Что значит быть “нормальным”? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-07-13 18:18 Многие оценивают людей, сравнивая с каким-то вымышленным стандартом. В нашем обществе любят думать обо всем с точки зрения “нормальности”. На самом деле в мире очень редко встречаются те, кто полностью соответствует общепринятой модели. Это касается как физических параметров, так и умственных способностей. Что значит быть нормальным? Откуда, вообще, берутся критерии “нормальности”? Понять это поможет один характерный пример. В конце 1940-х годов в США заметили, что многие пилоты имеют проблемы с эксплуатацией самолетов, и из-за этого резко увеличилось число авиакатастроф. Было выдвинуто предположение, что люди стали выше ростом, шире в плечах, и прежние кабины им не подходят. Разобраться в этом поручили Гилберту С. Даниелсу, который был специалистом в области антропологии в Гарварде. Он вывел средние размеры десяти частей тела пилотов и предложил переделать кабины в соответствии с новыми данными. Но затем, к его удивлению, оказалось, что из 4063 летчиков ни один не вписывался в установленные параметры. Всего 3% имели похожие показатели, и не более, чем по трем пунктам. Один пилот имел короткие ноги, но более широкую грудь, у другого была не такая окружность шеи или запястья. Даниелс понял, что нет такого понятия, как “средний пилот”, и нельзя создать кабину, которая подходила бы для всех. Пришлось искать другое решение, и авиационные инженеры придумали то, что сейчас кажется простым и обычным делом. Вместо проектирования кабины они сделали регулируемые сиденья, педали, ремни шлемов и костюмы. Теперь такие конструкции есть везде: в самолетах, автомобилях, на велосипедах. Каждый человек имеет возможность адаптировать под себя почти любую вещь. Еще один пример, который развенчивает миф о “нормальности”. Американский врач-гинеколог рассчитал девять средних параметров и создал алебастровую модель “типичной молодой женщины” с “идеальным размером”. Он назвал ее “Norma”. Одна из газет решила объявить конкурс, победителем которого должна была стать женщина, чьи параметры наиболее близки к “идеальному телосложению”. Результаты удивили: всего 40 из 3864 женщин соответствовали пяти пунктам из списка, и ни одна не достигла “идеала”. Конкурс показал, что не бывает “людей среднего размера”, и это явилось важным уроком для всех. Тем не менее, многие до сих пор продолжают верить в существование “стандарта” и сравнивают себя и других с фальшивым идеалом. Чтобы правильно оценивать людей, лучше придерживаться совсем других принципов. • Принцип “многомерного подхода” Каждый имеет свои сильные и слабые стороны, и никого нельзя считать “выше или ниже”” установленного стандарта. Мы не можем применить одномерное мышление, чтобы понять многогранную личность. Талант, интеллект, характер у всех уникален. Один хорош в математике, другой имеет прекрасные навыки общения, третий замечательно играет в хоккей. Одним из самых показательных примеров является попытка Исайи Томаса (бывшей звезды НБА и президента “Никс”) оставить в команде только тех игроков, которые набирали наибольшее количество очков. Он думал, что такая команда должна постоянно выигрывать. Однако, все вышло не так. С 2003 года, несмотря на сильный состав, “Никс” потерпели поражение в 4 сезонах. Команда была настолько плоха, что заняла третье место с конца. Все потому, что баскетбол является сложным видом спорта, требующим чуть больше навыков, чем умение зарабатывать очки. Игроки, забрасывающие мяч в корзину, могут не справиться с блокированием, прохождением и другими важными вещами, необходимыми в баскетболе. За 60 лет среди десятков тысяч игроков НБА нашлось всего 5 человек, которые обладали абсолютно всеми навыками. Это же относится и к умственным способностям. У каждого свои способы воспринимать и оценивать информацию. Индивидуальность складывается из многих составляющих: природы, воспитания, опыта. • Принцип контекста Когда мы пытаемся понять человека, то часто принимаем во внимание только небольшую часть того, кем он является на самом деле, так как оцениваем его в конкретной обстановке. Например, кто-то считается интровертом в школе, но в танцевальном кружке ведет себя как экстраверт. Человеческое поведение всегда надо воспринимать в контексте определенной ситуации. И проявление какой-то черты не обязательно говорит о “сущности” человека. Это может означать, что только в данных обстоятельствах он действует таким образом. Об этом говорил психолог Юичи Шода, который является одним из пионеров современной науки об индивидуальных различиях. Описывая человека или даже самого себя, всегда помните о контексте. Любые черты (добросовестность, открытость, замкнутость) не обязательно характеризуют личность полностью. Кроме того, степень любого качества может сильно варьироваться, поэтому один термин нельзя применять для всех. • Принцип “разных путей” Для людей нет какого-то “нормального” пути развития. У каждого своя дорога, которая связана с индивидуальным опытом. Одной цели можно добиться разными способами. В конце 1960-х годов психолог Бенджамин Блум решил выяснить, как студенты изучают новый предмет. Участников эксперимента распределили на 2 группы и предложили совсем незнакомый материал — теорию вероятностей. Первая группа училась в традиционной манере: лекции и семинары в течение фиксированного периода времени. Второй группе предоставили право заниматься в собственном темпе и дали репетиторов, чтобы разбираться в каждой новой концепции. Естественно, что репетиторство сыграло большую роль в обучении, но результаты были слишком разными, чтобы списать все на помощь преподавателя. Вторая группа за установленное время смогла усвоить 90% материала, в то время как первая группа – только 20%. Стандартный метод на основе лекций оказался не очень продуктивным. Способ мышления, уровень здоровья, культура и еще масса вещей заставляют нас выбирать собственный путь для достижения цели. Даже маленькие дети учатся ходить по-разному. К примеру, в Новой Гвинее, где земля кишит вредными микробами, нет такого обязательного этапа, как ползание. Таким образом, если в оценке людей мы будем использовать эти три подхода, то поймем, что никто не является “нормальным” в любом смысле этого слова. Это важно для понимания не только других, но и самих себя. Если вы чувствуете, что “не вписываетесь” в какие-то рамки, будьте уверены, что это самое “нормальное”, что может быть. Комментарии: |
|