Образование в XXI веке: как и чему мы будем учиться? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-07-15 08:16 Когда говорят о кризисе современной системы образования, обычно начинают с того, что традиционное обучение годами было ориентировано на запоминание больших массивов информации, от заучивания наизусть священных текстов (в случае советской школы это были стихи Пушкина и Некрасова) до зубрежки дат, правил и формул. Сегодня эта модель перестала работать: ученики не хотят зубрить, а учителя не могут их заставить. Принято считать, что это связано с появлением интернета (к чему учить то, что всегда можно быстро погуглить?), но на самом деле дело не только в нем. А в чем же? С глобализацией выяснилось, что в разных странах и культурах считаются важными и ключевыми разные тексты и события, и, если мы готовим ученика к жизни в большом мире, непонятно, почему он должен знать даты Столетней войны, а не каких-нибудь событий из истории Китая. Фактически исчез корпус универсальных текстов, «обязательной для всех» классики. Даже в области естественных наук стало все труднее выделять «базовые вещи, которые должен знать каждый». Почему, например, мы учим со школьниками планиметрию, а не математическую логику или теорию вероятностей? В какой момент надо остановиться в изучении современной физики, сказав: «А дальше — только для специалистов»? Нужно ли каждому понимать, как устроен двигатель автомобиля, если почти никто не может объяснить, как работает мобильный телефон? Часто приходится слышать, что следует преподавать не факты, а основные принципы, что нужно не заставлять детей зубрить, а учить их мыслить. С этим, конечно, не поспоришь, но тогда на первый план выходит вопрос о выборе этих самых основных принципов и о том, как именно дети должны учиться мыслить, поскольку весьма вероятно, что навыки мышления философа, историка и физика несколько отличаются друг от друга. Все перечисленное выше касалось вопросов «как учить?» и «чему учиться?». Но есть еще и вопрос «где?». Ответ на него становится все менее очевидным и в то же время все более важным. По фильмам и книгам мы знаем о сравнительно недавних временах, когда окончание университета автоматически открывало молодому человеку дорогу если не в «элиту», то хотя бы в устойчивый средний класс. Сегодня это не так: недостаточно просто окончить университет, надо, чтобы он был одним из лучших (к тому же надо правильно выбрать специальность). Образование перестало автоматически конвертироваться в высокий доход и статус, но при этом высокообразованные люди все равно остаются более успешными. Добавим к этому, что с каждым годом появляется все больше альтернативных способов обучения — от онлайн-курсов до различных программ edutainment’a. Возникает иллюзия, что все необходимые знания и навыки можно почерпнуть, не отходя от собственного монитора, в крайнем случае добирая недостающее на публичных лекциях и мероприятиях типа TED. На самом деле это не совсем так: мало кто умеет учиться в одиночку, а заметная часть новых образовательных программ работают, только если есть прочная основа. Так что, конечно, не следует думать, что университеты второго ряда вот-вот отомрут, уступив место онлайн-обучению. Скорее, вопрос заключается в том, как интегрировать традиционное образование (школа — университет — магистратура) и новые, менее формальные способы получения знаний. Это тем более важно, что, по мере того как увеличивается продолжительность жизни, увеличивается и период продуктивной работы. В развитых странах даже формальная дата выхода на пенсию все больше отодвигается, а в реальности люди продолжают работать и после этой даты. Но если мы представим, что современный человек в результате работает лет 40–50, становится ясно, что, скорее всего, за это время ему придется осваивать совсем новые навыки, а то и вовсе менять профессию. Иными словами, дополнительное образование оказывается востребовано в течение всей профессиональной жизни (и мы сейчас даже не говорим о людях, которые на пенсии решили изучить квантовую физику или живопись прерафаэлитов, потому что им всегда было интересно, но как-то не доходили руки). Как и где переучиваться людям, которые в 45 лет обнаружили, что профессия, которая у них была до этого, вот-вот исчезнет? Из традиционных образовательных институтов эту потребность закрывают разве что программы Executive MBA, но они нужны далеко не всем. Но ладно профессия! Все чаще и чаще мы сталкиваемся с необходимостью разбираться в том, что не нужно нам по работе. Двадцать пять лет назад выяснилось, что в компьютерах надо разбираться всем, а не только специальным людям — программистам. Сегодня все чаще и чаще требуется понимать какие-то вещи из медицины, биологии или генетики. Популярные статьи часто не помогают, а мешают — и тут самое время вспомнить еще одну группу полезных навыков: умение оценивать достоверность информации и работать с медиа. Как отличить фейк от новости? Какому источнику информации можно доверять? Иными словами, сегодня образование — одна из самых быстро развивающихся областей. Новые методы, новые задачи, новые аудитории и, возможно, даже новые институции — вот о чем нам хотелось бы задуматься и поговорить. Поэтому редакция «Сноба» и образовательный проект «Марабу» открывают новый раздел, где предлагают высказаться тем, кто имеет дело с образованием: преподавателям, ученым, кураторам образовательных программ и другим специалистам. Когда говорят о кризисе современной системы образования, обычно начинают с того, что традиционное обучение годами было ориентировано на запоминание больших массивов информации, от заучивания наизусть священных текстов (в случае советской школы это были стихи Пушкина и Некрасова) до зубрежки дат, правил и формул. Сегодня эта модель перестала работать: ученики не хотят зубрить, а учителя не могут их заставить. Принято считать, что это связано с появлением интернета (к чему учить то, что всегда можно быстро погуглить?), но на самом деле дело не только в нем. А в чем же? С глобализацией выяснилось, что в разных странах и культурах считаются важными и ключевыми разные тексты и события, и, если мы готовим ученика к жизни в большом мире, непонятно, почему он должен знать даты Столетней войны, а не каких-нибудь событий из истории Китая. Фактически исчез корпус универсальных текстов, «обязательной для всех» классики. Даже в области естественных наук стало все труднее выделять «базовые вещи, которые должен знать каждый». Почему, например, мы учим со школьниками планиметрию, а не математическую логику или теорию вероятностей? В какой момент надо остановиться в изучении современной физики, сказав: «А дальше — только для специалистов»? Нужно ли каждому понимать, как устроен двигатель автомобиля, если почти никто не может объяснить, как работает мобильный телефон? Часто приходится слышать, что следует преподавать не факты, а основные принципы, что нужно не заставлять детей зубрить, а учить их мыслить. С этим, конечно, не поспоришь, но тогда на первый план выходит вопрос о выборе этих самых основных принципов и о том, как именно дети должны учиться мыслить, поскольку весьма вероятно, что навыки мышления философа, историка и физика несколько отличаются друг от друга. Все перечисленное выше касалось вопросов «как учить?» и «чему учиться?». Но есть еще и вопрос «где?». Ответ на него становится все менее очевидным и в то же время все более важным. По фильмам и книгам мы знаем о сравнительно недавних временах, когда окончание университета автоматически открывало молодому человеку дорогу если не в «элиту», то хотя бы в устойчивый средний класс. Сегодня это не так: недостаточно просто окончить университет, надо, чтобы он был одним из лучших (к тому же надо правильно выбрать специальность). Образование перестало автоматически конвертироваться в высокий доход и статус, но при этом высокообразованные люди все равно остаются более успешными. Добавим к этому, что с каждым годом появляется все больше альтернативных способов обучения — от онлайн-курсов до различных программ edutainment’a. Возникает иллюзия, что все необходимые знания и навыки можно почерпнуть, не отходя от собственного монитора, в крайнем случае добирая недостающее на публичных лекциях и мероприятиях типа TED. На самом деле это не совсем так: мало кто умеет учиться в одиночку, а заметная часть новых образовательных программ работают, только если есть прочная основа. Так что, конечно, не следует думать, что университеты второго ряда вот-вот отомрут, уступив место онлайн-обучению. Скорее, вопрос заключается в том, как интегрировать традиционное образование (школа — университет — магистратура) и новые, менее формальные способы получения знаний. Это тем более важно, что, по мере того как увеличивается продолжительность жизни, увеличивается и период продуктивной работы. В развитых странах даже формальная дата выхода на пенсию все больше отодвигается, а в реальности люди продолжают работать и после этой даты. Но если мы представим, что современный человек в результате работает лет 40–50, становится ясно, что, скорее всего, за это время ему придется осваивать совсем новые навыки, а то и вовсе менять профессию. Иными словами, дополнительное образование оказывается востребовано в течение всей профессиональной жизни (и мы сейчас даже не говорим о людях, которые на пенсии решили изучить квантовую физику или живопись прерафаэлитов, потому что им всегда было интересно, но как-то не доходили руки). Как и где переучиваться людям, которые в 45 лет обнаружили, что профессия, которая у них была до этого, вот-вот исчезнет? Из традиционных образовательных институтов эту потребность закрывают разве что программы Executive MBA, но они нужны далеко не всем. Но ладно профессия! Все чаще и чаще мы сталкиваемся с необходимостью разбираться в том, что не нужно нам по работе. Двадцать пять лет назад выяснилось, что в компьютерах надо разбираться всем, а не только специальным людям — программистам. Сегодня все чаще и чаще требуется понимать какие-то вещи из медицины, биологии или генетики. Популярные статьи часто не помогают, а мешают — и тут самое время вспомнить еще одну группу полезных навыков: умение оценивать достоверность информации и работать с медиа. Как отличить фейк от новости? Какому источнику информации можно доверять? Иными словами, сегодня образование — одна из самых быстро развивающихся областей. Новые методы, новые задачи, новые аудитории и, возможно, даже новые институции — вот о чем нам хотелось бы задуматься и поговорить. Поэтому редакция «Сноба» и образовательный проект «Марабу» открывают новый раздел, где предлагают высказаться тем, кто имеет дело с образованием: преподавателям, ученым, кураторам образовательных программ и другим специалистам. Источник: snob.ru Комментарии: |
|