Психолог ТГУ опроверг гендерные стереотипы о восприятии лжи

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-09-07 08:30

Психология

Аспирант факультета психологии Дмитрий Егоров под руководством доктора психологических наук Олега Лукьянова исследовал, как гендер влияет на восприятие лжи, и опроверг стереотип о том, что женщины воспринимают обман более эмоционально, сообщает пресс-служба ТГУ. Кроме того, он выявил, что люди плохо различают ложь и правду, независимо от пола.

По итогам исследования в Сибирском психологическом журнале вышла статья «Избирательность восприятия лживых сообщений в зависимости от половой принадлежности».

В эксперименте приняли участие студенты, по 30 юношей и девушек в возрасте от 18 лет до 21 года. Им предложили для сравнения два лживых текста. Первый был стилизован под новостное сообщение о военном конфликте между вымышленными племенами. Второй описывал причину карликовости у пигмеев, обоснование шло на уровне личного мнения автора без приведения научных доказательств.

«Респонденты не были в курсе, ложное или правдивое сообщение перед ними, как и в обыденной жизни. Мы хотели выделить стратегию восприятия подобных неопределенных относительно истины сообщений, – рассказал о первоначальной гипотезе Дмитрий Егоров. – Мы предположили, что женщины будут более эмоционально воспринимать лживые сообщения, и в этом будет основное отличие в стратегиях восприятия мужчин и женщин».

Для оценки содержания текста участникам эксперимента предложили несколько параметров, связанных в смысловые узлы: интерес – вовлеченность, понимание – логичность, эмоциональность – переживание, доверие – реалистичность. Проанализировав результаты, психолог пришел к выводу, что чем интереснее и понятнее сообщение, содержащее ложь, тем больше вероятность того, что человек его дочитает. При этом гипотеза о различиях в эмоциональном восприятии лживых текстов не подтвердилась.

Исследование также показало, что и мужчин, и женщин легко обмануть, например, с помощью СМИ – достаточно сделать ложь интересной и логически убедительной. Это, например, позволяет мошенникам достаточно свободно манипулировать людьми.

«Ни мужчины, ни женщины не заметили, что сообщения лживые. Это может говорить о том, что способностей распознавать обман, возможно, не существует, – добавил Дмитрий Егоров. – Мы уже многое знаем об индикаторах обмана. Например, люди обращают внимание на характеристики голоса, движения глаз, ошибки в речи, паузы, физиологические реакции. Но это знание, а также техники различения лжи и правды пока не приносят обучающимся значимого результата. Исследования психологов Экмана, Фрая, Де Паулы не выявили существенных особенностей в распознавании лжи людьми».

Вместе с тем, как пояснил психолог, исследования стратегий восприятия сообщений в текстовой, видео- и аудиальной формах только начинаются. Акцент смещается с зоны наглядных индикаторов обмана на внутренние характеристики человека, такие как мотивация, эмоции, рефлексия, а также на роль профессионального и образовательного факторов:

«Учет типа восприятия или отношения человека к сообщению, содержащему ложь, может открыть новые пути исследования и конструирования методик распознавания обмана».

Аспирант планирует подробнее изучить внутренние процессы понимания человеком сообщений, приводящие к тому, что ложная информация становится для людей правдой, а истинная – ложью. Это поможет, например, различать фейки в интернете, ложные новости или обман в рекламе.


Источник: scientificrussia.ru

Комментарии: