Образование в XXI веке: как и чему мы будем учиться?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Когда говорят о кризисе современной системы образования, обычно начинают с того, что традиционное обучение годами было ориентировано на запоминание больших массивов информации, от заучивания наизусть священных текстов (в случае советской школы это были стихи Пушкина и Некрасова) до зубрежки дат, правил и формул. Сегодня эта модель перестала работать: ученики не хотят зубрить, а учителя не могут их заставить. Принято считать, что это связано с появлением интернета (к чему учить то, что всегда можно быстро погуглить?), но на самом деле дело не только в нем. А в чем же?

С глобализацией выяснилось, что в разных странах и культурах считаются важными и ключевыми разные тексты и события, и, если мы готовим ученика к жизни в большом мире, непонятно, почему он должен знать даты Столетней войны, а не каких-нибудь событий из истории Китая. Фактически исчез корпус универсальных текстов, «обязательной для всех» классики. Даже в области естественных наук стало все труднее выделять «базовые вещи, которые должен знать каждый». Почему, например, мы учим со школьниками планиметрию, а не математическую логику или теорию вероятностей? В какой момент надо остановиться в изучении современной физики, сказав: «А дальше — только для специалистов»? Нужно ли каждому понимать, как устроен двигатель автомобиля, если почти никто не может объяснить, как работает мобильный телефон?

Ася Штейн:

Интересная школа, или Как сдать ЕГЭ легко

Часто приходится слышать, что следует преподавать не факты, а основные принципы, что нужно не заставлять детей зубрить, а учить их мыслить. С этим, конечно, не поспоришь, но тогда на первый план выходит вопрос о выборе этих самых основных принципов и о том, как именно дети должны учиться мыслить, поскольку весьма вероятно, что навыки мышления философа, историка и физика несколько отличаются друг от друга.

Все перечисленное выше касалось вопросов «как учить?» и «чему учиться?». Но есть еще и вопрос «где?». Ответ на него становится все менее очевидным и в то же время все более важным. По фильмам и книгам мы знаем о сравнительно недавних временах, когда окончание университета автоматически открывало молодому человеку дорогу если не в «элиту», то хотя бы в устойчивый средний класс. Сегодня это не так: недостаточно просто окончить университет, надо, чтобы он был одним из лучших (к тому же надо правильно выбрать специальность). Образование перестало автоматически конвертироваться в высокий доход и статус, но при этом высокообразованные люди все равно остаются более успешными.

Добавим к этому, что с каждым годом появляется все больше альтернативных способов обучения — от онлайн-курсов до различных программ edutainment’a. Возникает иллюзия, что все необходимые знания и навыки можно почерпнуть, не отходя от собственного монитора, в крайнем случае добирая недостающее на публичных лекциях и мероприятиях типа TED. На самом деле это не совсем так: мало кто умеет учиться в одиночку, а заметная часть новых образовательных программ работают, только если есть прочная основа. Так что, конечно, не следует думать, что университеты второго ряда вот-вот отомрут, уступив место онлайн-обучению. Скорее, вопрос заключается в том, как интегрировать традиционное образование (школа — университет — магистратура) и новые, менее формальные способы получения знаний.

Это тем более важно, что, по мере того как увеличивается продолжительность жизни, увеличивается и период продуктивной работы. В развитых странах даже формальная дата выхода на пенсию все больше отодвигается, а в реальности люди продолжают работать и после этой даты. Но если мы представим, что современный человек в результате работает лет 40–50, становится ясно, что, скорее всего, за это время ему придется осваивать совсем новые навыки, а то и вовсе менять профессию. Иными словами, дополнительное образование оказывается востребовано в течение всей профессиональной жизни (и мы сейчас даже не говорим о людях, которые на пенсии решили изучить квантовую физику или живопись прерафаэлитов, потому что им всегда было интересно, но как-то не доходили руки). Как и где переучиваться людям, которые в 45 лет обнаружили, что профессия, которая у них была до этого, вот-вот исчезнет? Из традиционных образовательных институтов эту потребность закрывают разве что программы Executive MBA, но они нужны далеко не всем.

Елена Гельфанд:

Люди должны понимать, где — гадание по книге перемен, а где — научная статья

Но ладно профессия! Все чаще и чаще мы сталкиваемся с необходимостью разбираться в том, что не нужно нам по работе. Двадцать пять лет назад выяснилось, что в компьютерах надо разбираться всем, а не только специальным людям — программистам. Сегодня все чаще и чаще требуется понимать какие-то вещи из медицины, биологии или генетики. Популярные статьи часто не помогают, а мешают — и тут самое время вспомнить еще одну группу полезных навыков: умение оценивать достоверность информации и работать с медиа. Как отличить фейк от новости? Какому источнику информации можно доверять?

Иными словами, сегодня образование — одна из самых быстро развивающихся областей. Новые методы, новые задачи, новые аудитории и, возможно, даже новые институции — вот о чем нам хотелось бы задуматься и поговорить. Поэтому редакция «Сноба» и образовательный проект «Марабу» открывают новый раздел, где предлагают высказаться тем, кто имеет дело с образованием: преподавателям, ученым, кураторам образовательных программ и другим специалистам.

Когда говорят о кризисе современной системы образования, обычно начинают с того, что традиционное обучение годами было ориентировано на запоминание больших массивов информации, от заучивания наизусть священных текстов (в случае советской школы это были стихи Пушкина и Некрасова) до зубрежки дат, правил и формул. Сегодня эта модель перестала работать: ученики не хотят зубрить, а учителя не могут их заставить. Принято считать, что это связано с появлением интернета (к чему учить то, что всегда можно быстро погуглить?), но на самом деле дело не только в нем. А в чем же?

С глобализацией выяснилось, что в разных странах и культурах считаются важными и ключевыми разные тексты и события, и, если мы готовим ученика к жизни в большом мире, непонятно, почему он должен знать даты Столетней войны, а не каких-нибудь событий из истории Китая. Фактически исчез корпус универсальных текстов, «обязательной для всех» классики. Даже в области естественных наук стало все труднее выделять «базовые вещи, которые должен знать каждый». Почему, например, мы учим со школьниками планиметрию, а не математическую логику или теорию вероятностей? В какой момент надо остановиться в изучении современной физики, сказав: «А дальше — только для специалистов»? Нужно ли каждому понимать, как устроен двигатель автомобиля, если почти никто не может объяснить, как работает мобильный телефон?

Ася Штейн:

Интересная школа, или Как сдать ЕГЭ легко

Часто приходится слышать, что следует преподавать не факты, а основные принципы, что нужно не заставлять детей зубрить, а учить их мыслить. С этим, конечно, не поспоришь, но тогда на первый план выходит вопрос о выборе этих самых основных принципов и о том, как именно дети должны учиться мыслить, поскольку весьма вероятно, что навыки мышления философа, историка и физика несколько отличаются друг от друга.

Все перечисленное выше касалось вопросов «как учить?» и «чему учиться?». Но есть еще и вопрос «где?». Ответ на него становится все менее очевидным и в то же время все более важным. По фильмам и книгам мы знаем о сравнительно недавних временах, когда окончание университета автоматически открывало молодому человеку дорогу если не в «элиту», то хотя бы в устойчивый средний класс. Сегодня это не так: недостаточно просто окончить университет, надо, чтобы он был одним из лучших (к тому же надо правильно выбрать специальность). Образование перестало автоматически конвертироваться в высокий доход и статус, но при этом высокообразованные люди все равно остаются более успешными.

Добавим к этому, что с каждым годом появляется все больше альтернативных способов обучения — от онлайн-курсов до различных программ edutainment’a. Возникает иллюзия, что все необходимые знания и навыки можно почерпнуть, не отходя от собственного монитора, в крайнем случае добирая недостающее на публичных лекциях и мероприятиях типа TED. На самом деле это не совсем так: мало кто умеет учиться в одиночку, а заметная часть новых образовательных программ работают, только если есть прочная основа. Так что, конечно, не следует думать, что университеты второго ряда вот-вот отомрут, уступив место онлайн-обучению. Скорее, вопрос заключается в том, как интегрировать традиционное образование (школа — университет — магистратура) и новые, менее формальные способы получения знаний.

Это тем более важно, что, по мере того как увеличивается продолжительность жизни, увеличивается и период продуктивной работы. В развитых странах даже формальная дата выхода на пенсию все больше отодвигается, а в реальности люди продолжают работать и после этой даты. Но если мы представим, что современный человек в результате работает лет 40–50, становится ясно, что, скорее всего, за это время ему придется осваивать совсем новые навыки, а то и вовсе менять профессию. Иными словами, дополнительное образование оказывается востребовано в течение всей профессиональной жизни (и мы сейчас даже не говорим о людях, которые на пенсии решили изучить квантовую физику или живопись прерафаэлитов, потому что им всегда было интересно, но как-то не доходили руки). Как и где переучиваться людям, которые в 45 лет обнаружили, что профессия, которая у них была до этого, вот-вот исчезнет? Из традиционных образовательных институтов эту потребность закрывают разве что программы Executive MBA, но они нужны далеко не всем.

Елена Гельфанд:

Люди должны понимать, где — гадание по книге перемен, а где — научная статья

Но ладно профессия! Все чаще и чаще мы сталкиваемся с необходимостью разбираться в том, что не нужно нам по работе. Двадцать пять лет назад выяснилось, что в компьютерах надо разбираться всем, а не только специальным людям — программистам. Сегодня все чаще и чаще требуется понимать какие-то вещи из медицины, биологии или генетики. Популярные статьи часто не помогают, а мешают — и тут самое время вспомнить еще одну группу полезных навыков: умение оценивать достоверность информации и работать с медиа. Как отличить фейк от новости? Какому источнику информации можно доверять?

Иными словами, сегодня образование — одна из самых быстро развивающихся областей. Новые методы, новые задачи, новые аудитории и, возможно, даже новые институции — вот о чем нам хотелось бы задуматься и поговорить. Поэтому редакция «Сноба» и образовательный проект «Марабу» открывают новый раздел, где предлагают высказаться тем, кто имеет дело с образованием: преподавателям, ученым, кураторам образовательных программ и другим специалистам.


Источник: snob.ru

Комментарии: