Круглый стол в Институте философии. Буддизм и наука |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-07-23 00:04 Ученые из России обсудили с буддийскими коллегами во главе с Далай-ламой рискованный эксперимент, который может подтвердить или опровергнуть учение о прошлых жизнях и переносе сознания. Об этом крупные российские специалисты в области философии, психологии и исследований работы мозга, впервые встретившиеся с Далай-ламой в Дели минувшим летом, рассказали в Москве на заседании в Институте философии РАН. "Ключевой тезис философии буддизма — в том, что сознание может порождаться только сознанием. Буддизм прибегает к фундаментальной идее о том, что сознание приходит из прошлой жизни. Готов буддизм на проверку этого? Кажется, готов. По крайней мере, его Святейшество Далай-лама говорил о такой необходимости. Если хоть один документированный случай такого феномена (переноса сознания из прошлой жизни) будет получен в строгом научном эксперименте, то это приведет к необходимости пересмотра всех основ современной науки. Достаточно и одного случая переноса памяти и знаний из одного организма в другой, чтобы разрушить современную картину причинности в биологических науках, а возможно, и в физике", — сказал член-корреспондент РАН нейробиолог Константин Анохин. Но как именно осуществить необходимый строгий эксперимент, российские ученые пока не знают. Далай-лама в ходе беседы с российскими учеными упомянул о том, что канадско-американский профессор Ян Стивенсон зарегистрировал множество случаев, когда дети делились воспоминаниями из прошлых жизней. "Я сам видел двух индийских девочек. Я встречался с обеими, они очень ясно помнят свои прошлые жизни. Родители одной девочки, руководствуясь ее памятью, отвезли ее в то место, где она жила в прошлой жизни, и девочка узнала свою комнату. И был еще ребенок из Тибета, который настаивал, что прежде проживал в Индии. Его привезли в Дхарамсалу, где живу я, но он сказал, что жил южнее. Родители повезли его в Южную Индию, где расположены тибетские поселения, он повел их в один из монастырей и нашел там свою комнату. Затем он указал на коробку, сказав, что в ней лежат его очки. Коробку открыли и там действительно были очки", — отметил Далай-лама. Мозг — в мире, но мир — в мозгу Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор биологических наук, доктор филологических наук, нейролингвист Татьяна Черниговская считает встречу с Далай-ламой и другими буддийскими учеными в Дели "одним из самых сильных впечатлений в жизни" и говорит, что почувствовала себя "ученицей". "Буддисты давно занимаются изучением сознания и других вопросов, которые у нас сейчас только появились. Мы должны обращаться за помощью туда. У нас наука, по крайней мере, та ее часть, о которой мы говорим, находится в тупике: одно не сходится с другим… Как тонко подметил академик Лекторский, мозг находится в мире, но мир находится в мозгу", — сказала Черниговская. По ее словам, тупиковым видится путь бесконечных измерений в современной науке: атомы, кванты, фотоны — что дальше мерить и зачем? Те же вопросы касаются изучения времени и других важнейших понятий. "Что есть объективное время? Или вообще: что значит объективное?" — отметила Черниговская. Современная наука, добавила она, построена от третьего лица и на статистике. "Эти правила игры, мне кажется, к мозгу неприменимы", — сказала Черниговская. По ее словам, бессмысленно продолжать каждую минуту бесконечно накапливать экспериментальные данные, нужна новая теория. Другие участники конференции, психологи, философы, буддологи отмечали, что современным ученым для исследования мозга, сознания и буддийского подхода к этим областям необходимо изучать и буддийские практики медитации, изменения сознания. Комментарии: |
|