Аналитическое искусство

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Аналитическое искусство – художественный метод, разработанный и обоснованный Павлом Филоновым в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-1920 годов.

Отталкиваясь от кубизма как носителя рационалистического начала, Филонов противопоставлял ему принцип органического роста (от частного к общему) художественной формы и «сделанности» картин. Принцип сделанности – главное положение Аналитического искусства.

Первым теоретическим изложением принципов новаторского творчества принято считать машинописный текст «Канон и закон» (1912), записанный со слов Филонова М.В.Матюшиным и авторизованный надписью: «Сам. Филонов» (опубликовано впервые: Филонов 2006. Т. 2). Следующим шагом самоопределения позиции стало заявление «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков “Сделанные картины”» (1914), известное как манифест одноимённого общества. Содержащееся в нём ключевое понятие «сделанность» теоретически отражает изменение стиля работ Филонова в этот период. Дальнейшее развитие основных положений теории аналитического искусства в течение почти пятнадцати лет (Декларация «Мирового расцвета». 1923) в значительной степени связано с активной позицией Филонова в период революционной реорганизации системы художественной жизни и образования (выступления на диспутах и конференциях середины 1920-х) и постепенно эволюционировало в практические руководства для многочисленных учеников-последователей. (Письмо Вере Шолпо. 1929; Письмо Яну Лукстыню. 1928–1929; Письмо т. Басканчину. Без даты. Все опубликованы: Филонов 2006. Т. 2). Основные тексты «Идеологии аналитического искусства» неоднократно переписывались учениками, перепечатывались (Ю.Г.Араповой) и известны в разных вариантах.

Написанная в духе авангардного увлечения наукообразными «понятиями», теория аналитического искусства содержит термины «сделанность», «единица действия», «от частного к общему», «глаз видящий и глаз знающий» и другие.

В основе предложенного Филоновым метода заложена идея единства законов развития – и в природе, и в искусстве – от части к целому. Процесс работы, по Филонову, состоял из единичных кратких касаний поверхности произведения остро отточенным карандашом или кистью («точка» – «единица действия»), в конце следовала синтетическая фаза работы – окончательный «вывод» многослойной композиции цветом или формой. Творческое создание произведения уподоблено им органическому росту нового объекта искусства, картины или рисунка. В законченном («сделанном») произведении достигается особая, органическая сцеплённость всех элементов, а длительность исполнения материализует четвёртое измерение пространства – время. Работа художника над картиной под аналитическим самоконтролем превращалась в процесс раскрытия внутренней энергии и интуиции мастера. Зритель, затрачивая время и интеллектуальные усилия для постижения смысла произведения, также менялся – внутренне, интеллектуально, выступая анонимным сотворцом художника. Выявление феноменологии творчества как фактора огромного влияния на сознание человека было одной из новаторских идей аналитического искусства


Источник: rusavangard.ru

Комментарии: