Применение закона из компьютерной науки в биологии выявило интригующую вероятность того, что жизнь существовала задолго до появления Земли. И возможно, если верить ученым и их расчетам, появилась за пределами нашей солнечной системы.
Вы в это верите?
Закон Мура гласит о том, что мощность компьютеров увеличивается по экспоненте, в то время как стоимость полупроводника падает в геометрической прогрессии каждые два года. Однако мы уже выяснили, что закон Мура работает не только с полупроводниками. Но работает. Если вы возьмете закон Мура и посчитаете вычислительную мощь за последние два года в обратном порядке, вы окажетесь в 1960 году, когда и был изобретен первый микрочип.
Пара генетиков решили применить закон Мура относительно скорости, с которой увеличивается сложность жизни на Земле. Как пишет New Scientist, результаты показали, что первая органическая жизнь появилась на свет задолго до самой Земли.
Научный сотрудник Алексей Шаров из Национального института по проблемам старения в Балтиморе и биолог-теоретик Ричард Гордон из Морской лаборатории во Флориде взяли закон Мура и заменили транзисторы нуклеотидами — строительными блоками ДНК и РНК — и цепями генетического материала, а после запустили калькулятор.
Полученные результаты показали, что жизнь зародилась 10 миллиардов лет назад, задолго до Земли, чей возраст оценивается в 4,5 миллиарда лет.
Что ж, если математически жизнь действительно существовала задолго до Земли, возможно ли это физически? И снова Шаров и Гордон говорят «да, возможно». Пока наша Солнечная система скатывалась в шарики планет, давние предки бактерий или даже элементарные нуклеотиды из более старой части галактики могли нанести визит нашей Земле на комете или в другом неорганическом космическом мусорном контейнере — имя этому процессу панспермия.
Расчеты ученых нельзя считать научными доказательствами того, что жизнь существовала задолго до Земли — нет никакой возможности узнать наверняка, не могла ли органика эволюционировать быстрее в какой-нибудь из моментов в истории Вселенной. Шаров называет свою работу мысленным экспериментом.
«В наших аргументах сплошные гипотезы».
Мысль Шарова и Гордона порождает определенную интригу. С одной стороны, «жизнь до Земли» решает старую проблему многообразия видов во Вселенной: если сложность генетики будет прогрессировать с постоянной скоростью, социальное и научное развитие — тоже, то первыми инопланетянами, с которыми мы познакомимся где-нибудь на задворках Млечного Пути, будут… люди. Или что-то похожее на людей. В пользу этого говорит другой интересный факт.
«Пока астрономы ищут инопланетян в космосе, другие ученые на основании данных физики, биологии и химии пытаются догадаться, на что может быть похожа инопланетная жизнь. Еще Исаак Ньютон, например, задавался вопросом: почему все животные, которых мы видим вокруг, обладают двусторонней симметрией (все они имеют симметрично расположенные два глаза, две «руки» и две «ноги»)? Что это — счастливая случайность или промысел Божий?» — Мичио Каку, «Физика невозможного».
Исследование Шарова и Гордона выписывает теоретическую и практическую параллель между происхождением жизни и отношением жизни к знанию. Эволюция человека не просто происходит на генетическом уровне: она происходит эпигенетически, или в уме; как технологии, язык или культурная память становятся все более сложными.
«Функциональная сложность организмов частично зашифрована в наследственном геноме и частично в быстротечном сознании», — объясняют ученые.
Применяя закон Мура — теорию, которая изначально должна была служить технологиям, — к жизни, генетики не упрощают эволюцию, а напротив, признают ее необычайную сложность.
И хотя некоторые могут со скепсисом отнестись к Шарову и Гордону, ученые стоят на своем.
«Загрязнение спорами бактерий из космоса представляется наиболее правдоподобной гипотезой, которая объясняет раннее появление жизни на Земле», — утверждают они. И если бы Шарову предложили пари, он бы поставил 99 % на то, что жизнь существовала до Земли. — «Но нам нужно оставить 1 % для совершенно невероятного шанса, который мы не учли».
По-моему, самое время подумать о пришельцах, которые наверняка говорят на английском и могут нас чему-нибудь поучить.