Круглый стол в Институте философии. Буддизм и наука

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ученые из России обсудили с буддийскими коллегами во главе с Далай-ламой рискованный эксперимент, который может подтвердить или опровергнуть учение о прошлых жизнях и переносе сознания. Об этом крупные российские специалисты в области философии, психологии и исследований работы мозга, впервые встретившиеся с Далай-ламой в Дели минувшим летом, рассказали в Москве на заседании в Институте философии РАН.

"Ключевой тезис философии буддизма — в том, что сознание может порождаться только сознанием. Буддизм прибегает к фундаментальной идее о том, что сознание приходит из прошлой жизни. Готов буддизм на проверку этого? Кажется, готов. По крайней мере, его Святейшество Далай-лама говорил о такой необходимости. Если хоть один документированный случай такого феномена (переноса сознания из прошлой жизни) будет получен в строгом научном эксперименте, то это приведет к необходимости пересмотра всех основ современной науки. Достаточно и одного случая переноса памяти и знаний из одного организма в другой, чтобы разрушить современную картину причинности в биологических науках, а возможно, и в физике", — сказал член-корреспондент РАН нейробиолог Константин Анохин.

Но как именно осуществить необходимый строгий эксперимент, российские ученые пока не знают. Далай-лама в ходе беседы с российскими учеными упомянул о том, что канадско-американский профессор Ян Стивенсон зарегистрировал множество случаев, когда дети делились воспоминаниями из прошлых жизней.

"Я сам видел двух индийских девочек. Я встречался с обеими, они очень ясно помнят свои прошлые жизни. Родители одной девочки, руководствуясь ее памятью, отвезли ее в то место, где она жила в прошлой жизни, и девочка узнала свою комнату. И был еще ребенок из Тибета, который настаивал, что прежде проживал в Индии. Его привезли в Дхарамсалу, где живу я, но он сказал, что жил южнее. Родители повезли его в Южную Индию, где расположены тибетские поселения, он повел их в один из монастырей и нашел там свою комнату. Затем он указал на коробку, сказав, что в ней лежат его очки. Коробку открыли и там действительно были очки", — отметил Далай-лама.

Мозг — в мире, но мир — в мозгу

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор биологических наук, доктор филологических наук, нейролингвист Татьяна Черниговская считает встречу с Далай-ламой и другими буддийскими учеными в Дели "одним из самых сильных впечатлений в жизни" и говорит, что почувствовала себя "ученицей". "Буддисты давно занимаются изучением сознания и других вопросов, которые у нас сейчас только появились. Мы должны обращаться за помощью туда. У нас наука, по крайней мере, та ее часть, о которой мы говорим, находится в тупике: одно не сходится с другим… Как тонко подметил академик Лекторский, мозг находится в мире, но мир находится в мозгу", — сказала Черниговская.

По ее словам, тупиковым видится путь бесконечных измерений в современной науке: атомы, кванты, фотоны — что дальше мерить и зачем? Те же вопросы касаются изучения времени и других важнейших понятий. "Что есть объективное время? Или вообще: что значит объективное?" — отметила Черниговская. Современная наука, добавила она, построена от третьего лица и на статистике. "Эти правила игры, мне кажется, к мозгу неприменимы", — сказала Черниговская. По ее словам, бессмысленно продолжать каждую минуту бесконечно накапливать экспериментальные данные, нужна новая теория.

Другие участники конференции, психологи, философы, буддологи отмечали, что современным ученым для исследования мозга, сознания и буддийского подхода к этим областям необходимо изучать и буддийские практики медитации, изменения сознания.

Комментарии: