Что значит быть “нормальным”?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-07-13 18:18

Психология

Многие оценивают людей, сравнивая с каким-то вымышленным стандартом. В нашем обществе любят думать обо всем с точки зрения “нормальности”. На самом деле в мире очень редко встречаются те, кто полностью соответствует общепринятой модели. Это касается как физических параметров, так и умственных способностей.

Что значит быть нормальным? Откуда, вообще, берутся критерии “нормальности”? Понять это поможет один характерный пример. В конце 1940-х годов в США заметили, что многие пилоты имеют проблемы с эксплуатацией самолетов, и из-за этого резко увеличилось число авиакатастроф. Было выдвинуто предположение, что люди стали выше ростом, шире в плечах, и прежние кабины им не подходят. Разобраться в этом поручили Гилберту С. Даниелсу, который был специалистом в области антропологии в Гарварде. Он вывел средние размеры десяти частей тела пилотов и предложил переделать кабины в соответствии с новыми данными. Но затем, к его удивлению, оказалось, что из 4063 летчиков ни один не вписывался в установленные параметры. Всего 3% имели похожие показатели, и не более, чем по трем пунктам. Один пилот имел короткие ноги, но более широкую грудь, у другого была не такая окружность шеи или запястья. Даниелс понял, что нет такого понятия, как “средний пилот”, и нельзя создать кабину, которая подходила бы для всех.

Пришлось искать другое решение, и авиационные инженеры придумали то, что сейчас кажется простым и обычным делом. Вместо проектирования кабины они сделали регулируемые сиденья, педали, ремни шлемов и костюмы. Теперь такие конструкции есть везде: в самолетах, автомобилях, на велосипедах. Каждый человек имеет возможность адаптировать под себя почти любую вещь.

Еще один пример, который развенчивает миф о “нормальности”. Американский врач-гинеколог рассчитал девять средних параметров и создал алебастровую модель “типичной молодой женщины” с “идеальным размером”. Он назвал ее “Norma”. Одна из газет решила объявить конкурс, победителем которого должна была стать женщина, чьи параметры наиболее близки к “идеальному телосложению”. Результаты удивили: всего 40 из 3864 женщин соответствовали пяти пунктам из списка, и ни одна не достигла “идеала”. Конкурс показал, что не бывает “людей среднего размера”, и это явилось важным уроком для всех.

Тем не менее, многие до сих пор продолжают верить в существование “стандарта” и сравнивают себя и других с фальшивым идеалом. Чтобы правильно оценивать людей, лучше придерживаться совсем других принципов.

• Принцип “многомерного подхода”

Каждый имеет свои сильные и слабые стороны, и никого нельзя считать “выше или ниже”” установленного стандарта. Мы не можем применить одномерное мышление, чтобы понять многогранную личность. Талант, интеллект, характер у всех уникален. Один хорош в математике, другой имеет прекрасные навыки общения, третий замечательно играет в хоккей.

Одним из самых показательных примеров является попытка Исайи Томаса (бывшей звезды НБА и президента “Никс”) оставить в команде только тех игроков, которые набирали наибольшее количество очков. Он думал, что такая команда должна постоянно выигрывать. Однако, все вышло не так. С 2003 года, несмотря на сильный состав, “Никс” потерпели поражение в 4 сезонах. Команда была настолько плоха, что заняла третье место с конца. Все потому, что баскетбол является сложным видом спорта, требующим чуть больше навыков, чем умение зарабатывать очки. Игроки, забрасывающие мяч в корзину, могут не справиться с блокированием, прохождением и другими важными вещами, необходимыми в баскетболе. За 60 лет среди десятков тысяч игроков НБА нашлось всего 5 человек, которые обладали абсолютно всеми навыками.

Это же относится и к умственным способностям. У каждого свои способы воспринимать и оценивать информацию. Индивидуальность складывается из многих составляющих: природы, воспитания, опыта.

• Принцип контекста

Когда мы пытаемся понять человека, то часто принимаем во внимание только небольшую часть того, кем он является на самом деле, так как оцениваем его в конкретной обстановке. Например, кто-то считается интровертом в школе, но в танцевальном кружке ведет себя как экстраверт. Человеческое поведение всегда надо воспринимать в контексте определенной ситуации. И проявление какой-то черты не обязательно говорит о “сущности” человека. Это может означать, что только в данных обстоятельствах он действует таким образом. Об этом говорил психолог Юичи Шода, который является одним из пионеров современной науки об индивидуальных различиях.

Описывая человека или даже самого себя, всегда помните о контексте. Любые черты (добросовестность, открытость, замкнутость) не обязательно характеризуют личность полностью. Кроме того, степень любого качества может сильно варьироваться, поэтому один термин нельзя применять для всех.

• Принцип “разных путей”

Для людей нет какого-то “нормального” пути развития. У каждого своя дорога, которая связана с индивидуальным опытом. Одной цели можно добиться разными способами.

В конце 1960-х годов психолог Бенджамин Блум решил выяснить, как студенты изучают новый предмет. Участников эксперимента распределили на 2 группы и предложили совсем незнакомый материал — теорию вероятностей. Первая группа училась в традиционной манере: лекции и семинары в течение фиксированного периода времени. Второй группе предоставили право заниматься в собственном темпе и дали репетиторов, чтобы разбираться в каждой новой концепции. Естественно, что репетиторство сыграло большую роль в обучении, но результаты были слишком разными, чтобы списать все на помощь преподавателя. Вторая группа за установленное время смогла усвоить 90% материала, в то время как первая группа – только 20%. Стандартный метод на основе лекций оказался не очень продуктивным.

Способ мышления, уровень здоровья, культура и еще масса вещей заставляют нас выбирать собственный путь для достижения цели. Даже маленькие дети учатся ходить по-разному. К примеру, в Новой Гвинее, где земля кишит вредными микробами, нет такого обязательного этапа, как ползание.

Таким образом, если в оценке людей мы будем использовать эти три подхода, то поймем, что никто не является “нормальным” в любом смысле этого слова. Это важно для понимания не только других, но и самих себя. Если вы чувствуете, что “не вписываетесь” в какие-то рамки, будьте уверены, что это самое “нормальное”, что может быть.

Комментарии: