Апофения - умение видеть то, чего нет

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-08-27 18:13

Работа разума

Как связаны образы, которые мы видим в облаках и счастливые талисманы? Привидения и суеверия? Почему, например, мы видим лицо в этой розетке?

Американский психолог Бурхус Скиннер изучал поведение голубей. Он посадил их в клетки с автоматическими кормушками, которые время от времени случайным образом давали еду. Казалось бы, всё, что нужно голубям – терпеливо ждать, но пернатые решили, что кормушка срабатывает, если они совершают определённые действия, например, когда стучатся головой о стену. Когда со временем их действия случайно совпадали с получением пищи, то голуби уяснили эту взаимосвязь и принимались биться о стену, взмахивать крыльями, дёргать лапами в надежде получить как можно больше еды.

Мы не так уж и далеко ушли от голубей. Например, в некоторых племенах шаманы до сих пор проводят ритуалы вызова дождя. Случалось, что во время этих действий дождь действительно начинался. И шаманы, поверив, что это чудо свершилось благодаря им, раз за разом повторяют один и тот же ритуал. Случаи подтверждения эффективности наших «ритуалов» фиксируются в голове, а всё, что противоречит – забывается. Мысль, что мы можем контролировать что-то очень важное для нас, пусть даже на самом деле от нас ничего не зависит, притягательна. И мы «на всякий случай» плюем через левое плечо, стучим по дереву на удачу, берём счастливые амулетики на важные экзамены и обходим стороной чёрных кошек. Наш мозг постоянно ищет связи между объектами и явлениями, чтобы сделать мир предсказуемее, понятнее, безопаснее, и часто находит связи там, где их по факту нет. Эта особенность мышления называется апофения.

Быстро оценить обстановку, не заморачиваясь логическими построениями, не тратя драгоценное время, которое может стоить жизни. С точки зрения выживания, лучше ошибиться, что опасность реальна, чем поплатиться жизнью.

При недостатке информации мы легко достраиваем картину происходящего. Представьте, что вы возвращаетесь домой и видите, что входная дверь открыта, а вещи разбросаны на полу. Мы моментально будем готовы убежать или защищаться. Картина происходящего сложится моментально, в доли секунды, даже если мы только мельком заглянули за дверь.

Парейдолия - это разновидность апофении, ситуация, когда мозг достраивает неясные образы до знакомых объектов. Мы видим в облаках, в игре теней и языках пламени образы людей, животных, неведомых созданий. Так рождаются рассказы о привидениях и встречах со сказочными существами.

Гадание на кофейной гуще – не более чем парейдолия. Умение распознавать лица важно для социального существа, которым является человек. Мы научились различать человеческие черты настолько хорошо, что находим их везде – в чашке чая, розетке, в передней части машины.

Самый известный случай парейдолии – так называемое «Лицо на Марсе». Марсианский зонд Викинг-1 снял холм, удивительно похожий на огромное человеческое лицо, что стало причиной фантастических теорий с участием инопланетян и газетных сенсаций. Однако в 2011 году более качественные фотографии, сделанные космической станцией Mars Global Surveyor, доказали, что «лицо на Марсе» – оптическая иллюзия.

Как работает эта система распознавания понятно. Узнавание своих – это частный случай распознавания чужих. Наш мозг постоянно обрабатывает колоссальное количество информации с единственной целью – распознать опасность. За то, что вам мерещится змея в куске шланга или маньяк в тени дерева, скажите спасибо вашему мозгу. Это он вас стремится уберечь от неприятностей. Особенно обостряется чувствительность в незнакомой и потенциально опасной обстановке. Или после просмотра фильма ужасов.

Понимание того, как работает система распознавания образов, позволяет довольно точно описать внутренний мир человека (см. тест Роршаха). А ваш ассоциативный ряд может многое рассказать о вас самих. Например, некоторые люди видят в чернильной кляксе (вверху) образ зайца, волочащего в свою нору двух женщин. А большинство людей увидит на следующей картинке одну и ту же породу собаки.


Источник: oyla.xyz

Комментарии: