Как избежать когнитивных искажений и ловушек сознания при чтении человека

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-06-30 10:00

Психология

Селективное восприятие

Селективное (выборочное) восприятие – склонность человека уделять внимание элементам окружения, согласующимся с его ожиданиями, и игнорировать остальные. Ожидания влияют на восприятие, из-за чего мы смотрим на ситуацию и человека только «со своей колокольни».

ПРИМЕР: Кто-то обмолвился, что Петр лжец и обманщик, плохой человек. Общаясь с Петром, мы будем искать подтверждения тому, что так и есть, в то время как положительные черты останутся незамеченными.

ВЫХОД: Смотреть на ситуацию объективно. Всегда возвращаться к «нулю», т.е. к такому состоянию, словно вы не знаете ничего, и у вас нет никаких ожиданий.

Уклон в сторону поиска информации

Суть этой ловушки в том, что человек ищет информацию даже в тех случаях, когда она никак не влияет на действия или не играет существенной роли в контексте ситуации. Собирая бесполезную и ненужную информацию, мы не можем объективно оценивать человека и делать правильные выводы.

ПРИМЕР: Вы задаете человеку вопрос, и он дает вам прямой ответ. Но вы, несмотря на то, что в ответе уже есть все, что вам нужно знать, продолжаете уточнять и искать в сообщении скрытый смысл.

ВЫХОД: При чтении человека нужно брать во внимание только то, что имеет прямое отношение к ситуации и действиям объекта. В большинстве случаев только это имеет значение.

Эффект узких рамок

Интерпретируя действия собеседника и его поведение, человек применяет слишком узкий подход. Это не только ограничивает арсенал используемых приемов, но и приводит к ошибочным выводам.

ПРИМЕР: Читая человека, вы оцениваете, например, только его позу или только умение подбирать слова, и не обращаете внимания на остальные характеристики.

ВЫХОД: Об этом мы как раз уже говорили: чтобы составить адекватное представление о человеке, необходимо учитывать все показатели его поведения, т.е. применять комплексный подход.

Ложная телепатия

Распространенная ментальная ловушка, состоящая в том, что человек ошибочно полагает, что на уме у другого человека то же самое, что и у него. В действительности это заблуждение, почти никогда не оказывающееся правдой.

ПРИМЕР: Вы оценили ситуацию и сочли ее комичной. Будучи уверенным в том, что собеседник думает точно так же, вы открыто демонстрируете свое отношение: смеетесь и шутите. Но вот ваш собеседник может смотреть на ситуацию совершенно иначе. (Касаемо конкретно холодного чтения в эту ловушку можно попасть, когда вы читаете человека в присутствии третьего лица, и думаете, что третий воспринимает объект так же, как и вы.).

ВЫХОД: Не стоит переоценивать свои способности и мнить себя телепатом. Не нужно угадывать чужие мысли и додумывать за людей.

Эффект ореола

Смысл этой ловушки в том, что наиболее яркую черту человека вы распространяете на всю его личность, тем самым приписывая несуществующие качества.

ПРИМЕР: Перед вами очень привлекательная девушка. Будучи впечатленным внешними данными, вы начинаете идеализировать ее, представляя эрудированной, умной, утонченной, объективной в поступках и т.д. Однако реальное положение дел может выглядеть совершенно иначе.

ВЫХОД: Прежде чем делать выводы о человеке, нужно оценить его в динамике. Как он ведет себя в конкретных обстоятельствах? Какие другие преимущества у него есть? А каковы недостатки? Не забывайте, что холодное чтение дает оптимальную оценку только в таком случае.

Ловушка неполной информации

Здесь все тоже предельно просто – человек делает поспешные выводы, основываясь на 1-2 показателях. Это очень похоже на эффект узких рамок, но разница в том, что неполная информация может быть получена с помощью нескольких подходов.

ПРИМЕР: Читая человека, вы оценили разные характеристики – пол, возраст, образование, эрудицию. Основываясь на этом, вы сделали выводы и сочли их верными. Но чуть позже человек повел себя совсем не так, как вы думали, т.к. вы не обратили внимания на мотивацию его поступков при общении с вами.

ВЫХОД: Необходимо делать свои предположения более точными. Нужно всегда стараться учитывать максимальное количество факторов и видеть картину целиком. Также важно не поддаваться влиянию стереотипов и предубеждений.

Ловушка собственного превосходства

Большинство людей склонны считать, что их навыки и умения намного лучше, а знания – глубже, чем есть на самом деле. Разница между фактом и переоценкой себя – это разница между уверенностью и самоуверенностью. А самоуверенность часто приводит к ошибкам и неверным выводам.

ПРИМЕР: Вы уверены, что овладели искусством холодного чтения, и запросто «читаете» всех подряд. Но из-за этой самоуверенности вы упускаете из вида множество деталей, вследствие чего даете неправильные оценки людям и их поведению.

ВЫХОД: Вместо того чтобы переоценивать и нахваливать себя, лучше проявлять скромность и помнить о том, что «я знаю только то, что ничего не знаю». В этом случае намного эффективнее снова возвращаться к «нулевому состоянию» и каждый раз быть предельно внимательным ко всему, что происходит. Не менее важно постоянно углублять свои знания и оттачивать навыки.

Опять же, мы рассмотрели лишь малую часть когнитивных искажений и ментальных ловушек, и сделали это, чтобы просто наглядно продемонстрировать, как они могут влиять на восприятие. Важно не идти на поводу у игр разума и не забывать, что все мы – люди, и каждый может ошибаться. Старайтесь быть более внимательными к своим собственным состояниям и мыслям – один только факт, что вы замечаете причуды своего сознания, способен освободить вас от их воздействия.

Из курса «Профайлинг»


Источник: m.vk.com

Комментарии: