Теорию сознания обнаружили у семимесячных детей

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1507 год)

Gallerie degli Uffizi

Способность объективно оценивать информацию, доступную другим людям, и оценивать на ее основе верность суждений появляется у детей уже в возрасте семи месяцев. Это выяснили американские ученые, которые записали активность мозга младенцев во время просмотра видеороликов с классической задачей про кукол, прячущих игрушку. Статья опубликована в The Journal of Neuroscience.

Теория сознания, также известная как модель психического состояния человека (англ. theory of mind), представляет собой способность понимания всех аспектов психического состояния (чувств, эмоций, намерений) — причем как своих собственных, так и окружающих. Она позволяет людям не только эффективно оценивать окружающих, но и прогнозировать их поведение. Теория сознания не является способностью врожденной, но развивается уже в самом раннем возрасте: например, ученым удалось показать, что способность распознавать ложность чужих убеждений появляется у детей уже в возрасте 2,5 года, хотя ранее считалось, что она развивается лишь к четырем годам.

До сих пор не было известно о том, отличаются ли способностью к теории сознания дети, еще не научившиеся говорить. Наиболее объективным показателем наличия теории сознания у детей могут послужить нейровизуализационные данные: считается, что за эффективное распознавание чужого психического состояния во многом отвечает префронтальная кора, а также височно-теменной узел. Однако, эксперименты с использованием ЭЭГ и МРТ на маленьких детях почти не проводят из-за возможных неудобств (необходимо сидеть или лежать очень долго и спокойно) а также неизученных последствий воздействия электромагнитного излучения в раннем возрасте.

В новом исследовании психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне под руководством Юлии Николаевой (Julia Nikolaeva) провели эксперимент с использованием метода БИК-спектроскопии: он позволяет, подобно фМРТ, визуализировать активные участки мозга на основе притока к ним гемоглобина, хорошо поглощающего инфракрасное излучение. 

В эксперименте приняли участие двадцать семимесячных младенцев. Активность их мозга записывали во время просмотра коротких видеороликов с куклой, которая прячет игрушку, и куклой, которая затем ее ищет. Такое задание часто называют «задача Салли и Энн». В начале ролика Салли кладет игрушку в одну из коробок, после чего уходит. Пока Салли нет, Энн достает игрушку и перекладывает ее в другую коробку. По возвращению Салли, ребенку необходимо ответить на вопрос о том, где Салли будет искать игрушку. Разумеется, сама Салли не знает, что ее игрушку переложили, поэтому она будет искать ее в первой коробке — той, в которую она и положила игрушку. Сам ребенок, тем не менее, знает, где игрушка: от его ответа зависит то, способен ли он эффективно понимать и оценивать намерения и действия других людей.

Детей в новом эксперименте не спрашивали, в какой коробке должна быть игрушка (вместо этого исследователи записывали активность их мозга), а саму экспериментальную парадигму адаптировали. На видео игрушку прятала кукла-панда, а наблюдателем была девушка. В первом случае панда перекладывала игрушку на глазах у девушки и она правильно определяла ее местоположение. Во втором случае девушка отворачивалась, но заглядывала в то место, куда игрушку переложили, а не туда, где она была до этого.

Экспериментальная парадигма

Nikolaeva et al. / The Journal of Neuroscience 2018

Результаты показали, что активность височно-теменного узла и префронтальной коры (участков, отвечающих за наличие теории сознания) выше в мозге детей в том случае, когда они наблюдают за ложными убеждениями: то есть в том случае, когда девушка, не зная, что игрушку переложили, находила ее. 

Активность мозга участников во время наблюдения за видеороликом с ложным суждением в сравнении с контрольным условием

Nikolaeva et al. / The Journal of Neuroscience 2018

Любопытно, что такая же активность мозга во время прохождения подобного эксперимента характерна и для взрослых людей. Это, по мнению ученых, означает, что способность к оценке ложности чужих убеждений появляется у маленьких детей еще до того, как они учатся говорить. Полученные данные говорят в пользу того, что теория сознания развивается гораздо раньше, чем ранее предполагалось. 

В раннем возрасте, еще до того, как дети учатся говорить, они приобретают многие способности, необходимые для эффективного познания мира. Например, недавно ученые выяснили, что в полгода дети уже умеют соотносить эмоции в голосе с эмоциями на лице, а также могут проследить семантическую связь между двумя предметами.

Елизавета Ивтушок


Источник: nplus1.ru

Комментарии: