История Baidu — главного китайского поисковика

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Как Робин Ли пытается построить лучшую поисковую систему мира и почему ему это вряд ли удастся

Обозреватель vc.ru продолжает разбирать истории успеха крупных китайских ИТ-компаний. Новый материал посвящён поисковику Baidu, который закрепил лидерство в Китае и планирует захватывать рынки других стран — его истории, механизмах заработка, борьбе с Google и внутренними конкурентами.

В КНР существует множество интернет-сервисов, которые вступают в жесткую конкуренцию с более известными аналогами. На рынке поисковых систем к таким проектам можно отнести Baidu, которая старается всеми силами помешать Google закрепить мировое господство.

Основатель компании Робин Ли является для сотен миллионов жителей КНР примером для подражания. Будучи ребенком из обычной рабочей семьи, он, благодаря собственному уму, создал компанию, которая является одним из крупнейших игроков на китайском ИТ-рынке.

Робин закончил факультет информатики в Пекинском университете, и как способный студент получил возможность продолжить обучение в США. В период обучения в Штатах он изменил свое китайское имя Янхонг на более звучное Робин и обрел друга, такого же выходца из Китая — Эрика Сю.

Магистратура в Университете штата Нью Йорк позволила ему поработать в нескольких ИТ-компаниях, начиная с IDD и заканчивая Infoseek, которая являлась одной из первых поисковых систем. Именно в этот период Робином был разработан алгоритм Randex для ранжирования результатов поиска, который стал основой для Baidu.

Долгое время Ли рассматривал возможность запуска своего стартапа в США, но в итоге он вернулся в Китай, где увидел перспективы для создания веб-сервисов. В 2000 году вместе с Эриком Сю, который успел поработать торговым агентом на родине, основал поисковый сервис Baidu. Название было взято из древней китайской поэмы и означает «поиск мечты». Стартовый капитал в $1,2 млн был привлечен от американских венчурных компаний, которые увидели в этом проекте потенциал. В период создания проекта друзья жили в гостиничном номере и работали по 15 часов в сутки.

Через год Baidu привлек $10 млн инвестиций, которые упрочили их положение. Первая модель работы сервиса предполагала предоставление другим ресурсам платформы для поиска. При этом Baidu получала деньги за каждый запрос. Тем не менее, эта модель вскоре надоела Робину Ли, и он решил превратить сервис в независимый проект. Поэтому в 2001 году контракты с крупнейшими веб-порталами Китая, Sina и Sohu, были разорваны.

Так началась история идеального поисковика для жителей КНР. Робин Ли не скрывает, что некоторые решения заимствованы у других проектов, но ключевые особенности были созданы, основываясь на его собственных идеях.

Самым важным этапом в процессе формирования компании стал правильный подбор сотрудников. Руководство Baidu тщательно подошло к этому процессу. В большинстве своем это такие же, как и Робин Ли, граждане КНР, получившие образование в вузах США и поработавшие в крупных ИТ-компаниях. При этом кадры в Baidu подобраны настолько идеально, что Google несколько раз пыталась увести некоторых ключевых специалистов.

Превосходство созданного проекта было очевидным, поэтому уже в 2002 году Baidu контролировал 50% отрасли в Китае. Через год компании удалось укрепить собственные позиции, фактически монополизировав аудиторию. В 2005 году прибыль компании составляла $13,2 млн.

На данный момент Baidu контролирует 80% китайского рынка, что составляет около 465 млн пользователей. Огромную часть трафика (около 40%) в Baidu обеспечивает сервис по поиску прямых ссылок на скачивание аудиотреков. Такое наплевательское отношение к авторским правам вызвало волну осуждения со стороны звукозаписывающих компаний со всего мира, но Робин Ли проигнорировал его, заметив, что борьба с незаконно размещенным контентом не является целью поисковой системы. Вполне вероятно, что молодую компанию уничтожили бы при помощи исков, но китайское правительство не выдает своих граждан.

Высокий доход связан, в первую очередь, с оригинальным способом монетизации. Baidu сделала платной возможность попадания сайта в топ поиска. Стоимость зависит от тематики ресурса и ключевых фраз. При этом сервис оставался не очень избирательным в выборе клиентов, что привело к серии громких скандалов.

В 2007 году в китайских новостях прозвучала информации об обилии в Baidu рекламных объявлений шарлатанов, выдающих себя за дипломированных врачей. Меламиновый скандал в 2008 году чуть не уничтожил компанию. Суть в том, что в Китае началось следствие по поводу добавления вредных для здоровья веществ в детское питание. Часть молочных компаний, на которые было открыто уголовное дело, попыталась скрыть свою причастность путем удаления из поисковых запросов упоминаний о себе в теме следствия.

Baidu ответила согласием на их предложение, и вскоре сама компания оказалась под ударом. Акции за один день опустились в цене на 60 пунктов, бренду был нанесен колоссальный ущерб. В таких условиях Робину Ли пришлось принести публичные извинения и начать кадровую чистку. После увольнения виновных, руководство компании решило более тщательно подойти к своей рекламной платформе.

Для решения проблемы был создан сервис «Гнездо феникса», при помощи которого проводится проверка рекламодателей, оказывается помощь в создании собственных объявлений, а также отслеживается трафик.

Новая рекламная платформа вскоре значительно укрепила финансовое состояние китайского поисковика, позволив достигнуть высоких показателей прибыли. В 2014 году Baidu поставил собственный рекорд, увеличив доход на 53% и достигнув отметки в $7,9 млрд за год.

Во многом такое увеличение прибыли связано с предоставлением иностранным ресурсам возможности рекламировать свои услуги. Кроме того, намереваясь привлечь новых рекламодателей и заявить о себе по всему миру, Робин Ли сделал беспрецедентный шаг, открыв в том же году офис своей компании в США. По мнению аналитиков, это действие может положить начало глобальной экспансии китайских сервисов на мировой рынок.

Серьезно сказалось на дальнейшем развитии Baidu многолетнее противостояние интервенции Google. Начало борьбе было положено в 2005 году, когда китайская компания осуществила IPO, в ходе которого заработала $124 млн, что не помешало ей поставить рекорд десятилетия, увеличив стоимость акций в четыре раза за один день.

В это время Baidu привлекла внимание корпорации Google, которая инвестировала в нее несколько миллионов долларов, пытаясь, таким образом, «прощупать» китайский рынок. Жесткая конкуренция между сервисами вспыхнула после создания специального подразделения Google China, направленного на скорейшую интеграцию мирового лидера в Китае.

В этих условиях Робин Ли начал строить бренд вокруг того, что только Baidu знает, каким образом следует работать с пользователями из КНР. Вскоре в сети и на телевидении появился вирусный рекламный ролик, в котором китайский мастер побеждает стереотипного американца. Довершала эту картину фраза о том, что только китайцы знают, как делать качественные сервисы для своих граждан.

Другим методом защиты от интервенции Google стало использование особенностей политической системы Китая. Baidu с готовностью исключила из поисковых результатов ссылки на антиправительственные темы и порнографию. Google попытался ответить тем же, но не смог реализовать, так как против этого была их собственная идеология, обосновывающая цель сервиса в распространении информации по всему миру.

Подойдя таким образом к защите интересов собственной компании, Робин Ли не прогадал. Вскоре правительство обратило внимание на готовность руководства китайского проекта идти на компромиссы и начало оказывать ему всестороннюю поддержку. Например, по решению государства было запрещено использование Google Drive в то время, как аналогичный сервис Baidu Wany Pan работал без проблем и сбоев, увеличив поток пользователей, предпочитающих китайский продукт.

Серьезный урон интервенции мирового лидера среди поисковиков был нанесен созданием «клуба Baidu». Туда вошли более 30 тысяч ресурсов, которым были предложены выгодные рекламные скидки в случае размещения поисковой строки на видном месте.

Всеми силами собирая сторонников и пользуясь правительством как рычагом воздействия на Google, Робин Ли тем не менее подчеркивал, что он рад наличию серьезных конкурентов, ведь они помогают Baidu становиться лучше.

Еще одной площадкой для борьбы между двумя поисковиками стали компьютерные клубы. В Китае в этом типе заведений используются специальные программы, перезапускающие компьютеры в полночь. Обе компании тратят десятки миллионов долларов на то, чтобы по умолчанию в браузерах стоял их продукт. Частью прибыли они также вынуждены делиться с администрацией заведений.

Жесткая борьба на внутреннем рынке Китая заставила Google пойти другим путем, чтобы свергнуть конкурента с трона. Для этого он заключил договор с крупнейшими ресурсами Tiania.com и Sina.com, чтобы они разместили поисковую строку на видном месте. Это, в свою очередь, серьезно увеличило аудиторию поисковика, обеспечив ему около 15% рынка Китая.

Но американская компания была против требований властей Китая, и это не позволило закрепить успех. Главным условием КНР стала блокировка определенных типов запросов. Поначалу Google даже рассматривал возможность выполнения этих требований, но столкнувшись с осуждением со стороны мирового сообщества, корпорация отказалась от этого шага.

Правительство Китая отреагировало достаточно жестко, несколько раз блокировав ресурс в 2013 и 2014 годах. Baidu за этот период в полной мере воспользовался слабостью конкурента, увеличив свою долю рынка и улучшив несколько сервисов, которые упрочили их позиции в китайском интернете.

Затяжная борьба с Google позволила китайскому поисковику стать известным не только Китае, но и за его пределами. Львиную долю славы получил сам Робин Ли, которого стали считать достаточно сильным игроком на мировом рынке. Это в свою очередь позволило ему создать образ современного китайского бизнесмена, умеющего не только бороться с конкурентами, но и находить общий язык с правительством. Популярность гендиректора Baidu в Китае настолько велика, что сотни миллионов граждан страны поддержали начало его политической деятельности, когда в 2013 году Робин присоединился к одному из правительственных комитетов.

Противостояние с Google не только принесло известность поисковику, но и добавило ему соперников. Новым противником ресурса стал китайский холдинг Alibaba Group, который стремится к тому, чтобы покупатели использовали внутренний поиск их сервисов.

В 2009 году пользователям Baidu был заблокирован доступ к сайту Taobao.com. В ответ Робин Ли анонсировал сервис Baidu You'A, платформу для торговли, которая должна была сокрушить Alibaba. Тем не менее, сейчас поисковик контролирует лишь незначительную часть китайской онлайн-торговли.

Новой вехой противостояния стало заключение союза между Baidu, Wanda и Tencent в 2014 году. Три компании инвестировали более $865 млн на создание платформы для электронной коммерции, которая в будущем должна стать реальным конкурентом Alibaba в борьбе за преобладание на рынке КНР. По словам аналитиков, предстоящее соперничество должно стать чем-то поистине впечатляющим, ведь три богатейших человека Китая попробуют противостоять доминированию четвертого.

На данный момент Baidu продолжает вести борьбу на два фронта. По количеству сервисов они ничуть не уступают Google. Среди них стоит выделить наличие социальной сети, электронной почты, онлайн-карт, ленты новостей, Baidupedia — которая, являясь местным аналогом онлайн-энциклопедии, включает в себя более 7 млн статей, что больше, чем в английском и немецком разделах «Википедии», вместе взятых. Также чрезвычайно интересен подход к реализации онлайн-карт, где каждый пользователь может посмотреть 3D-панораму китайских городов. Запуск стольких сервисов был сделан для обеспечения мировой интеграции Baidu.

Но, к сожалению, китайскому поисковику пока не удалось составить конкуренцию Google в других странах. Несмотря на правильно выбранную стратегию, направленную на изначальное завоевание азиатского рынка, Baidu мешают факторы, за счет которых было достигнуто доминирование в Китае.

Оказалось, что пользователям не очень нравится ограничение контента, ссылки на скачивание песен запрещены в других странах, а переводы поисковика на другие языки выполнены недостаточно грамотно. Кроме того, Google и другие поисковые системы уже обеспечили свое доминирование на этих рынках, и поэтому захватить аудиторию достаточно сложно.

В своих многочисленных интервью Робин Ли продолжает настаивать на том, что цель Baidu — стать мировым лидером среди поисковых систем. На деле все выглядит не настолько позитивно — неизвестно, сможет ли компания в одиночку доминировать даже на рынке Азии, не говоря уже о мире в целом.

Тем не менее, Ли не сдается: по его словам, он уже «не первый день на ринге», и если соперничество с Google и Alibaba чему-нибудь и научило гендиректора Baidu, так это «идти до конца и всегда быть готовым к борьбе».


Источник: vc.ru

Комментарии: