«Мы круче Илона Маска» — как РЖД делает поезда будущего |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-08-07 08:30 Российские поезда у многих ассоциируются с нафталиновым прошлым: голые пятки в плацкарте, неработающее радио и неистребимый запах варёной курицы. Однако этот стереотип скоро прибудет на вечную стоянку в депо — прямо сейчас в РЖД делают всё, чтобы превратить железные дороги в совершенство технической мысли. Мобильные приложения, многофункциональные смартфоны, беспилотные локомотивы и даже вокзал родом из Watch Dogs — обо всём этом 4PDA рассказали специалисты-инноваторы Октябрьской железной дороги. Павел Попов, руководитель разработки систем управления локомотивов НИАСС. Внедряет беспилотники: Разрабатывать автоматически управляемые составы мы начали ещё в 2016 году — спустя два года уже имеем работающие прототипы. Беспилотники сейчас в режиме бета-тестирования обслуживают крупнейший на Балтике грузовой порт Усть-Луга. Благодаря маневровым датчикам они «видят» препятствия на большем расстоянии, чем тормозной путь поезда. Преграды могут быть разные: люди, объекты, животные или упавшие деревья. Совсем без человека не обходится: диспетчер сидит в центре управления станции, задаёт маршрут и следит за корректной работой роботизированного транспорта.
Мы рассматривали вариант управления с планшета, но в итоге отказались. Слишком велик риск пустить поезд под откос случайным свайпом по тачскрину. Поэтому для диспетчера мы создаём «виртуальную кабину» на рабочем месте — удобно переключаться с одного локомотива на другой в удалённом режиме. Сейчас перед нами стоит глобальная задача — в ближайшие три года полностью автоматизировать движение на Московском центральном кольце. Это сложно, потому что тормозной путь «Ласточки» — 500-600 метров при экстренной остановке. Дорогу оборудуют специальными датчиками, которые помогут контролировать движение беспилотников, однако основную нагрузку возьмут на себя радары и лидары на самом локомотиве. Функционирует это так: инструменты визуального контроля передают данные в центральный компьютер, AI их обрабатывает, после чего принимает решение — например, остановиться. Здесь задействован достаточно сложный алгоритм обработки видеоизображений, который требует больших вычислительных ресурсов. У нас над этим трудится целая лаборатория. Это очень серьёзная математика, тесно связанная с военными исследованиями по обнаружению, отслеживанию и просчитыванию траектории движения объектов. Добавлю, что мы активно работаем с ведущими производителями компьютерного железа и программного обеспечения. NVIDIA регулярно снабжает нас передовыми комплектующими. Также сотрудничаем с российскими компаниями, включая «Яндекс» и НАМИ (проект «Кортеж»). Примерно так «видят» лидары Если сравнивать с автомобильными «самовозками», скажу, что наша индустрия на шаг впереди Илона Маска и когорты его подражателей. У ИИ-грузовиков сейчас неполадки с датчиками приборов — из-за непогоды или лихой езды они загрязняются. А на ЖД с такой проблемой разобрались. Зато у нас есть другая беда: у некоторых пассажиров напрочь отсутствует культура безопасности. Если человек будет переходить железнодорожные пути вне оборудованных переходов, стараясь проскочить перед поездом, — трагедия не заставит себя ждать. А СМИ потом напишут: «Беспилотный локомотив сбил человека» — и у общества выработается неверное представление о такой технике. Поэтому скорость развития самоуправляемых систем и внедрение их на МЦК напрямую зависят от сознательности и ответственности москвичей. Михаил Алёшин, начальник отдела автоматизации систем управления СЗППК. Занимается автоматическими системами оплаты: С 2016 года мы внедряем умные системы продаж, оплаты и прохода пассажиров. Разработали, например, специальное приложение для iOS и Android — можно покупать билеты в электронном виде и показывать их на смартфоне контролёру. Результат не заставил ждать: однажды в середине июля мы реализовали 5200 электронных билетов за сутки. Гаджеты у нас тоже есть — например, мобильная касса МК35Ф, петербургская разработка. Этой штуковиной можно проверять проездные и билеты, принимать оплату, а также оценивать подлинность купюр. Что дальше? Сейчас трудимся над тем, чтобы на «Тройку», «Подорожник» и «Два города» добавить карточки пригородных поездов. Вы сможете свободно путешествовать на метро и электричках обеих столиц, имея на руках лишь паспорт и смартфон. Денис Аксёнов, работает в Дирекции скоростных сообщений: В скоростных поездах «Сапсан» и «Аллегро», соединяющих Санкт-Петербург с Москвой и Хельсинки, все стюарды вооружены многофункциональным коммуникатором. С его помощью можно посмотреть проездные документы любого пассажира. Легко даже узнать, что человек заказал на борту поезда. А ещё в аппарате есть специальная штука для считывания штрихкода, удобно проверять билеты на любом носителе: специальном бланке, распечатке заказа с сайта или с экрана смартфона. Юрий Быховский, заместитель начальника дирекции пассажирских обустройств: На базе Финляндского вокзала Санкт-Петербурга запустили проект «smart-вокзал». Если играли в Watch Dogs, сейчас поймёте, о чём речь. Нажав одну кнопку на телефоне или планшете, мы можем заблокировать все входы и выходы, удалённо управлять освещением на станции, руководить звуковыми объявлениями. А также мониторить действия персонала, удалённо подключаясь к каждой камере системы безопасности. Пока что это пилотная разработка. Когда проект получит оценку высшего руководства, распространение умных вокзалов не заставит себя ждать. Уже вижу вопрос о хакерах: сервис использует самые современные протоколы безопасности. Шансы обойти защиту у среднестатического взломщика очень невелики. Надеемся, Финляндский вокзал не станет жертвой Эйдена Пирса, главного героя Watch Dogs Ещё расскажу, как нам помогли гаджеты во время чемпионата мира. Персонал ЖД не всегда идеально говорит по-английски. Поэтому мы оснастили планшетами с голосовыми переводчиками все станции, куда могли дотянуться туристические маршруты. Опыт следует признать позитивным. Так удалось понять вопросы иностранных гостей и упростить им поездку. Особенно запомнились приключения группы французов, которые перепутали два Новгорода: сошли с поезда в Великом вместо Нижнего. ИИ-переводчик помог начальнику станции разобраться в ситуации. Болельщики спустя пару часов продолжили путешествие — на этот раз в верном направлении. Беседовал Григорий Спицын Источник: 4pda.ru Комментарии: |
|