Клыки «Серого волка»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Роботизация средств вооруженной борьбы – характерная особенность нашего времени. Массовое внедрение робототехнических комплексов военного назначения и соответствующих технологий с середины ХХI века инициирует революционные изменения в военной теории и практике, соизмеримые с результатами принятия на вооружение ракетно-ядерного оружия, средств автоматизации и радиолокации.

По развитию и объему решаемых задач лидирующее положение занимают воздушно-космические робототехнические комплексы военного назначения (РТК ВН). Но если разработкой и производством наземных РТК ВН занимаются 37 стран, то воздушных и космических – 45 и 11 соответственно. В ближайшие 10 лет, а по некоторым оценкам, и ранее активное применение БЛА станет нормой военных действий. Это подтверждается многочисленными фактами использования беспилотников в Афганистане, Ираке, Югославии, Ливии, Сирии.

Развитию БЛА, особенно малоразмерных, способствует их сравнительно невысокая собственная и эксплуатационная стоимость. В производстве БЛА на 25–40 процентов дешевле пилотируемых средств, а по эксплуатационным расходам – почти на 80 процентов. Наряду с этими преимуществами надо учесть мобильность и возможность быстрой переброски боевых дронов на ТВД, скрытность применения, отсутствие потерь в личном составе, простоту обучения операторов, а также возможность интеграции БЛА в единое информационное пространство театра военных действий. Этому способствуют достижения в области создания новых конструкционных материалов, легких и экономичных двигателей, высокотехнологичных инфокоммуникационных платформ и навигационных систем.

Классы и задачи

В настоящее время БЛА классифицируются по целевому назначению (боевые, специальные, обеспечивающие, многофункциональные), способу управления (дистанционно управляемые, автономные, комбинированные), типу аэродинамической схемы (самолетная, вертолетная, орнитоптерная, комбинированная), источнику питания и другим показателям.

Активизация использования БЛА в автоматическом режиме придаст военным операциям характер борьбы воздушных роботов

Но чаще всего в качестве основного показателя используются взлетная масса и дальность (радиус) действия. Первый из них все аппараты подразделяет на мини (до 1 кг), малого (1–30 кг), легкого (30–200 кг), среднего (200–500 кг) и тяжелого (более 500 кг) класса, второй – ближнего действия (до 25 км), малой (до 100 км), средней (до 500 км) и большой (более 500 км) дальности.

С учетом технических возможностей и классификации рассматривается комплекс задач, решаемых дронами. Важнейшие из них – воздушная разведка, борьба со средствами ПВО и РЭБ, связь и ретрансляция радиосигналов, целеуказание и корректировка огня, оценка ущерба, нанесенного противнику. Кроме того, БЛА могут привлекаться для поисково-спасательных операций, обнаружения минных полей, борьбы с пилотируемыми и беспилотными аппаратами, противолодочной обороны, доставки грузов, охраны границ и территорий, вывода малых космических аппаратов на низкую околоземную орбиту.

Перечень задач определяется техническими возможностями беспилотников и может уточняться.

Пути и цели

Всемерное повышение результативности – генеральная линия создания и применения БЛА. И здесь наши «партнеры» добились заметных успехов.

Для повышения дальности действия уже испытаны способы дозаправки БЛА жидким топливом и даже подзарядки в полете их бортовых аккумуляторов лазерным лучом. Внедряются новые технологии позиционирования и использования БЛА в воздушных коридорах для гражданских самолетов. Активно разрабатываются направления микроминиатюризации (для снижения энергоемкости), нетрадиционных источников питания, что, несомненно, скажется на расширении производства дронов и сфер их применения.

Отдельного внимания заслуживают «космические специальности» БЛА. Отмечен повышенный интерес к вопросам сборки (самосборка с использованием 3D печати) и заправки (с 2013 года на МКС) космических аппаратов на орбите, посадки БЛА на кометы и астероиды. Уже «в металле» прорабатываются 10-граммовые спутники, выводимые на орбиту носителем массой не более килограмма, а также миниатюрные средства разведки типа Smart Dust («умная пыль»).

В США исследуется возможность создания биоразведывательных средств путем имплантации в насекомых управляющих наноразмерных чипов, сенсоров, камер и беспроводных передатчиков. Для снижения стоимости и оперативного восполнения потерь разрабатываются технологии изготовления БЛА методом 3D печати в полевых условиях.

Особого внимания заслуживает то, что положительные результаты в совершенствовании БЛА за рубежом рассматриваются как основа для реализации принципа групповых действий воздушных «роботов» (принцип «роя», «стаи»).

Рой и стая

Еще в 60-е групповые действия БЛА в массированном ракетно-авиационном ударе (МРАУ) рассматривались как важный элемент комплекса мер по прорыву системы ПВО противника. Беспилотники должны были инициировать работу средств разведки и огневых средств ПВО с целью стрельбы «из пушки по воробьям». Кроме того, в задачу таких БЛА входили постановка помех и уничтожение излучающих радиоэлектронных средств. Такие действия согласно замыслу выводили из строя основные элементы системы ПВО противника и создавали благоприятные условия для своей пилотируемой авиации.

В настоящее время для реализации принципа «роя» на Западе предпринимаются конкретные шаги. Этому способствуют достижения в области микроэлектроники и новых технологий. В январе 2015-го Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) США объявило о создании механизма действий группы автономных БЛА под управлением оператора (проект CODE). Дальнейшим развитием темы стало конструирование на базе С-130 самолета – носителя малоразмерных недорогих БЛА.

Известно, что в 2018 году планировалась демонстрация больших скоростных беспилотных летающих платформ-носителей для переброски малогабаритных одноразовых разведывательно-ударных БЛА в любой район земного шара. Уже ведутся испытания технологии вертикального взлета (автономной посадки) БЛА самолетного (вертолетного) типа на палубу движущегося корабля и земную поверхность. Разрабатывается способ запуска беспилотников с борта погруженной атомной подводной лодки.

Проект LOCUST («Саранча») предусматривает поочередный пуск дронов из установки типа гранатомет, формирование группы, связь и взаимодействие между ними в воздухе при наличии возможности управления действиями «стаи» со стороны оператора. Как мобильная платформа могут использоваться корабли, бронемашины и самолеты.

Технологический исследовательский институт Джорджии (США) испытал алгоритм управления «роем» из 30 БЛА, взаимодействующих в полете. В университете Клагенфурта (Австрия) в реальных условиях испытана автономная система из группы дронов для решения задач поиска и спасения. В Испании длительное время исследуется возможность применения групп БЛА для поиска и тушения лесных пожаров.

Программы Cicada и ICARUS (США) предусматривают создание малогабаритных одноразовых аппаратов, которые после пуска организуют «стаю», устанавливают взаимную связь с носителем, вскрывают объекты ПВО и выдают целеуказания ударным средствам. Предусматривается передача информации с этих БЛА на мобильные терминалы и наземным (надводным) РТК.

Известно и о разработке сверхмалых спутников для действий в виде «облака» размерами от 10 до 1000 метров. Массив их приемо-передающих микроустройств обеспечит разведку, связь, навигацию и решение других задач. Для развертывания орбитальной группировки малых спутников военного назначения предлагается космический аппарат X-37B – боевой косморобот нового типа, который может нести на борту различное оружие.

Особого внимания заслуживает относительно недорогая дозвуковая тактическая КР модульной конструкции, которая должна быть создана до 2022 года по программе AFRL Gray Wolf («Серый волк»). Ракета рассматривается как один из наиболее перспективных претендентов для реализации группового принципа применения воздушных роботов на основе сетевых технологий. В качестве основных целей для нее рассматриваются элементы ПРО и ПВО, аэродромы, командные пункты и другие важные защищенные объекты.

Принцип применения предусматривает пуск нескольких таких КР в назначенный район, самостоятельную оценку ими «местной» обстановки, выявление целей, определение приоритетных, их распределение и нанесение ударов по выбранным объектам. Очевидно, что КР «Серый волк» будет унифицирована с разведывательными системами и оснащена боевыми частями различного действия с головками самонаведения. При сохранении низких ценовых параметров новой ракеты Пентагон может пересмотреть программу закупки порядка пяти тысяч КР дальнего действия JASSM-ER в пользу «Серого волка». Это ведет к снижению сдерживающего порога их применения, так как долетевшие и поразившие назначенные цели (цель) ракеты оправдают затраченные средства.

С высокой долей вероятности можно говорить о размещении КР «Серый волк» и их носителей в Скандинавии, Польше, Прибалтике. Особого внимания заслуживает последняя, с ее территории наносится максимально быстрый удар по России. Расстояние от эстонской «Эмори», которая превращается в одну из главных авиабаз НАТО, до Петербурга и Москвы – около 300 и 600 километров соответственно. Это подтверждают и планы натовских стратегов, по которым только в первом полугодии 2018 года планируется провести более 80 учений блока против 85 за весь прошедший 2017 год.

Достигнутые результаты в сфере беспилотных летательных средств, дальнейшее совершенствование их возможностей и принципов применения – материальная основа реализации концепции бесконтактной войны. Способность БЛА вести групповые действия в составе «стаи» («роя») значительно повысит общую эффективность применения. Дальнейшим развитием этого принципа будут создание и развитие сетевых высокоуровневых человекомашинных и киберфизических систем.

В ближайшие 5–10 лет объем решаемых БЛА задач резко увеличится. Первоочередными из них будут разведывательно-ударные, радиоэлектронной борьбы, минирования (разминирования), управления и связи, охранные, материально-технического обеспечения и спасательные задачи. Все они предполагают высокую степень автономности беспилотников при оценке обстановки, взаимодействия между собой и с пунктами управления, круглосуточной групповой работы в условиях создаваемых противником помех. Реализация принципа «стаи» позволит резко активизировать применение БЛА и увеличить его масштаб при решении всего спектра задач тактического, оперативно-тактического и оперативного уровня. Атаки малоразмерных БЛА представляются серьезной угрозой для военных и гражданских объектов.

На оперативном и стратегическом уровнях приоритетными задачами станут прорыв системы ПВО противника и поражение его критически важных объектов военно-государственного значения.

Размещение на территории Польши, Прибалтики и Скандинавии КР «Серый волк» – материальная основа для нанесения ударов по объектам в России. Крылатые ракеты могут действовать самостоятельно и совместно с обеспечивающими малоразмерными беспилотниками.

Активизация использования существующих и перспективных БЛА в автоматическом режиме под контролем операторов придаст военным операциям характер борьбы воздушных роботов. А практическая реализация возможности групповых действий до крайности обострит решение задачи противодействия им. Это следует рассматривать как одну из первоочередных угроз. Если размышлять о ней можно было «еще вчера», то сегодня она требует принятия конкретных мер и быстрого решения.

Анатолий Соколов

Николай Оськин

Опубликовано в выпуске № 22 (735) за 12 июня 2018 года


Источник: vpk-news.ru

Комментарии: