Школьный класс и маленький этюд социнжиниринга

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-06-18 22:16

Психология

В каждом классе есть 3-4 ребёнка, которые орут и ломают весь сюжет, когда остальные пытаются что-то целенаправленно делать. Точнее, как — они просто гиперактивные, и их темп событий не даёт покоя остальным. Они не злонамеренные, а просто хотят причинить добро и радость в особо крупных размерах.

В Тюмени Мосигрой руководит Денис. Он часто и много работает со школами, и собаку съел на том, как играть с детьми. Смысл в том, что в третьем классе дети вообще не умеют слушать друг друга, а игры дают им возможность лучше договариваться — и неожиданно привносят дисциплину. Потому что в играх есть правила, и их надо соблюдать, а это уже навык.

И вот, значит, он приходит на игротеку, а там не 3-4 гиперактивных ребёнка, а сразу примерно от четверти до трети класса. И игротека превращается в ад.

То, что придумал Денис — с моей точки зрения, просто прекрасный этюд социнжиниринга. Я сейчас доведу вам вводные, а потом расскажу решение. В промежутке можно будет попробовать придумать своё.

Что нужно сделать

Вы приходите в школу проводить игротеку. Разговариваете с директором, завучем по воспитательной работе, учителями. Объясняете, что настольные игры — это живое общение. Объясняете, что чтобы играть даже в простые вещи, надо как-то договариваться. Чтобы выигрывать — надо учиться понимать других людей, потому что это единственный способ предсказать, что они будут делать. В общем, игры дают кучу пользы.

Вам дают тестовый класс, который будет отслеживаться психологом и сравниваться с контрольными классами. Если после полугода всё хорошо — психолог даёт добро, и игры используются как методика. Если нет — горите вы в аду со своими настолками.

Вы принимаете эти условия. Вам дают классы. Уроки добровольные, то есть можно пойти домой вместо игр. Первая задача — убедить детей играть. Здесь у вас всё схвачено, потому что вы знаете, какие слова сказать родителям и детям. На родительском собрании вы рассказываете про игры, дисциплину, моторику, приводите примеры ряда исследований, объясняете, что компьютеров и гаджетов не будет — и вот уже всё в шляпе. Дети придут, останется убедить их. А это просто. Играть они любят.

Что может пойти не так?

Теперь засада

Один из ваших экспериментальных классов, где сидят дети 9-10 лет, очень сильно отличается от обычных. Учителя делали всё, чтобы дети росли яркими индивидуальностями, а не «под гребёнку». Стараются помочь реализоваться каждому из детей. Следствие — дети стараются добиться лидерства больше обычного. И, конечно, есть гиперактивная прослойка, которая (с вашей точки зрения) старается устроить хаос из всего, орёт и вообще захватывает внимание.

Хулиганы, сэр. Но без негативных ноток — просто, повторюсь, они так видят.

В обычном классе для гиперактивных прокатывали следующие схемы:

Собрать их за одним столом и дать им шумную быструю игру (метод «пожертвуй аниматора»). То есть кто-то собирает их в одну группу и отвлекает, чтобы остальные могли играть спокойно.

Просто сделать им неинтересно, чтобы конкретно они больше не хотели приходить Это на самом деле метод от неумения решать проблемы конструктивно.

Пытаться модерировать (метод «Большой Брат следит за тобой») и так далее. Это тоже крайне странно заканчивается.

Здесь фокус бы не проканал. Их много для первого метода, они громкие, хорошо секут фишку про попытки их отвлечь. В общем, надо придумать что-то ещё.

Отказываться от класса нельзя.

Теперь пауза. Думайте. Денис в это время пошёл читать методическую литературу по педагогике.

***

Первая подсказка

У вас есть противоположный ресурс — тихие дети, спокойные и не выделяющиеся, такие «серые мышки». Они обычно хорошо учатся, но плохо социализированы, им сложно общаться с большей частью класса.

Вторая подсказка

Игры, которые вы давали на первой игротеке, быстрые и очень простые. Это пока главный критерий. Они в большинстве развивают технические навыки, например, скорость реакции, умение считать, распознавание и классификацию образов, мелкую моторику. Есть ещё разряд более сложных игр, где правил больше, процесс сложнее, и на первый план выходит логика или взаимодействие между игроками вроде блефа.

Решение

Думаете, он попробовал учить гиперактивных детей сложным играм, чтобы они спокойно играли? Нееет, это не помогло бы. Проверено. Даже научить не выйдет.

Денис сделал следующее — он выбрал троих самых спокойных детей и сказал, что может научить их особо крутым играм. И подмигнул как Том Сойер подмигивал Гекльберри Финну.

Они, конечно, захотели. Он отвёл их в учительскую для младших классов (это такой закуток на два стола и 6 стульев) и показал более сложные игры. За занятие. А потом вернул их в класс.

Дети чувствовали себя людьми, внезапно осознавшими глубину технологии окраски забора. Самым хулиганистым было до безумия завидно. Весь класс хотел научиться играть в те крутые игры, которые доступны только этим вот избранным.

Задача осложнялась тем, что они были тихими и не то чтобы стеснительными, но интровертированными.

Аниматоры получили указание не показывать эти игры ни под каким видом. Но давать коробки, если попросят.

И в этот момент самые тихие ученики начали учить самых громких. Громкие сидели, сложив руки, и внимательно слушали. Потому что если не слушать — всё крутое пройдёт мимо них. Группа «спокойных» внезапно стала лидерами, их слушали, их на 15 минут любили, и они получали всё возможное внимание. Знаете, как это круто? Вот они теперь знают.

В итоге через несколько занятий (пришлось показать ещё пару игр в учительской) класс внезапно выровнялся. Если «громкие» вдруг опять начинали мешать игре — с ними просто отказывались играть. Это автономный эффект, на него никак не влияли. Дети забирали игру и уходили на другие столы — а там, конечно же, их давно с нетерпением ждали. Почти все в классе поняли, что нужно уметь уважать друг друга, чтобы не пролететь мимо интересного.

Итог

Учителя отметили, что класс в целом стал дисциплинированнее. Это же показали тесты. Статистически значимых сдвигов по математическим способностям не было (это дают игры вроде Руммикуба и Улья, а дети в этом возрасте предпочитали те, где больше блефа и общения), а вот по шкале концентрации внимания и коммуникативных навыков — да.

Учителя стали использовать игры на переменах. Дети и родители подхватили волну. Любимым сегментом стали игры на объяснение слов типа Крокодила и Активити, дети их прямо требовали. А это прямая раскачка ветки общения.

В другой школе Денис говорил с учителями, и те сказали, что главные проблемы у детей в социализации. Дети не всегда могут выразить свою мысль словами, им тяжело донести до окружающих, что они хотят, чувствуют и думают вообще любым способом. Результаты исследования по 5 классам (и 5 контрольным таких же возрастов) показали, что дети стали лучше общаться с родителями и между собой. Кто-то внезапно отметил, что пацаны вместо того, чтобы толкать со всей дури девчонок, подходили и пытались до них донести дружбу словами.

Конечно, это заслуга учителей. Когда мы дали им настолки, уже зарекомендовавшие себя по миру, они знали, как их применить и для чего. И ещё директоров — они выстраивали не иерархический «курятник», а опирались на своих же учителей в процессе, и уважали их как экспертов.

Ну а я запомнил, какая мощная сила скрывается в «ботаниках»


Источник: m.habr.com

Комментарии: