5 психологических ловушек при принятии решений

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-10-20 19:03

Психология

Вот уже полвека психологи и ученые, изучающие принятие решении?, интересуются работои? мозга во время этого процесса. Результаты показывают, что мы подсознательно развиваем систему, помогающую нам справляться со сложными решениями. И она в большинстве случаев деи?ствительно отлично работает. Но существует целый ряд изъянов нашего мышления. В книге «Правильный выбор» авторы рассматривают несколько наиболее распространенных психологических ловушек — научившись распознавать формы, которые они принимают, вы сможете лучше контролировать свои? выбор, делать его осознанно и здраво. Лучшая защита от этих ловушек — осведомленность.

1. Полагаться на первое, что пришло в голову: ловушка якорения

При выборе ответа на вопрос сознание уделяет непропорционально большое внимание тем данным, которые были получены вначале. Первое впечатление, идея, оценка или информация служат мощными якорями для дальнеи?ших рассуждении?. Одни из самых мощных якореи? — события прошлого или тенденции.

Пример. Как бы вы ответили на следующие вопросы?
— Население Турции больше 35 миллионов человек?
— Как вы думаете, каково население Турции?
В большинстве случаев число 35 миллионов в первом вопросе (которое выбрано абсолютно случаи?но) будет влиять на ваш ответ на второи? вопрос.

2. Придерживаться того, что есть: ловушка статус-кво

Большинство людеи?, принимая решения, склонны сохранить ситуацию как она есть. В широком смысле мы наблюдаем эту тенденцию, когда принципиально новыи? продукт выходит на рынок. Первые автомобили, которые назывались «безлошадными повозками», выглядели во многом так же, как запряженные экипажи, на место которых они пришли.

Пример. Предположим, вы получили в наследство сто акции? высокои? степени надежности, какие никогда бы не купили сами. Вы можете продать их и вложить деньги с минимальнои? комиссиеи? и без налогов. Как вы поступите? Удивительно, но подавляющее большинство людеи? в такои? ситуации предпочитают просто сохранить имеющиеся акции.

3. Отстаивать ранее принятые решения: ловушка невозвратных издержек

Мы склонны принимать решения, оправдывающие наш прошлыи? выбор, даже если он не имеет отношения к настоящему. Он создает то, что в экономике называют невозвратными издержками. Это денежные или временны?е затраты, которые невозможно компенсировать. Логически мы понимаем, что понесенные ранее затраты не должны влиять на наше текущее решение. Но тем не менее они давят на нашу психику, провоцируя неверные решения. Например, мы можем тратить неимоверные усилия на обучение сотрудника, которого вообще не стоило нанимать.

Пример. Три месяца назад вы отремонтировали двигатель своеи? восьмилетнеи? машины, предпочтя ее ремонт продаже и покупке нового автомобиля. Ремонт встал вам в $3000. А теперь полетела трансмиссия, ее починка обои?дется вам в $1500. Как вариант, можно продать автомобиль за $1000 и купить новыи?. К тому же вы предполагаете, что в дальнеи?шем еще что-то выи?дет из строя, но надеетесь, что это не случится слишком скоро. Что вы собираетесь делать? Большинство автовладельцев в этои? ситуации выберут ремонт трансмиссии, чтобы не потерять $3000, которые уже вложили в ремонт старой машины.

4. Видеть то, что хочешь видеть: ловушка подтверждающих доказательств

Эта ловушка заставляет нас искать факты, которые бы подтверждали наши мысли и опасения, и игнорировать информацию, опровергающую их. Эта ловушка влияет не только на то, куда мы обращаемся за информациеи?, но и на то, как мы интерпретируем полученные данные. В итоге мы чрезмерно доверяем тому, что соответствует нашим догадкам, и полностью пренебрегаем тем, что им противоречит.

Пример. Вы уверены, что стоимость ценных бумаг взлетела до небес, и решаете продать бo?льшую часть своего портфеля, чтобы вложить наличные в паевои? фонд. Но прежде чем звонить своему брокеру, вы кое-что уточняете, чтобы быть на сто процентов уверенным. Вы набираете номер подруги, которая продала свои акции на прошлои? неделе, чтобы спросить, что она думает. Она уверенно утверждает, что скорое падение рынка неизбежно. Что вы сделаете? Лучше бы вам не полагаться полностью на этот разговор, потому что, возможно, вы просто попались на удочку подтверждающих доказательств.

5. Излишняя самоуверенность: ловушка чрезмернои? убежденности

Слишком сильно убежденные в точности своих прогнозов, люди часто значительно сужают спектр возможностеи?. Если вы недооцените лучшии? вероятныи? исход или переоцените худшии?, просчитывая, например, потенциальные, продажи, вы можете не увидеть крупные риски или проморгать прекрасную возможность.

Пример. Как вы думаете, какая температура воздуха будет завтра в вашем городе? Насколько точно вы можете ее предсказать? А теперь предположите максимальную температуру, вероятность которои? всего 1%, и минимальную, также с вероятностью 1%. Другими словами, установите пределы колебания дневнои? температуры, вероятность которои? от нижнеи? до верхнеи? отметки будет 98%.
Если вы производите такие оценки довольно часто и добиваетесь в них определенного успеха, вы ожидаете, что расчеты будут выходить за установленные рамки всего в 2% случаев. К сожалению, сотни экспериментов говорят о другом. Обычно ошибки в расчетах составляют 20–30% случаев, а далеко не 2%.

Источник: m.vk.com

Комментарии: