Психолог ТГУ опроверг гендерные стереотипы о восприятии лжи |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-09-07 08:30 Аспирант факультета психологии Дмитрий Егоров под руководством доктора психологических наук Олега Лукьянова исследовал, как гендер влияет на восприятие лжи, и опроверг стереотип о том, что женщины воспринимают обман более эмоционально, сообщает пресс-служба ТГУ. Кроме того, он выявил, что люди плохо различают ложь и правду, независимо от пола. По итогам исследования в Сибирском психологическом журнале вышла статья «Избирательность восприятия лживых сообщений в зависимости от половой принадлежности». В эксперименте приняли участие студенты, по 30 юношей и девушек в возрасте от 18 лет до 21 года. Им предложили для сравнения два лживых текста. Первый был стилизован под новостное сообщение о военном конфликте между вымышленными племенами. Второй описывал причину карликовости у пигмеев, обоснование шло на уровне личного мнения автора без приведения научных доказательств. «Респонденты не были в курсе, ложное или правдивое сообщение перед ними, как и в обыденной жизни. Мы хотели выделить стратегию восприятия подобных неопределенных относительно истины сообщений, – рассказал о первоначальной гипотезе Дмитрий Егоров. – Мы предположили, что женщины будут более эмоционально воспринимать лживые сообщения, и в этом будет основное отличие в стратегиях восприятия мужчин и женщин». Для оценки содержания текста участникам эксперимента предложили несколько параметров, связанных в смысловые узлы: интерес – вовлеченность, понимание – логичность, эмоциональность – переживание, доверие – реалистичность. Проанализировав результаты, психолог пришел к выводу, что чем интереснее и понятнее сообщение, содержащее ложь, тем больше вероятность того, что человек его дочитает. При этом гипотеза о различиях в эмоциональном восприятии лживых текстов не подтвердилась. Исследование также показало, что и мужчин, и женщин легко обмануть, например, с помощью СМИ – достаточно сделать ложь интересной и логически убедительной. Это, например, позволяет мошенникам достаточно свободно манипулировать людьми. «Ни мужчины, ни женщины не заметили, что сообщения лживые. Это может говорить о том, что способностей распознавать обман, возможно, не существует, – добавил Дмитрий Егоров. – Мы уже многое знаем об индикаторах обмана. Например, люди обращают внимание на характеристики голоса, движения глаз, ошибки в речи, паузы, физиологические реакции. Но это знание, а также техники различения лжи и правды пока не приносят обучающимся значимого результата. Исследования психологов Экмана, Фрая, Де Паулы не выявили существенных особенностей в распознавании лжи людьми». Вместе с тем, как пояснил психолог, исследования стратегий восприятия сообщений в текстовой, видео- и аудиальной формах только начинаются. Акцент смещается с зоны наглядных индикаторов обмана на внутренние характеристики человека, такие как мотивация, эмоции, рефлексия, а также на роль профессионального и образовательного факторов: «Учет типа восприятия или отношения человека к сообщению, содержащему ложь, может открыть новые пути исследования и конструирования методик распознавания обмана». Аспирант планирует подробнее изучить внутренние процессы понимания человеком сообщений, приводящие к тому, что ложная информация становится для людей правдой, а истинная – ложью. Это поможет, например, различать фейки в интернете, ложные новости или обман в рекламе. Источник: scientificrussia.ru Комментарии: |
|