Умный или нет? Теории интеллекта |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-09-05 15:05 Начался сентябрь, который неизменно ассоциируется с учебным годом. «Хорошо учись, чтобы быть умным и успешным», – примерно с такими напутствиями родители отправляют детей учиться. А что это вообще такое – быть умным? Умными рождаются или становятся? Что такое интеллект и как его измерить? Эти вопросы давно волнуют психологов. Сегодня поговорим об основных направлениях в области психологии интеллекта. Важно сказать сразу: до сих пор нет единого мнения о том, что такое интеллект и из чего он состоит. Существует множество теорий интеллекта, каждая из которых предлагает своё видение. Либо умный, либо нет В конце 19 – начале 20 века британский психолог Чарльз Спирмен решил посмотреть, как связаны результаты одного и того же человека по разным тестам, часто не сравнимым друг с другом и измеряющим различные когнитивные способности. Он обнаружил, что если человек успешно справляется с одним тестом, то с очень большой вероятностью он покажет хорошие результаты и в остальных. Статистическую взаимосвязь этих результатов Спирмен объяснил так: вероятно, существует некий общий фактор интеллекта, лежащий в их основе. Он назвал его g-фактор (general). Интеллект измерялся количественно по одной шкале, без качественных разделений. Можно было сказать про человека, что у него «хорошо развит интеллект» или «не очень развит интеллект». Говоря простым языком, ты либо умный, либо нет, либо находишься где-то между, без учета нюансов и особенностей. Спирмен выделял также специфические факторы интеллекта: математический, пространственный, вербальный. Но он считал их второстепенными и опирался по большей части на общий фактор g. Не просто умный, а с разными способностями Теория с одним-единственным фактором интеллекта вызывала много споров. Кому-то хорошо даётся ораторское искусство, а другой силён в математике. Как с помощью одного фактора объяснить всё интеллектуальное многообразие людей? «Надо придумать более гибкую систему!» – подумали учёные, а американский психолог Луи Тёрстоун выразил эту мысль в своей теории первичных умственных способностей. В отличие от общего фактора Спирмена, Тёрстоун выделил 7 различных способностей, составляющих интеллект. Они взаимонезависимы, то есть человек может быть очень успешен в одной сфере и крайне неразвит в другой. Общее представление об интеллекте можно составить, только изучив все эти 7 факторов:
Знания отдельно, способности – отдельно Американский ученый Раймонд Кэттел предположил, что все различные виды интеллекта можно объединить в более общие группы. Факторный анализ выделил две такие группы, получившие название кристаллизованного и флюидного интеллекта. Первый зависит от знаний, умений, навыков и обладания информацией, которую человек усваивает в течение жизни – кристаллизирует в процессе обучения. Человек с развитым кристаллизованным интеллектом много всего знает, начитан, хорошо образован. На простом языке мы бы назвали его эрудированным. Второй интеллект, флюидный, меньше связан с обучением и больше – со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям, ориентироваться на новой местности, быстро реагировать. Этот фактор интеллекта помогает человеку быть гибким и справляться с неожиданными ситуациями и задачами. Встретив такого человека, мы бы назвали его сообразительным. Эти два фактора интеллекта хорошо объясняют очень распространённый феномен. Отличники в школе, выходя во взрослую жизнь, часто испытывают сложности и не могут устроиться и найти работу. В то время как шустрые троечники легко ориентируются, находят своё место и становятся успешными. Видимо, всё дело в разной степени развития кристаллизованного и флюидного интеллектов. Кэттелл считал, что оба эти фактора зависят и от наследственности, и от приобретённого опыта. Интеллект невозможно измерить Психолог Говард Гарднер создал теорию множественного интеллекта, которая отличается от остальных. Он полностью отказывается от количественных методов измерения интеллекта и считает, что на их результаты не стоит опираться. По Гарднеру, интеллект нельзя измерять и изучать по тестам, которые оторваны от жизни и конкретной ситуации. Умение или неумение человека ответить на какой-то вопрос может ничего не говорить о его интеллекте в целом. Гарднер выделял разные независимые виды интеллекта
Три компонента успешного интеллекта Психолог Роберт Стернберг во многом согласен с Гарднером: интеллект – сложное явление, множественное, его не вычислить по тестам. Он определил интеллект как «психическую деятельность, направленную на отбор, формирование и адаптацию к реальным условиям жизни». Так ли важно для этого уметь отличать на слух ноту «до» от «ми»? Вряд ли. Поэтому Стернберг предложил выделить три основных компонента интеллекта, которые способствуют успешной адаптации в жизни.
Есть ещё множество видов и теорий интеллекта, которые мы не затронули: эмоциональный интеллект, социальный интеллект... Как видите, учёные не пришли к единому мнению о том, что такое интеллект, из чего он состоит, от чего зависит и можно ли его измерить. Как влияют на интеллект факторы наследственные и приобретённые – тоже не до конца понятно. Поэтому вы можете выбирать теорию, которая вам кажется ближе. И помните, что любые тесты, оценки, шкалы – лишь попытка что-то измерить, а их результаты не переносятся в жизнь напрямую. Всё несколько сложнее. Это касается также школьных, вузовских и любых других оценок. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|