Стартапы против законов: как финтех воюет с международным правом |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-06-10 08:27
Иногда запуск стартапов ограничивают не технологии, а законы. Есть ли возможность примирить две эти сферы?
Блокировку Telegram считают наиболее показательным примером противостояния регулятора и бизнеса. Но ситуация в сфере международных финансов гораздо драматичнее, особенно на рынке платежных систем. Разработчики финтех-стартапов постоянно создают новые решения для обмена и перевода средств, а чиновники США и Евросоюза, которые, по сути, регулируют мировую финансовую отрасль, принимают новые законы, которые ставят их в жесткие рамки правового поля. Технологического решения, которое помогло бы финтеху избежать регулирования, у стартаперов пока не нашлось. Но может быть, найдется юридическое? Финансовая инквизиция В России, кажется, уже не осталось ни одного бизнесмена, который не сталкивался бы со сложностями при переводах средств за границу. В 2017 году все страны-члены ЕС обязались внедрить в национальное законодательство новую директиву ЕС (EU 2015/849 или так называемая «четвертая директива»). Ответственность за «чистоту» денежных переводов возложили на «обязанных лиц». Теперь банки, платежные системы и другие предприниматели финансового сектора должны сами следить за своими клиентами. Если они делают это недостаточно тщательно, то штраф для них может составить €5 млн, или 10% оборота за последний финансовый год. Рисковать не хочет никто, и каждый перевод от €10 000 проходит детальную проверку, что оборачивается разными бюрократическими проблемами. Нашумевшей «четвертой директивой» дело не ограничится. Европейский парламент и Совет Европы уже рассматривают поправки к ней, а к 2020 году вступит в силу очередная «пятая директива». Она запрещает анонимные криптокошельки, которые служили лазейкой для совершения свободных переводов средств в криптовалюте. Финансовая инквизиция лютует в Евросоюзе, но за Европой следует весь мир. В Японии государство собирается запретить любые анонимные транзакции, поэтому некогда либеральные японские власти вынуждают местные биржи прекратить поддержку альткоинов (общее название всех криптовалют, кроме биткоина). Южная Корея к 2020 году собирается полностью отказаться от монет, а для контроля над оборотом безналичных средств Центробанк Кореи основал отдельное учреждение, специализирующееся на цифровых валютах. Скоро каждая транзакция в мире будет рассматриваться под лупой и может быть запрещена при малейшем подозрении на нарушение регуляторных требований. Гонка технологий и законов Бизнес реагирует на финансовую инквизицию европейских властей созданием новых систем перевода денежных средств, и эти усилия хорошо вознаграждаются. По нашим подсчетам, уже 28 таких сервисов стали «единорогами» (последний, 28-й «единорог» появился недавно — это финансовый стартап Revolut), и цифры продолжают расти. Сейчас число платежных систем измеряется тысячами. Поначалу стартаперы соревновались между собой в скорости переводов, потом — в снижении издержек при переводе средств из одной части мира в другую. Сейчас гонка касается не столько коммерческой эффективности предлагаемых решений, сколько возможности остаться в правовом поле, обозначенном регуляторами для финансовых институтов. Конкуренция превратилась в партизанскую борьбу с властями, и сейчас она, кажется, достигла апогея. Отголоски этой борьбы, видимые российским обывателям, — жесткие лимиты и блокировки в некоторых онлайн-банках даже при мелких переводах. Развитие рынка платежных систем напоминает серию коротких забегов. Сначала появляется стартап, который предлагает совершать перевод с помощью технологий, пока не ограниченных в законодательстве. После этого в гонку включаются регуляторы, и на финише выходит новая поправка или директива, после которой предлагаемое технологическое решение, платформа или система теряет свое конкурентное преимущество. Дальше в гонку включается еще один стартап, а регулятор выпускает еще одну поправку. За год через этот процесс прошли все технологии, разработанные на блокчейне — криптоэквайринг, криптокошельки, системы доверительного управления криптоактивами. Каждый проект старался восполнить временный вакуум в законах и предложить очередное решение для совершения переводов. В гонке успели поучаствовать даже Visa и Mastercard. Когда-то они позволяли клиентам конвертировать фиатные средства (деньги на электронном счету) в криптовалюту, переводы в которой не попадали под регулирование. Но позже эти операции были запрещены. Ответом стартаперов на эти ограничения стали проекты, развивающие модель криптоэквайринга. В качестве примера такого продукта можно назвать Paygine, который позволял криптовалюту и фиат конвертировать в рамках одного счета. Сейчас Paygine стала платежной системой для интернет-магазинов, но какое-то время проект не подпадал под законодательное регулирование конвертации и был каналом свободного движения средств. Альтернативное решение предложил сервис Cryptopay: выпуск дебетовых карт в биткоинах, криптокошелек Mycelium — уникальная на момент своего создания технологическая опция, которая стала мощным конкурентным преимуществом. Но при этом практически у всех подобных проектов очень похожая судьба — в этой гонке их всегда догоняют чиновники ЕС. Юристы и программисты Платежная система Alpha & Omega, которая пока находится на стадии прототипа, решила пойти другим путем. На этот раз стартаперы предложили не технологический прием, позволяющий обойти закон, а использование традиционных механизмов вексельного и трастового права: вексель, договор экскроу, трастовую декларацию. Иногда стартаперам не помешает покопаться в нафталине и обратить внимание на старейшие технологии — на правовые решения, которые детально отрегулированы так давно, что чиновники вряд ли когда-нибудь решатся что-то концептуально в них менять.
Если посмотреть на финансовую сферу глазами юриста, а не программиста, можно увидеть массу классических финансовых инструментов, работу с которыми невозможно отрегулировать заново, ведь на ней выстроена вся мировая финансовая система. К примеру, с использованием договоров эксроу во многих странах проходит большинство сделок с коммерческой недвижимостью. Если попытаться законодательно ограничить использование этих договоров, появится риск не только сокращения количества сделок на рынке недвижимости, но «проседания» рынка в целом. Так же обстоят дела и с другими традиционными финансово-юридическими инструментами. Если собрать из них конструкцию для проводки международных платежей, проблема свободного хождения средств будет решена надолго. Юридические инструменты уже использовались в решении проблем стартапов с международным правом. В нашей практике есть история стартапа, который расшифровывал ренгеновские снимки зубов с помощью искусственного интеллекта, определяя по ним диагноз. Для обучения машины требовался 1 млн снимков. При этом во многих странах снимки зубов относятся к персональным данным и попадают под запрет использования без согласия клиента. Стартап был на грани заморозки, пока юристы не нашли решение использовать снимки, сделанные в странах, где законы при определенных условиях лояльны к персональным данным (например, Россия и Бразилия). При этом снимки, отобранные в местных клиниках, были сделаны до принятия законов о персональных данных, а все прочие данные пациентов, кроме фото и диагноза, были удалены. Так работа проекта оказалась в рамках правового поля, и риски предъявления претензий со стороны чиновников практически свелись к нулю. Источник: www.forbes.ru Комментарии: |
|