Как работает живой язык? Отвечает когнитивная лингвистика

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Лингвистика изучает язык и имеет богатую научную историю. Её основной предмет — это наши способности говорить, слушать, писать и читать. В XX веке лингвистика, как и многие другие предметы, стремилась быть более формальной. Учёные довольствовались изучением текста и формальных правил и совсем не касались феномена «живого» языка.

Рассматривать язык как набор правил и алгоритмов удобно для разработки компьютерных технологий, где результаты таких исследований активно внедряются.

Например, суперкомпьютер Watson, который совсем недавно выступил в роли профессора на студенческом форуме. Он отвечал на вопросы студентов, а те даже не заподозрили, что общаются с системой искусственного интеллекта.

Тем не менее, ни один компьютер пока не в состоянии написать хорошее стихотворение или позволить себе иронию в диалоге.

Живой язык — это огромное пространство смыслов, в котором возникают возможности для творчества, и никакие законы описать его не могут.

Если быть объективными, мы знаем пока не так много о революционном для человечества даре. У каждого слова есть целая система смыслов, возникновение и развитие которой зависит от нашего опыта.

YouTube12:40

Андрей Кибрик. Когнитивная лингвистика

Когнитивная лингвистика поможет нам узнать, как исследуют тайну «живого» слова и как использовать текущие знания в реальной жизни.

ЯЗЫК — ЭТО АЛГОРИТМ?

В русле идей постмодернизма лингвистика отказалась от принципа иерархического строения языка. Когда рождается смысл, то говорить о порядке его структуры не вполне естественно. Наш речевой опыт — это сложное явление, которое невозможно представить алгоритмически.

Речевой опыт формируется в некой системе символов — культуре или субкультуре. Всё, что мы говорим, пишем, читаем, образует наше субъективное смысловое пространство. Вот оно и представляет особую сложность при научном исследовании языка.

В некотором смысле культура — это текст, а прочтение многих текстов формирует сознание человека. Так думал постструктуралист Жак Деррида, которого интересовало отношение сознания и текста. Весь мир – это «космическая библиотека». Звучит красиво, но картина проблемы на этом не заканчивается.

Развитие языкового сознания зависит не только от чтения. Умение повествовательно описать себя и свой жизненный опыт — тоже элемент языкового сознания. Вспомните, как вы отвечаете в социальных сетях на вопрос «Как дела?». Если вашей словесности хватило на большее, чем «нормально», то вы смогли создать уникальный смысл, который невозможно формализовать.

П. А. Флоренский писал следующее про «живое» слово:

В слове уравновешиваются и приходят к единству две накопившиеся энергии… Оно не есть уже ни та, или другая энергия порознь, ни обе вместе, а новое двуединое энергетическое явление, новая реальность в мире… Но нельзя сказать: «оно само по себе». Без того или без другого из соединяемых им полюсов оно вовсе не есть.

Как вы думаете, можно ли приписать знаку чёткое обозначение предмета, явления или понятия? Если ваш ответ – «нет», Лакан бы с вами согласился.

Стоит вместе с Лаканом взглянуть на поэзию. Она может восприниматься как преднамеренная путаница, которая лишена полноты смысла, но это далеко не так. Возникновение неопределённой множественности смыслов, динамическое взаимодействие воображаемого и символического — вот что происходит, когда мы погружаемся в чтение поэтических текстов.

Кстати, сейчас, рассуждая о поэзии, мы подошли к истокам постструктурализма. Постструктурализм начинает спорить с восприятием языка как формального алгоритма.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Постструктуралисты одними из первых начали сомневаться в безусловной связи означающего с означаемым.

Представьте, как делаете человеку комплимент. Вы говорите: «На тебе сегодня отличные ботинки». Что это значит? Можно начать перебирать признаки обуви, которые бы означали характеристику «отличные», но это вовсе не то, что вы вкладывали в комплимент. Вы могли похвалить их цвет, например, красный, который вам очень понравился в одном из фильмов Стэнли Кубрика. Что же касается их владельца, то его опыт, с которым связан красный цвет, может состоять совершенно в другом.

В психологии подобной мысли касался Фрейд, когда писал о том, что в одном образе, слове или мысли совмещаются несколько бессознательных явлений.

Когда мы обращаемся к метафорам, то происходит наложение одних означающих на другие. Позже в работах Деррида этот принцип был представлен в понятиях «скользящее или плавающее означающее».

Главным для постструктурализма стало следующее понимание (теперь читаем внимательно!): когда мы замещаем событие знаком, то само это событие перестает существовать. Философы утверждали: «Слово изреченное есть ложь».

Лингвисты представили себе человеческую психику как противоречивое взаимодействие трёх сил — воображения, символического и реального. Воображаемое — это доязыковая стадия, когда есть образы, но ещё нет речи. Символическое — это неоднозначность между знаком и смыслом, как в примере с обувью.

Реальное же находится за пределами языка, про которое очень точно сказал Л. Витгенштейн: «Реальное — это аранжировка образов вещей».

ДВА ВАЖНЫХ СЛОВА: ДИСКУРС И СИНЕРГЕТИКА

Помните, мы начали с того, что речевой опыт возникает в смысловом пространстве? Когнитивные лингвисты переосмыслили пространство, в котором существует язык, и ввели новое понятие. Это слово, которое вы много раз слышали и встречали, но, возможно, до сих пор не в курсе, что оно означает. Вот оно: дискурс. Объяснить, что это, достаточно сложно простыми словами, поэтому для начала объясним сложными.

Дискурс — это целый состав факторов, которые играют роль в понимании и восприятии информации. Структура дискурса включает в себя текст и окружающую среду. Можно сказать, что это сложноорганизованная система с рядом синергетических свойств. Сложная ещё потому, что кроме структуры текста активируются и элементы среды.

Этими элементами могут быть участники дискуссии, её фон, обмен мнениями и даже шум птиц за окном.

Именно дискурс дарит нам супербольшие данные для суперспособности обсуждать поэзию Мандельштама.

Для лингвистики ценность дискурса наиболее выражена в диалоговой природе языковой личности (кто сказал «зеркальные нейроны»?). Нам всем бы хотелось, чтобы разговоры или обмен сообщениями друг с другом были не только интересными, но и гармоничными. Именно от этого зависит, насколько эффектным и синергичным получится дискурс.

YouTube7:44

Ольга Сварник. Что такое зеркальные нейроны
В рамках новой методологии синергетического движения личность выступает в её становлении как веер возможностей.
— Виктор Петренко, российский психолог, специалист в области экспериментальной психосемантики

Сложную организацию обсудили, перейдём к другому слову, которое вызывает непонимание — к синергетике.

У нас есть две важные суперспособности — это вдохновение и интуиция. Их возникновение — яркая демонстрация синергетического явления. В самом же общем смысле это такое состояние ума, в котором мозг достигает наивысшей активности. Информация, которую мы воспринимаем, расходится по всей нейронной сети, и это лучшее время для творчества. Кстати, дети отлично знают про это состояние, и часто намного умнее своих родителей.

YouTube1:00:13

Алексей Насретдинов. Синергетика музыкального мозга

Основной принцип синергетики состоит в том, что система отношений из двух или более объектов порождает такое качество, которого объекты не достигнут по отдельности. В нашем случае такую систему образует отношение информации из окружающей среды и языкового сознания. П. А. Флоренский писал о том, что слово синергично.

В любом возрасте подсознание позволяет нам реализовывать речевые стереотипы.

Если на повторяющийся вопрос своего собеседника каждый раз отвечать одинаково, то это будет простым для мозга действием. А вы теряете свой шанс на прозрение или вдохновение.

Любой речемыслительный феномен ценится за свою синергетическую многоликость. Качество и плотность смыслового пространства зависит от всего многообразия языковой жизни — пишите интересные сообщения, говорите эмоционально, пребывайте в новых языковых ситуациях, читайте интересный текст. Таким образом вы создадите языковую среду, в которой сможете интенсивно обучаться и просто интересно жить.

СЧИТАЕМ СМЫСЛЫ

Человек умеет интерпретировать символы — и письменные, и устные. Интересно здесь вот что: интерпретация символов опирается на нелинейный образ мира. Можно сказать, что оно противопоставляется Аристотелевой логике («Если происходит А, то возникает Б»).

При чтении возникает так много ассоциаций, что кажется невозможным линейно проследить все смыслы, которые означают какое-нибудь слово.

В языке всё плывёт всё время. Поэтому, когда говорят испытуемому — думайте о молоке или думайте о ключе, — из этого ничего не следует. Эта его мысль (есть ещё даже термин такой: mind wondering) идёт как хочет — неизвестно, чего он там навыдумывал. Кроме того, есть ещё и слова. Человек, который думает по-китайски, и у него не только слова другие, вся система другая, вообще всё другое, — какие концепты там, их тысячи миллионов в точках?
Татьяна Черниговская, российский учёный в области нейронауки и психолингвистики

YouTube16:01

Татьяна Черниговская. Генетика Речи. Что такое язык и кто первый заговорил?

Поиском тех самых последних смыслов, неуловимых в языковом скольжении, занимается семиология. Её предмет — это культурные феномены, которые полностью подчиняются целям коммуникации. Вы читаете этот текст и уже являетесь участником коммуникации, которая подчинена цели узнать о тайне «живого» слова.

Вокруг вас и в вашей голове (а это, между прочим, дискурсивное пространство) постоянно происходят события, которые взаимодействуют друг с другом, и получается синергетическое явление. Ещё пример дискурсивного пространства — университетская аудитория с большим количеством думающих студентов. Очень удачно семиологию представлял Р. Барт, когда писал, что символ – это «вспышка воображаемого».

ЗАЧЕМ Я ВСЁ ЭТО ПРОЧИТАЛ?

Размышления над значением всегда были предметом многочисленных споров. Возможно, синергетический подход позволит нам переосмыслить отношение к «живому» слову. Первое требование этого подхода состоит в том, чтобы понять, как из отношения мозга и окружающей среды возникает самоорганизующаяся система. Когда исследователи смогут это сделать, мы получим качественно новые знания об устройстве нашего языка. Эти знания будут результатом междисциплинарных исследований и повлекут за собой целый ряд социальных изменений.

Конечно, их станут применять в образовании и используют для помощи людям с различными нарушениями речи. Возможно, знания о новых принципах устройства языка существенно преобразят исследования в сфере искусственного интеллекта.
Прямо сегодня мы все можем использовать рассмотренные здесь идеи в своей жизни и обучении. Интерес и творчество можно назвать важнейшими условиями любого обучения. Даже повторяя учебный материал, можно делать это творчески. И такой подход имеет конкретную физиологическую картину.

Черта современной эпохи — мы больше ориентированы на текстовые сообщения, чем на устное общение. С этой тенденцией часто связывают обеднение и упрощение речи современных людей.

Но деградация происходит не от того, что мы мало общаемся в реальности, а от того, какой текст мы пишем и какой смысл в это вкладываем.

Самый простой междисциплинарный вывод в следующем: ваш мозг тем сложней, чем больше усилий вы прикладываете в своем языковом пространстве. Живая обдуманная речь, выражающая чувства, открывает возможности для появления бесконечного количества новых смыслов. Это полезно для развития ума человека и доступно каждому из нас, но всё еще слишком трудно для научного исследования.


Источник: newtonew.com

Комментарии: