Внутри каждого из нас живет цепной пес. И нужно научиться им управлять |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-08-02 08:01 Почему школьная и подростковая жестокость поражает наше воображение? У детей еще не до конца сформированы те центры мозга, которые отвечают за эмоциональную регуляцию, с одной стороны, и за предвидение последствий своих действий — с другой. Остановиться, особенно когда они входят в групповой эмоциональный клинч, им намного сложнее, чем взрослым. У них пока не сформированы те функции, которые позволяют задать вопросы: «А что мы делаем? Что будет потом? Какие могут быть последствия?» Что с этим можно сделать? Во-первых, все-таки понимать, что дети с этим не всегда могут справиться и что динамика поведения в детских группах не должна быть пущена на самотек. Если взрослые создают группы, то они и несут за них ответственность. Во-вторых, конечно, на поведение детей очень влияет само понятие «можно — нельзя». Понятие «норма» к девяти-десяти годам уже неплохо сформировано — и если нет тех, кто может опереться на свои моральные нормы, представления о допустимом и возможности предвидеть последствия, то нужно, чтобы эти «нельзя» и «можно» были зафиксированы со стороны взрослых и звучали со стороны социума достаточно четко. Но при этом есть другая крайность, которая сейчас уже уходит: в какой-то момент в европейских странах была модной идея «нулевой толерантности» к агрессии. Она как бы запрещала любое проявление насилия. Хотя в самой по себе агрессии нет ничего аморального и плохого. Это набор эмоций и моделей поведения, которые созданы эволюцией для того, чтобы особь защищала себя, свою территорию и свое потомство. То есть это эволюционно оправданный, нужный и важный инструмент. Но агрессия должна быть соразмерна ситуации и, по возможности, должна проявляться в как можно более цивилизованных, культурных формах. Поэтому, когда мы ставим задачу полностью оградить от нее детей, не покупая игрушки в виде оружия и за любой тычок одного мальчика другим немедленно наказывать их обоих, мы на самом деле оказываем им медвежью услугу. Мы не создаем детям условия, чтобы они познакомились со своей агрессией и научились ею управлять. Такой идеал всегда добренького, всегда миленького, всегда договаривающегося и соглашающегося ребенка — это очень опасная история. Внутри каждого из нас живет цепной пес, и не стоит объявлять его белым барашком и отказываться дрессировать. Этот пес заложен в нас с рождения. И если мы не готовы, как в романе Замятина «Мы», сделать всем операцию по его удалению, то надо знать его, его повадки, надо научиться им управлять и натренировать его на команду «к ноге». И только после этого можно спокойно гулять с ним по людным общественным местам. Это — обязанность взрослых: создавать для детей условия, в которых они смогут безопасно познакомиться со своей агрессией, разбирать с ними какие-то случаи, когда что-то пошло не так, не дожидаясь, пока они изобьют кого-то до комы, и не ставя им условия, что они никогда в жизни никого не пнут и не ткнут. Фото: Kirn Vintage Stock/Corbis via Getty Images Если брать шире — взрослым достаточно сложно устанавливать рамки детям, если у них самих сдвинуты точки нормы. У нас есть целые города, в которых больше половины населения прошло через зону. Сейчас, во время скандала вокруг пыток в колонии, в соцсетях достаточно часто встречается реакция: «А чего такого, если они нарываются?!» Мы живем в одном мире с детьми, и у нас не может быть разных правил. Если взрослые считают, что «ничего такого», то так же считают и дети. Вот только если здоровые взрослые все-таки понимают свой агрессивный импульс и какие от этого будут риски, то ребенок может и не справиться. Как в этом случае можно помочь? Если ребенок уже понимает, что он не справляется со своими вспышками агрессии, может это осознать, то это уже помощь в эмоциональной регуляции. Сложность в том, что часто мы действительно предъявляем к детям нереальные требования. Есть такая известная картинка: папа бьет сына со словами «я тебе покажу, как маленьких обижать». Взрослые оправдывают насилие, при этом ребенок не должен проявлять агрессию, но одновременно должен за себя постоять. В результате в головах у детей — каша из противоречий. Конечно, есть и особые ситуации. Когда взрыв эмоций и жестокости становится ответом на длительное унижение в коллективе. В каких-то других случаях это патология. То есть тут все не так просто устроено, что папа дал подзатыльник, а мальчик после этого побил одноклассника. Некоторые проблемы могут решить только специалисты — общественность там мало что сделает. Но разобраться с понятиями, определить норму — это как раз то, что может сделать каждый из нас. Понимая, как с людьми можно, как нельзя, участвуя в обсуждениях, высказывая свое мнение. И придерживая язык каждый раз, когда хочется сказать: «А чего они нарывались? Так им и надо». Записал Александр Мурашев Источник: snob.ru Комментарии: |
|