Об инстинктах насекомых без мистики

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Поведение насекомых отличается большой сложностью. Всем известно, какие удивительные постройки сооружают муравьи, какой «разумной» кажется жизнь пчелиного улья. Давно установлено, что в основе всего поведения насекомых лежит цепь врожденных, постоянных действий – инстинктов. Мнимая целесообразность инстинктивных актов служила, да и сейчас служит поводом для богословских рассуждений о каком-то сверхъестественном начале, якобы управляющем жизнью насекомых. В 1950-х годах в Англии вышла книжка некоего Макнэйра Вильсона, автор которой пытался «научно» доказать бытие бога. Один из главных его аргументов – ссылка на «чудесную» природу инстинктов. «Инстинктивная реакция не может быть объяснена переносом крови или другими, физическими изменениями. Инстинкт выражает волю творца», – пишет этот «ученый». Природу инстинктов раскрыла материалистическая физиология, показавшая, что эти действия представляют собой сложные цепи безусловно рефлекторных актов, основанных на постоянных нервных связях, которые передаются из поколения в поколение. Как бы сложно ни было инстинктивное действие, оно всегда слепо: можно, например, проткнуть дно восковой ячейки, но пчела все равно так же усердно будет носить в нее мед. Доказано, что именно развитая узловая нервная система, имеющаяся у насекомых, приспособлена для осуществления сложных инстинктов. Правда, у пчел можно выработать и условные рефлексы – временные нервные связи. Но они не играют определяющей роли в поведении пчел.

Л. А. Кукуев, кандидат медицинских наук, – «Эволюция нервной системы», отрывок статьи из журнала «Наука и жизнь».

Комментарии: