Гегель хорошо объясняет, что не так с наивным пониманием психологии: |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-09-19 16:19 «Наблюдающая психология, которая прежде всего говорит о своих восприятиях всеобщих модусов, встречающихся ей в деятельном сознании, находит всевозможные способности, наклонности и страсти, и так как при перечислении всей этой коллекции нельзя подавить воспоминания о единстве самосознания, то она должна по меньшей мере дойти до изумления от того, что в духе, как в мешке, могут находиться вместе столь многие и столь неоднородные друг по отношению к другу случайные вещи, в особенности поскольку они оказываются не мертвыми покоящимися вещами, а беспокойными движениями. (...) Чем беднее представление о духе, тем более с этой стороны [психологии] облегчается дело, ибо отчасти тем малочисленнее будут эти свойства, отчасти тем более обособленными, прочными и закостеневшими, а тем самым более похожими на определения кости». (Феноменология духа, 1807). «Все проблемы из детства», «вы должны только самому себе», «мысли позитивно» и прочие пошлости: то, что нам суют как психологическую догму, как готовый продукт, как решение, вынесенное самой вечностью, на деле есть лишь один из подходов, не хуже и не лучше других. В науках о человеке вообще сложно найти что-то «готовое», раз и навсегда решённое. Заприте в одном кабинете философов, психологов и социологов и попросите их дать определение «личности», «разуму», «свободе». Возникнут не только чисто дисциплинарные разногласия, но и разнобой внутри каждой из групп. В стане психологов схлестнутся фрейдист и какой-нибудь экзистенциалист; среди социологов - дюркгеймианец и веберианец; о философах и говорить нечего, они на протяжении веков культивировали тотальное несогласие друг с другом. Но философия, по крайней мере, учит ориентироваться во всей этой многоголосице; если в школе вы не любили списывать, то философия наверняка приведёт вас к «апофеозу беспочвенности». В этом ли ее польза? Черт знает. Я склонен ценить вещи ради самих вещей. Комментарии: |
|