Исследовательская группа из Японии и Китая задалась вопросом, могут ли шимпанзе усваивать объемные паттерны. Для экспериментов использовалась популярная игра, где важно понимать отношения между различными вариантами: так, бумага бьет камень, камень — ножницы, а ножницы — бумагу. Эти отношения нелинейны, поэтому их нужно понимать в контексте того, как группируются пары. Обучение таким пересекающимся паттернам возможно лишь при наличии развитых психических способностей.
Семь особей шимпанзе разного возраста и пола, живущих в Институте изучения приматов (Primate Research Institute) при Киотском университете (Япония), приняли участие в эксперименте. Они сидели в будке, где находился сенсорный экран, и тренировались выбирать лучший из двух вариантов (по правилам игры), появлявшихся на экране. Сначала они выучили последовательность «бумага—камень», потом — «камень—бумага», и в конце — «ножницы—бумага». После того как они узнали сочетание комбинаций, перед ними в случайном порядке начали высвечиваться различные пары. Пятеро шимпанзе из семи смогли выполнить задание в среднем после 307 повторений.
Результаты демонстрируют, что шимпанзе могут обучиться циклическим паттернам, однако видно, что они с большим трудом понимают третью пару — это значит, что им сложно завершить цикл.
SpringerЗатем исследовательская команда обучила той же игре 38 дошкольников возрастом от 3 до 6 лет. Им это давалось с небольшим трудом: в среднем дети обучались за 5 повторений. При этом чем старше был ребенок, тем более точно он выполнял задание. Так, испытуемые старше 4 лет скорее полагались на умения, чем на удачу. Это, по мнению исследователей, означает, что в возрасте 4 лет ребенок усваивает циклические модели.
Исследование было