Юваль Ной Харари: «Сейчас взламывают не только компьютеры, но и людей» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-08-16 15:55 Новая книга израильского мыслителя – о том, как подготовиться к XXI веку У историка и футуролога Юваля Ноя Харари скоро выйдет новая книга – «21 урок для XXI века» (21 Lessons for the 21st Century). В ней он рассказывает, что уготовил человечеству нынешний век, и что нужно делать, чтобы не проиграть в гонке со временем. Evening Standard пишет, что она вызовет «резкое повышение IQ читателя». «21 урок для XXI века» появится в продаже 30 августа. Мы приводим основные тезисы из главы, которую опубликовал Wired. Как подготовить себя и детей к миру беспрецедентных трансформаций? Можно надеяться, что сегодняшний новорожденный доживет до 2100 года. Какие умения и навыки помогут ему выжить и процветать – получить работу, осознать, что происходит вокруг – в 2050 году или даже в следующем веке? Сегодня предсказать будущее намного сложнее: когда технологии позволят нам совершенствовать тело и разум, мы уже ни в чем не сможем быть уверенными, утверждает Харари. Чему учить? Тысячу лет назад люди могли быть уверены в незыблемости некоторых вещей: они твердо знали, что к 1050 году по-прежнему будут землепашцы и ткачи, продолжительность жизни будет равна примерно 40 годам, а человеческое тело не изменится. Поэтому в 1018 году неимущие китайские родители учили своих детей сажать рис или ткать шелк, а более богатые – чтению, каллиграфии и боевым искусствам. Очевидно, на тот момент это были те умения, которые были бы актуальны в 1050 году. Сегодня же мы не имеем понятия, как в 2050 году будет выглядеть Китай или мир вообще, как люди будут зарабатывать на жизнь и так далее. Вполне возможно, большая часть того, что сегодня изучают дети, в будущем им не пригодится. В настоящее ?время большая часть школ сосредоточена ?на зубрежке огромных массивов информации. В прошлом это было оправданно, так ?как информация об ?окружающем мире была скудной и разрозненной, и даже эта маленькая струйка данных ?подвергалась строгой цензуре. В XXI веке, напротив, ?мы буквально ?тонем в информации, а цензоры избрали другой путь: они не блокируют ее, а распространяют дезинформацию. Так что сейчас можно жить в провинциальном городке и самообразовываться с помощью статей Wikipedia, просмотров лекций TED, бесплатных онлайн-курсов и так далее. Власти даже не надеются заблокировать всю неугодную им информацию – им стало куда легче отвлекать внимание и запутывать людей несущественной информацией и откровенными фейками. К тому же, когда вопросы политики или науки выглядят чересчур сложными, чтобы пытаться в них разобраться, всегда можно почитать последние сплетни из жизни знаменитостей или посмотреть видео со смешными котиками. В современном мире последнее, что нужно ребенку от учителя – еще больше информации. Напротив, детей нужно учить разбираться в уже имеющихся данных, отличать важное от неважного, а также составлять из разрозненных сведений общую картину мира. Это на самом деле довольно долго было идеалом западного либерального образования, но многие школы ленились воплощать его на практике. Учителя поощряли учеников думать самостоятельно, а сами фокусировались на объемах информации. Предполагалось, что если дать ученикам информацию и свободу мыслить, то они сами составят свою картину мира. Если же она окажется непоследовательной и лишенной смысла, у них будет время ее перестроить. Но теперь этого времени нет: мы принимаем решения, формирующие наше будущее, на основании имеющихся у нас данных. Если у этого поколения не будет всеобъемлющей картины мира, жизнь на планете будет зависеть от случая. Можно сосредоточиться на преподаванию ученикам следующих навыков: решение дифференциальных уравнений, написание компьютерного кода на C++, определение химических веществ в пробирке или знание китайского языка. Однако нельзя быть уверенными в том, какие конкретно из этих навыков понадобятся людям в 2050 году. К тому времени вполне может оказаться, что искусственный интеллект лучше людей пишет программы, а новая версия Google Translate позволяет практически безукоризненно общаться на любом из диалектов китайского. Что же преподавать? Некоторые эксперты по педагогике советуют школам переключиться на комбинацию «4К»: критическое мышление, коммуникация (общение), коллаборация (сотрудничество) и креативность. То есть, школы должны ослабить напор на преподавание чисто технических и усилить обучение общим навыкам, например, умению иметь дело с переменами, обучаться новому и сохранять психическое равновесие в незнакомых ситуациях. Чтобы хорошо себя чувствовать к 2050 году, нужно не просто быть способным генерировать новые идеи и продукты. Прежде всего – нужно уметь изобретать себя снова и снова. По мере того, как скорость перемен нарастает, мутирует не только экономика, но и сам смысл того, как быть человеком. В середине XIX века миллионы людей отправлялись из деревень в города, чтобы работать на заводах. Однако даже в крупных городах они не были способны изменить себя физически – сменить пол или добавить шестое чувство. К середине века XXI людям придется иметь дело с миграцией в киберпространство, гендерная идентичность будет размыта, а компьютерные импланты дополнят уже имеющиеся чувства новыми. То есть, приводит пример Харари, если в 25 лет на сайте знакомств вы пишете о себе: «25-летняя гетеросексуальная женщина. Живу в Лондоне и работаю в магазине модной одежды», то уже в 35 лет ваша характеристика поменяется на «лицо неопределенного пола, прохожу процедуру корректировки возраста. Моя неокортикальная активность протекает преимущественно в виртуальном мире NewCosmos. Моя цель в жизни – побывать там, где не бывал ни один дизайнер модной одежды». В 45 лет – свидания и определения себя будут уже не актуальны, алгоритм сам подберет (или создаст) вам идеального партнера. Впрочем, буквально воспринимать этот сценарий не нужно. Никто не сможет точно предсказать грядущие перемены. Нельзя быть уверенным, как точно изменится мир, но можно – в том, что он действительно изменится. И эти перемены трансформируют саму структуру жизни, с незапамятных времен состоящую из двух частей: обучения и работы. В первой части жизни человек аккумулирует информацию, развивает навыки и конструирует картину мира. Во второй – человек, опираясь на полученные знания, зарабатывает на жизнь и вносит свой вклад в развитие общества. Процесс получения знаний, конечно же, не ограничен лишь первой частью – там закладываются основы. К середине XXI века эта модель – с учетом всех изменений и увеличения продолжительности жизни – устареет. Вопрос «Кто я?» станет еще более насущным и запутанным. Это, вероятно, увеличит количество испытываемого человеком стресса. Как преодолеть стресс? Вообще перемены почти всегда вызывают стресс, а после наступления определенного возраста людям все труднее меняться. В подростковом возрасте вся жизнь – сплошные перемены. Это одновременно пугает и восхищает. К 50 годам человек не хочет перемен, его не тянет завоевывать мир, его выбор – стабильность. Он так много вложил в свои образование и карьеру, что он просто не может представить, как это – начинать все заново. Да, многие продолжают получать новый опыт, но большинство людей в этом возрасте не готовы к кардинальным переменам их личности. Этому есть нейробиологическое объяснение. Несмотря на то, что мозг взрослого человека все-таки более пластичен, чем считалось ранее, мозг подростка куда лучше справляется с повторным соединением нейронов с помощью синапсов. Но в XXI веке стабильность – непозволительная роскошь. Чтобы оставаться востребованным (не только в экономическом, но прежде всего в социальном плане), нужно сохранять способность и желание постоянно учиться и изобретать себя заново. Людям придется все чаще иметь дело с новым – искусственный интеллект, усовершенствованные тела, алгоритмы, умеющие манипулировать эмоциями – и необходимостью чуть ли не каждое десятилетие менять свою специализацию. Чтобы выжить (а тем более процветать) в мире, основной характеристикой которого является неопределенность, нужна психическая гибкость и огромный резерв эмоционального равновесия. К сожалению, обучать детей принимать неизвестное и сохранять баланс эмоций куда сложнее, чем учить решать уравнения. Жизненной стойкости нельзя научить с помощью книг или лекций – учителям самим недостает психической гибкости, которой от них требует новое время, они сами есть продукт старой системы образования. На что полагаться? Можно констатировать, что старая модель образования (школа, классная комната, объясняющий что-то учитель) сегодня терпит крах. Однако мы пока еще не создали жизнеспособную альтернативу ей. «Поэтому лучший совет, который я могу дать 15-летнему подростку, застрявшему в устаревшей школе где-нибудь в Мексике, Индии или в штате Алабама, – особенно не полагайся на взрослых. Большинство из них хотят тебе добра, но они просто не понимают мир», – пишет Харари. Какую альтернативу он предлагает? Технологии, по его словам, еще более рискованный вариант. Они могут помочь, если ты знаешь, чего хочешь добиться в жизни, но в противном случае могут и поработить, уверяет Харари. Особенно учитывая тот факт, что технологии все лучше «понимают» людей. Видели ли вы этих смартфон-зомби – людей, идущих по дороге, не отрывая взгляда от экранов своих гаджетов? Как вы думаете, это они контролируют технологию или наоборот, спрашивает Харари. Стоит ли в таком случае полагаться на себя? Этот совет звучит здорово – для старого диснеевского фильма или выпуска «Улицы Сезам», но в реальности большинство людей знают себя плохо, поэтому рискуют стать жертвами манипуляций со стороны. Голосу, который мы слышим в голове, не стоит доверять – он вещает под влиянием как пропаганды, так и своих «тараканов». По мере развития биотехнологий и машинного обучения станет еще легче манипулировать эмоциями и желаниями людей. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство любой страны знает, за какие ниточки дергать и на какие кнопки нажимать, человек вряд ли уже сможет различать, что думает он сам, а что подсказывают ему маркетологи. Познай самого себя – классический и, пожалуй, самый древний совет в книге, признает сам Харари. Однако он никогда не был таким актуальным: во времена Лао-цзы или Сократа у человека не было таких серьезных противников, как сегодня – в лице Coca-Cola, Amazon, Baidu и того же правительства. «Сегодня они все стремятся взломать не ваш смартфон или компьютер, а вас – вашу природную операционную систему. Возможно, вы слышали о том, что в наши дни взламывают компьютеры, но это лишь полуправда. На самом деле мы живем в эру, когда взламывают людей», – предупреждает Харари. Алгоритмы следят за вами прямо сейчас. С помощью Big Data и машинного обучения они будут совершенствовать слежку, чтобы контролировать и манипулировать человеком. В конечном итоге, когда они будут понимать людей лучше, чем они сами понимают себя, власть перейдет к ним. Есть люди, которых это вполне устроит – можно будет расслабиться и наслаждаться жизнью, за них все сделают алгоритмы. «Если же вы хотите сохранить хоть какой-то контроль за вашим существованием, вам нужно постоянно обгонять алгоритмы – быть быстрее, чем Amazon и правительство. Чтобы бежать быстрее, нужно избавиться от багажа. Отбросьте иллюзии – они очень тяжелые», – советует Харари. По материалам Republic.ru Комментарий Острога: Эволюция - это не так уж страшно, просто никто не спрашивает участвующих в ней, как им ее удобнее провести. Теория техногенной эволюции человека могла бы дополнить и поправить старика Дарвина, тема отбора остается актуальной. Да, многие вымрут в процессе, само собой. Но это уже совсем другая история. Гораздо интереснее, что будет с теми, кто в техногенную эволюцию не умеет, то есть, буквально, с теми, с кем мы живем в одной стране. В этой точке тема ТЭ, затронутая израильским ученым, неожиданно встречается с нашим дискурсом и обретает прикладное значение. Удастся ли русской матрице еще раз воспроизвести себя в условиях окружающего мира, динамика развития которого на этот раз касается по-настоящему всех и каждого? Комментарии: |
|