БАЗАЛЬНЫЕ ЯДРА — скопления серого вещества в толще больших полушарий головного мозга

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-09-02 20:00

Головной мозг

БАЗАЛЬНЫЕ ЯДРА — скопления серого вещества в толще больших полушарий головного мозга, участвующие в коррекции программы сложного двигательного акта и формировании эмоционально-аффективных реакций.

Нередко эти ядра называют подкоркой. К ним относятся: хвостатое ядро (nucleus caudatus), чечевицеобразное ядро (nucleus lentiformis, s. nucleus lenticularis), ограда (claustrum) и миндалевидное тело (corpus amygdaloideum). К Б. я. относят также базальный комплекс ядер, расположенный между передним продырявленным веществом (substantia perforata anterior) и передней частью бледного шара (globus pallidus), принадлежащий септальной области.

Анатомия

Хвостатое ядро имеет грушевидную форму; его передняя часть носит название головки хвостатого ядра (caput nuclei caudati). Она расположена в переднем отделе полушария и выступает в передний рог бокового желудочка (cornu anterius ventriculi lateralis), образуя его стенку снизу и латерально. Кзади от головки хвостатое ядро суживается, и этот отдел его называется телом хвостатого ядра (corpus nuclei caudati). Тело хвостатого ядра ограничивает с латеральной стороны центральную часть бокового желудочка (pars centralis ventriculi lateralis) и описывает полукруг над зрительным бугром (thalamus) и чечевицеобразным ядром. Истонченный задний отдел хвостатого ядра, образующий часть крыши нижнего рога бокового желудочка (cornu inferius ventriculi lateralis), образует хвост хвостатого ядра (cauda nuclei caudati). Латеральная поверхность хвостатого ядра прилежит к внутренней капсуле (capsula interna), его медиальный край примыкает к конечной полоске (stria terminalis).

Чечевицеобразное ядро имеет форму клина, основание к-рого направлено латерально, а верхушка медиально и вниз, примыкая к подбугорной области. Оно лежит латерально и несколько ниже (вентральнее) от хвостатого ядра и зрительного бугра, от к-рых отделено внутренней капсулой. Спереди и вентрально чечевицеобразное ядро соединяется с головкой хвостатого ядра тонкими полосками серого вещества. Латеральная его поверхность несколько выпуклая и располагается вертикально, гранича с наружной капсулой (capsula externa), к-рая представляет собой тонкую белую мозговую пластинку, ограниченную латерально серым веществом — оградой (claustrum). Вентральная поверхность чечевицеобразного ядра лежит горизонтально и в средней своей части соединяется с корой в области переднего продырявленного вещества. Две тонкие мозговые пластинки, медиальная и латеральная (laminae medullares medialis et lateralis), разделяют его на три части: наружная часть, более темно окрашенная, называется скорлупой, две другие представляют собой более слабо окрашенные наружный и внутренний членики бледного шара. Ограда является узкой пластинкой серого вещества, к-рая расположена латеральнее чечевицеобразного ядра и отделена от него наружной капсулой. От коры островка (insula) ограда отделена слоем белого вещества, образующим внешнюю капсулу (capsula extrema).

Миндалевидное тело — это комплекс ядер, расположенных в области крючка парагиппокампальной извилины (uncus gyri parahippocampalis), хорошо дифференцированных и отличающихся друг от друга цитологически и цитоархитектонически.

Физиология

На низших ступенях эволюции (у рыб, рептилий, птиц) Б. я. являются высшими центрами координации сложного поведения. У человека и высших животных (приматов) сложную интегративную деятельность осуществляет кора больших полушарий, однако роль Б. я. не уменьшается, а лишь видоизменяется.

На ранних стадиях постнатального онтогенеза основная двигательная функция новорожденного — непроизвольные хаотические движения — осуществляется в основном за счет паллидума. С развитием стриатума в более поздние сроки постнатального онтогенеза отмечаются эмоциональные проявления (улыбка) и усложняются статокинетические и тонические функции (ребенок удерживает головку, выполняет содружественные движения). При рассмотрении физиологической роли Б. я. необходимо исходить из особенностей связей этих ядер с другими отделами головного мозга. Б. я. характеризуются богатством афферентных и эфферентных связей с моторными зонами коры головного мозга, с ядрами зрительного бугра, между Б. я., с ядрами среднего мозга, а также с подбугорьем, образованиями лимбической системы и мозжечком. Важное значение для понимания физиологии Б. я. имеет учет обратных связей, идущих от них в кору головного мозга. Такой широкий спектр связей обусловливает сложность функционального значения Б. я. (объединяемых в стрио-паллидарную систему) в различных нейрофизиологических и психофизиологических процессах. Установлено участие Б. я. в следующих нейрофизиологических функциях:

а) сложные двигательные акты

б) вегетативные функции

в) безусловные рефлексы

г) сенсорные процессы

д) условнорефлекторные механизмы

е) психофизиологические процессы

Роль Б. я. в осуществлении сложных двигательных актов заключается в том, что они обусловливают миостатические реакции, оптимальное перераспределение мышечного тонуса (благодаря модулирующим влияниям на нижележащие структуры ц. н. с., определяющие регуляцию движений).

Данные нейрофизиологических и клинико-неврологических исследований функций Б. я. позволяют заключить, что их физиологическое значение необходимо рассматривать в связи с другими системами мозга. Во время сложного двигательного акта Б. я. объединяются непрерывным потоком импульсов, к-рые распространяются по определенным нейронным кругам: а) зрительный бугор — полосатое тело — зрительный бугор; б) зрительный бугор — кора полушарий — полосатое тело — бледный шар — зрительный бугор.

Большой удельный вес афферентных морфо-функциональных связей позволяет считать, что физиологическая роль Б. я. не исчерпывается двигательной сферой. Учитывая большое значение обратных связей и тесное взаимодействие Б. я. с другими системами мозга, можно прийти к заключению, что роль Б. я. заключается в сличении различных афферентных воздействий для выполнения конечной двигательной задачи. Б. я. участвуют в формировании афферентного синтеза, в коррекции программы сложного двигательного акта и в оценке результатов действия. Кроме того, функциональное состояние Б. я. отражается и на других функциях головного мозга, особенно при формировании эмоционально-аффективных реакций.

Комментарии: