НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛОШАДИНОЙ ПАМЯТИ И ПОДХОДАХ К ТРЕНИНГУ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-07-28 20:00 «Лошадь глупа, но памятлива», - писал Джеймс Филлис. С тезисом о лошадиной глупости не соглашусь: годы общения и взаимодействия с этим животным научили меня думать иначе. Конечно, как и у других живых существ, уровень интеллекта лошадей индивидуально варьирует в зависимости от самых различных факторов (в том числе от породы, пола, возраста и жизненного опыта конкретной лошади). Но, что касается памяти, то тут с Филлисом не поспоришь. Раз чему-то научившись, особенно в молодом возрасте, лошадь запоминает это на всю жизнь. Точно так же лошади запоминают и людей, и сородичей, с которыми когда-то были вместе – об этом свидетельствуют не только многочисленные истории из жизни, но и современные исследования учёных этологов. Недаром основная структура мозга, отвечающая за память, называется гиппокамп, от hippocampus – морской конёк, символ морского бога Посейдона. Если у человека в результате болезни или травмы разрушен гиппокамп, то разрушается и память. Вы скажете: а как же быть с теми лошадьми, которые ведут себя, как золотые рыбки – моргнула и тут же забыла? Да, такие "экземпляры", несомненно, встречаются. Вот только причины подобной реакции могут быть разными. Кто-то из лошадей просто не понимает смысла требования, и оттого не запоминает его. Ведь лошади очень экономичны в вопросах расхода собственной энергии, и предпочитают не заниматься вещами, которые считают бесполезными и бессмысленными! Кому-то нужно большее число раз повторить одно и то же действие из-за того, что информация плохо «перегоняется» из кратковременной памяти в долговременную (что, кстати, может быть связано с нехваткой определённых витаминов и микроэлементов в организме животного, например, Fe или Zn). Другой распространённой проблемой может являться то, что все кони очень сильно реагируют на любые сильные эмоции человека, в том числе и отрицательные. Когда уровень гормонов стресса начинает превышать значение, оптимальное для обучения, они и вовсе перестают воспринимать информацию. Лошадь, которую "до посинения" гоняют ради правильного выполнения определённого элемента или упражнения, а то ещё и несправедливо наказывают, занята лишь мыслью о том, чтобы её, наконец, оставили в покое. Ведь существует огромная разница между тем, чтобы осознавать и запоминать необходимое движение или выполнять его бездумно-механически, тем более, если работа сопровождается раздражением и злостью со стороны человека. Не оказывались ли вы в детстве в подобных ситуациях с последующем ощущением собственной беспомощности, безвыходности, загнанности в угол? Если такая история повторяется неоднократно или не меняется в лучшую сторону в течение длительного периода времени, развивается синдром выученной беспомощности. Это то самое состояние, когда за что ни возьмёшься, всё валится из рук, ты почти всегда не уверен в себе, повышенно тревожен и не получаешь ни малейшего удовольствия от деятельности, даже если поначалу эта деятельность вызывала искренний интерес! Наверняка почти в любом прокате или в «учебке» вы сталкивались с лошадьми, находящимися в таком состоянии ума и психики в целом. В зависимости от своих индивидуальных особенностей, в результате подобного обучения и воспитания лошадь может стать откровенно агрессивной или полностью уйти в себя, иногда "взрываясь" непредсказуемыми реакциями. Обидно, когда в такой ситуации оказываются кони, когда-то начинавшие взаимодействовать с людьми с открытым сердцем и мягким взглядом. Из-за стресса лошадь перестает понимать, что от неё хотят и за что ее наказывают, работа с ней становится не только бесполезной, но и вредной. Единственное, что запоминает лошадь в ходе занятия, – это неприятные эмоции и физический дискомфорт. Прямая связь качества запоминания с эмоциональной окраской информации даёт нам огромное преимущество в обучении лошадей. Не скупитесь на похвалу, когда действительно довольны лошадью! Похвала для лошади заключается не столько в кусочке сахара, сколько (и прежде всего) в ваших искренних эмоциях. Радуйтесь вместе с лошадью, смейтесь, говорите «спасибо», и она запомнит требуемое действие лучше, чем просто получив угощение. Для лошадей положительные эмоции - не менее, а даже более важное подкрепление, чем еда. Не будем забывать, что лошадь – не хищник, и оттого восприятие соотношения «кнута и пряника» принципиально отличается от восприятия собаки. Для такого социального животного как лошадь одобрение со стороны авторитетного для неё члена социума (в данном случае человека) означает статус в сообществе, комфорт и безопасность (базовая потребность животного-жертвы). Развитая лошадиная память породила хороший совет заканчивать тренировку на чём-то хорошем, что, впрочем, относится не только к лошадям. Некоторые воспринимают эту идею слишком буквально, как непременную необходимость выжать из лошади то, что у неё не получалось, чтобы похвалить и "отстать". Чаще всего такой подход приводит к нескончаемой тренировке, в результате которой пара фактически выключается из происходящего и начинает лезть на стенку. Дело в том, что, когда у лошади что-то не получается, виноват в этом чаще всего человек, который не всегда может вовремя и правильно оценить собственные действия и устранить ошибки. Это может касаться как всадника, так и его тренера. Наказывать за наши просчёты лошадь – это создавать у неё негативное отношение к работе и взаимодействию с людьми вообще, то есть, заставлять мощную лошадиную память работать против себя. Поэтому я конкретизирую для себя правило «заканчивать на хорошем»: завершаю тренировку чем-то, что у лошади получается сделать расслабленно и с удовольствием. При таком подходе лошадь всегда с удовольствием идёт в манеж и пробует что-то новое, далеко не всегда для неё сходу приятное и понятное. Поэтому наши кони всегда очень ревниво относятся к тому, кого берут заниматься, а кому приходится ждать своей очереди. Занятие для лошади ассоциируется с удовольствием и разнообразием в жизни. Конечно, такой подход не всегда приемлем в спорте. Но, когда мы говорим о подготовке спокойного и добронравного хоббика, настроенного на взаимодействие с человеком, он представляется более, чем актуальным. У любой медали всегда две стороны. Это же относится к лошадиной памяти. Обычно высокий интеллект у лошади сочетается с цепкой памятью. Например, наш пони помнит всё «от Рождества Христова» и математически точно просчитывает свои действия далеко наперёд. Любая ошибка в работе с такой лошадью чревата проблемами, от которых потом можно избавляться годами. Но и выучивает такая лошадь всё быстро и качественно, в любом возрасте и на всю жизнь. Поэтому с таким умным и памятливым учеником можно пробовать разные методики в занятиях и смело экспериментировать. С лошадьми "средних" показателей ума и памяти, экспериментировать в работе следует осторожно. Новые требования, идущие в разрез с предыдущими, могут вызывать у взрослой лошади не только непонимание, но даже обиду. В таких случаях не настаивайте сразу на многом - вводите новую информацию очень постепенно и дозированно. Обучение пожилых лошадей новым навыкам – зачастую занятие неблагодарное, если пытаться начинать с ними с чистого листа. В таком случае лошадь может полностью замкнуться и уйти в себя. Поэтому больше оперируйте тем, что лошадь уже знает и умеет делать. Однажды мне пришлось обучать премудростям верховой работы 20-летнего коня, до этого всю жизнь провозившего телегу. Сделать это удалось благодаря его большой заинтересованности во взаимодействии и одновременно с помощью максимального включения в занятия имевшихся у него умений. Продуктивных вам занятий! Нина Брянцева, соавтор метода PERFECT HOBBY-HORSE, коневладелец и тренер. источник - prokoni.ru Комментарии: |
|