чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое. Имажинарное изображение (интровертированный чувствующий тип) встретилось у 13% тестируемых. Характерно для художников, творческих людей, углублённых в самопознание. Ситуации и сюжеты на такого рода изображениях почерпаны не из действительности, а являются продуктом воображения и фантазии. Для чувствующего интроверта характерна оригинальность самовыражения. Обыденная действительность даёт только толчок для творчества. Всё воспринимаемое преломляется через эмоциональное состояние и личное отношение. Глубина внутреннего чувствования высокоинтенсивна и малопостижима окружающими его людьми. С людьми контактирует трудно либо использует для этого примитивизированную «маску». Основополагающие идеи Бога, свободы, бессмертия имеют для него ценность чувства, чувственного воплощения. Эти идеи чувствующий интроверт ощущает глубже и сильнее других, на эмоциональном уровне. Такой человек в реальности продолжает видеть сны, а во сне осознаёт реальность. Это качество необходимо для жизни в искусстве. Все мы, когда ложимся спать и пробуждаемся, слышим божественную музыку. Но только тот, кто её запишет, тот и композитор. Живёт он на уровне глаз между звёздами и атомами. Движется с помощью воображения. Творчество людей интровертированного чувствующего типа не так бесполезно и бессмысленно, как может показаться с первого взгляда, ибо они являются творцами коллективного бессознательного, мифа. Миф - весьма стойкое явление по сравнению с другими продуктами массовой коммуникации. Ведь известно, что ход времени вредит правде гораздо больше, чем выдумке. Личная эмоциональная позиция имеет огромную роль, ибо прав не тот, кто знает истину, а тот, кто убеждён, что его ложь - правда. В случае преобладания эгоцентризма чувствующий интроверт в обществе малосимпатичен. Как правило, он молчалив, труднодоступен, неожиданен, подозревает других во всевозможных низостях, в замышлении зла, в интригах и подстрекательствах. Ритмическое изображение (экстравертированный интуитивный тип) встретилось у 21 % тестируемых. Характерно для художников, творческих людей с активной жизненной позицией. Ритмические сюжеты составлены из движущихся объектов, наполнены движением как таковым (бег, полёт, динамика, движение по ступенькам и т.п.). Композиции ритмического типа наиболее адекватны фотографическому способу получения изображения, поскольку позволяют выявить в максимальной степени уникальные технические возможности, присущие только фотографии. В ритмических композициях художник имеет возможность наиболее полно раскрыть себя в качестве фотографа, ловца мгновений. Мышление, ощущение, чувства людей этого типа подчинены интуиции - средству, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна указать выход из положения. Фотографирующий интуитивный экстраверт обладает взглядом быстрым, как муха, глазом подобным хлысту, подсекающему сома, упруго выпрыгивающего из толщи озера, а ситуации он улавливает с такой скоростью, с какой другие пересчитывают банкноты. Интуит обладает тонким чутьём того, что зарождается и имеет будущее, предвидит новые возможности, веяния, перспективы. Мало считается с благополучием себя в окружающей среде. Физическое состояние окружающих, как и его собственное, не является веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Некоторые объекты представляет преувеличенно ценными в случае, когда они необходимы для разрешения ситуации. После того они теряют для него это качество и игнорируются как обременительный придаток. Интуитивный экстраверт охотно берётся за профессии, позволяющие развить различные его способности. Стремится постичь наибольшие возможности. Характерна обострённая чувствительность, но быстрая истощаемость энергии. По выражению К. Юнга, интуитивные экстраверты «сеятели, но не жнецы». Структурное изображение (интровертированный интуитивный тип) встретилось у 19 % тестируемых. Передача некоего целого, его структуры, отображение его общего устройства. На практике такие изображения представляют собой «умные», рассудочные натюрморты (в отличие от «красивых», декоративных натюрмортов), все детали которых уместны и увязаны в единое целое (например, изображение будильника со всеми его атрибутами) или целостные пейзажи (например, площадь города с высоты птичьего полёта). Если фотограф такого типа создаёт портрет, то это, как правило, протокольная фиксация лица человека «так, как есть» - документальный снимок вне эмоций. Интуиция людей такого типа направлена на внутренние субъективные образы. С одной стороны, это тип мистика, мечтателя - провидца, с другой - фантазёра и художника. Оконная рама в представлении интровертированного интуита может представлять собой модель мироустройства. При этом вертикальные и горизонтальные планки оконной рамы отсекают пространственные и временные вечности, а место пересечения вечностей в данное мгновение времени отмечено ручкой, оконным запором. В том месте креста, где пересекаются время и вечность, время на миг останавливается, и этот миг представляет собой настоящее. Углубление интуиции часто влечёт за собой удаление от осязаемой действительности, человек может стать загадкой для своих близких и, как следствие, одиноким как нос на лице. Искусство такого художника возвышает вещи одновременно и значимые и банальные, прекрасные и аляповатые, возвышенные и причудливые. В обществе такой человек принимает на себя роль непризнанного гения, мудрого полуглупца, героя психологических романов. В заключении заметим, что приведённые выше корреляции между типами фотоизображений и психологической структурой личности фотографирующего имеют какую-либо ценность только в тех случаях, когда фотографии были выполнены без каких-либо указаний и принуждения со стороны, то есть они должны быть самопроизвольными, спонтанными, свободными, создаваемыми на досуге, во время отвлечения внимания от другой работы. В данной статье были использованы материалы графических исследований Романовой Е.С., Потёмкиной О.Ф. и метафоры Милорада Павича. Даже две темноты, рассекаемые молнией, не похожи одна на другую, а уж тем более люди. Милорад Павич. «Пейзаж, нарисованный чаем» Человек похож на луковицу. Под каждой шкуркой оказывается следующая; вы её снимаете и ожидаете увидеть бог знает что. Когда вы добираетесь до конца, убеждаетесь, что в сердцевине ничего нет. Милорад Павич. «Роман для любителей кроссвордов» Итак, многочисленные исследования показывают, что любые изображения, полученные мгновенно, спонтанно, «не задумываясь» имеют автопортретную тенденцию, что позволяет вполне корректно характеризовать фотографирующего, выявлять его прошлые и настоящие психологические конфликты, комплексы неполноценности, детские психотравмы и другие факторы, осознаваемые или нет, магическим образом мультиплицирующие сегодняшнюю структуру его личности. Исследования Э. Жюккерта, Ж. Шлибе (1934 г.), П. Бура, Дж. Бука (1948 г.) показали, что положениедоминирующего, сюжетно важного объекта на/в изобразительном поле может свидетельствовать о следующем: Расположение объекта в явно левой части кадра говорит о том, что фотографирующий привязан к прошлому, ко всему тому, что связано с образом матери. Высота сюжетно важного объекта в кадре может свидетельствовать о следующем: Объект занимает менее 1/4 кадра - зависимость, уязвимость, недоверие к себе, возможно, мечты о могуществе. Дж. Бук и Р. Бёрнс опубликовали также некоторые другие зависимости особенностей изображений от личных психологических качеств авторов изображений: Растянутость сюжета в горизонтальном измерении может свидетельствовать о плохой ориентировке в настоящем времени, о подавляющем преобладании в психике фотографирующего прошлого или будущего. Согласно исследованиям К. Коха, слегка приподнимающийся слева направо уровень горизонта в пейзаже свидетельствует о наличии значительного эмоционального потенциала, задора, энтузиазма субъекта. Если же уровень горизонта опускается к правой стороне кадра, то это может свидетельствовать об упадке сил, недостаточности стремлений. Также Р. Бёрнс и Дж. Бук нашли особенности изображения человека, характеризующие личность автора: Голова, лицо: Руки, пальцы: Ноги, ступни: Фигура: Другие замечания: © 1999 Андрей Пашис http://photo-element.ru/analysis/psyho1.html Источник: www.liveinternet.ru Комментарии: |
|