Умный или нет? Теории интеллекта

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-09-05 15:05

Работа разума

Начался сентябрь, который неизменно ассоциируется с учебным годом. «Хорошо учись, чтобы быть умным и успешным», – примерно с такими напутствиями родители отправляют детей учиться. А что это вообще такое – быть умным? Умными рождаются или становятся? Что такое интеллект и как его измерить? Эти вопросы давно волнуют психологов. Сегодня поговорим об основных направлениях в области психологии интеллекта.

Важно сказать сразу: до сих пор нет единого мнения о том, что такое интеллект и из чего он состоит. Существует множество теорий интеллекта, каждая из которых предлагает своё видение.

Либо умный, либо нет

В конце 19 – начале 20 века британский психолог Чарльз Спирмен решил посмотреть, как связаны результаты одного и того же человека по разным тестам, часто не сравнимым друг с другом и измеряющим различные когнитивные способности. Он обнаружил, что если человек успешно справляется с одним тестом, то с очень большой вероятностью он покажет хорошие результаты и в остальных. Статистическую взаимосвязь этих результатов Спирмен объяснил так: вероятно, существует некий общий фактор интеллекта, лежащий в их основе. Он назвал его g-фактор (general).

Интеллект измерялся количественно по одной шкале, без качественных разделений. Можно было сказать про человека, что у него «хорошо развит интеллект» или «не очень развит интеллект». Говоря простым языком, ты либо умный, либо нет, либо находишься где-то между, без учета нюансов и особенностей. Спирмен выделял также специфические факторы интеллекта: математический, пространственный, вербальный. Но он считал их второстепенными и опирался по большей части на общий фактор g.

Не просто умный, а с разными способностями

Теория с одним-единственным фактором интеллекта вызывала много споров. Кому-то хорошо даётся ораторское искусство, а другой силён в математике. Как с помощью одного фактора объяснить всё интеллектуальное многообразие людей? «Надо придумать более гибкую систему!» – подумали учёные, а американский психолог Луи Тёрстоун выразил эту мысль в своей теории первичных умственных способностей.

В отличие от общего фактора Спирмена, Тёрстоун выделил 7 различных способностей, составляющих интеллект. Они взаимонезависимы, то есть человек может быть очень успешен в одной сфере и крайне неразвит в другой. Общее представление об интеллекте можно составить, только изучив все эти 7 факторов:

  • вербальное понимание;
  • индуктивное восприятие;
  • беглость речи;
  • скорость восприятия;
  • ассоциативная память;
  • вычислительные способности;
  • пространственная визуализация.

Знания отдельно, способности – отдельно

Американский ученый Раймонд Кэттел предположил, что все различные виды интеллекта можно объединить в более общие группы. Факторный анализ выделил две такие группы, получившие название кристаллизованного и флюидного интеллекта. Первый зависит от знаний, умений, навыков и обладания информацией, которую человек усваивает в течение жизни – кристаллизирует в процессе обучения. Человек с развитым кристаллизованным интеллектом много всего знает, начитан, хорошо образован. На простом языке мы бы назвали его эрудированным.

Второй интеллект, флюидный, меньше связан с обучением и больше – со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям, ориентироваться на новой местности, быстро реагировать. Этот фактор интеллекта помогает человеку быть гибким и справляться с неожиданными ситуациями и задачами. Встретив такого человека, мы бы назвали его сообразительным.

Эти два фактора интеллекта хорошо объясняют очень распространённый феномен. Отличники в школе, выходя во взрослую жизнь, часто испытывают сложности и не могут устроиться и найти работу. В то время как шустрые троечники легко ориентируются, находят своё место и становятся успешными. Видимо, всё дело в разной степени развития кристаллизованного и флюидного интеллектов. Кэттелл считал, что оба эти фактора зависят и от наследственности, и от приобретённого опыта.

Интеллект невозможно измерить

Психолог Говард Гарднер создал теорию множественного интеллекта, которая отличается от остальных. Он полностью отказывается от количественных методов измерения интеллекта и считает, что на их результаты не стоит опираться. По Гарднеру, интеллект нельзя измерять и изучать по тестам, которые оторваны от жизни и конкретной ситуации. Умение или неумение человека ответить на какой-то вопрос может ничего не говорить о его интеллекте в целом. Гарднер выделял разные независимые виды интеллекта

  • пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию);
  • вербальный (способность к речи);
  • логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически);
  • телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом);
  • музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами);
  • межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними);
  • внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы).

Три компонента успешного интеллекта

Психолог Роберт Стернберг во многом согласен с Гарднером: интеллект – сложное явление, множественное, его не вычислить по тестам. Он определил интеллект как «психическую деятельность, направленную на отбор, формирование и адаптацию к реальным условиям жизни». Так ли важно для этого уметь отличать на слух ноту «до» от «ми»? Вряд ли. Поэтому Стернберг предложил выделить три основных компонента интеллекта, которые способствуют успешной адаптации в жизни.

  • Аналитический ум. Этот компонент относится к способностям решать задачи.
  • Творческий интеллект. Этот аспект интеллекта основывается на способности справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и текущие навыки.
  • Практический интеллект. Этот элемент относится к способности адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Есть ещё множество видов и теорий интеллекта, которые мы не затронули: эмоциональный интеллект, социальный интеллект...

Как видите, учёные не пришли к единому мнению о том, что такое интеллект, из чего он состоит, от чего зависит и можно ли его измерить. Как влияют на интеллект факторы наследственные и приобретённые – тоже не до конца понятно. Поэтому вы можете выбирать теорию, которая вам кажется ближе.

И помните, что любые тесты, оценки, шкалы – лишь попытка что-то измерить, а их результаты не переносятся в жизнь напрямую. Всё несколько сложнее. Это касается также школьных, вузовских и любых других оценок.


Источник: m.vk.com

Комментарии: