Сумасшедшее искусство: коллекция доктора Принцхорна |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-05-30 01:30 Эссе Альфреда Кубина «Искусство безумных» Немецкий психиатр и историк искусства Ханс Принцхорн, который был близок мюнхенско-швабскому кружку космистов и в своей деятельности опирался на философию Людвига Клагеса, в свое время собирал не только истории болезней, но и произведения, созданные его пациентами. Сегодня коллекция доктора Принцхорна с работами более чем столетней давности затрагивает вопрос, волнующий мир современного искусства: что есть норма, а что — отклонение от нормы? Художественное собрание Принцхорна насчитывает пять тысяч картин, коллажей и скульптур, созданных пациентами психиатрических клиник Германии в конце ХIХ — начале ХХ веков. Самые старые из произведений датируются 1880 годами. Большинству авторов врачи поставили диагноз «шизофрения». После смерти Принцхорна, в виду историко-политической ситуации в Германии, коллекция долго пылилась в стенах Университета, впрочем, некоторые работы попали на Выставку дегенеративного искусства. Позже собрание дополнили произведения художников из Японии, Польши, Франции, Италии и Австрии. По мнению Ханса Принцхорна, именно безумец, который находится в мистическом союзе с Вселенной, способен совершать настоящие живописные открытия. Поэтому психиатр выступал неутомимым пропагандистом искусства безумных — устраивал выставки во Франции и Германии. В результате творчество пациентов клиник открыли для себя экспрессионисты и сюрреалисты — Сальвадор Дали, называвший себя параноиком, Макс Эрнст, Пауль Клее, Андре Бретон. Знаменитые художники того времени вообще были очарованы оригинальностью и непосредственностью коллекции. Пауль Клее видел в работах «промежуточную область», нечто находящееся за пределами «нормального» восприятия. Макс Эрнст, который посещал лекции по психиатрии и исследовал пределы безумия в искусстве, также вдохновлялся ими. Рекламу коллекции Принцхорна в свое время сделал и австрийский писатель и иллюстратор Альфред Кубин, приглашенный профессором Вилманнсом в психиатрическую клинику при Хайдельбергском университете, чтобы посмотреть на одну из картин. Глубоко пораженный Кубин писал в своем эссе об искусстве душевнобольных как о «чудесах сознания художника, чье творчество вышло за глубины нашего понимания». Таковы, например, работы Августа Наттерера (1868?1933), которого Принцхорн открыл миру как художника. Наттерер после видения в 1907 году Страшного Суда пытался окончить с собой и провел оставшиеся годы в психиатрических заведениях. Он придавал большое значения своим «пророческим» работам («Мировая ось с кроликом») и считал себя незаконнорожденным сыном Наполеона. В своей книге «Художественное творчество душевнобольных» Принцхорн обозначил историю этого пациента под псевдонимом «Нетер». Кстати, книга Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» (1920) хорошо известна интеллектуалам, в том числе и нашим: в повести «Понедельник начинается в субботу» Стругацких этот труд упомянут в качестве вариации «книги-перевертыша», попавшей в руки главному герою — Привалову, — во время приключений в «Изнакурнож», музейном филиале НИИЧАВО. В свое время работа Принцхорна была сдержанно принята научным сообществом, но восторженно встречена в художественных кругах и оказала заметное влияние на художественную культуру европейского авангарда, в частности, на сюрреалистов. В своем труде Принцхорн сопоставил искусство экспрессионизма, включавшее под этим наименованием также и кубизм, фовизм, неоимпрессионизм и т. д., и проявление помешательства, которое он окрестил шизофреническим искусством, сопоставление, в дальнейшем оказавшее влияние на историю искусства. Психопатологический анализ Принцхона позволил описать способ психического функционирования, который обнаруживается в первопричине форм поведения, которая не является патологической, но все-таки аномальной, поскольку она исключительная, как, например, художественное творчество. Этот способ психического функционирования заключается в отказе от рационального и утилитарного способа мышления, который нам навязывает цивилизация в пользу другого способа мышления, который в сумме является спонтанным мышлением, как его представляли в период Безумных годов, мышления, общего для детей, для мастеров примитива, для творческих личностей и для помешанных, а также доведенное до крайности у умалишенных художников. Таким образом, границы между нормальной психикой и неврозами становятся проницаемыми... Эссе Альфреда Кубина «Искусство безумных» (1922) Я с другом, одним из лучших невропатологов, поехал в Хайдельберг. Целью нашей поездки было посещение психиатрической клиники, мы хотели увидеть собранную там коллекцию живописных работ душевнобольных людей. Директор учреждения профессор Вилманс с особой любезностью показал нам самую ценную часть собрания. В основном это были черно-белые или цветные рисунки, кроме того, акварели и в большом количестве деревянная пластика. Профессор Вилманс объяснил нам, что выбор материала определён клиникой, предоставлявшей его в распоряжение художников. Собственно о болезни он заметил, что речь идёт о так называемой шизофрении, от которой эти художники в основном и страдают — от раннего слабоумия, заключающегося в расщеплении сознательной личности, неизлечимого, не подчиняющегося контролю и укрытого в своеобразной жизни фантазии. Эта болезнь полностью замыкает в себе и не даёт ни единой возможности взглянуть в мастерскую своего духа. На кромке многих листов написаны тексты или включены в само изображение, также они находятся на оборотной стороне страницы или наклеены; почти всегда их содержание — это лапидарная, но абсолютная чушь или словесный салат, как называет их психиатр. Зато сами работы благодаря своей таинственной закономерности затронули меня так же сильно, как и моего друга, ярого поклонника искусства: мы стояли перед чудом, созданным духом художника, которое дошло до сознания из глубины по ту сторону всякого рационального мышления и которое должно приносить счастье при созидании и созерцании. В этом и заключалась общая ценность, поэтому возникло чувство возвышенной радости, с которой я впитывал впечатления. Здесь я назову некоторые вещи, которые я видел и которые особо врезались в память: среди них некоторые работы одного профессионального художника[1], архитектора-шизофреника (интерьеры церкви, схематические образы святых и портреты). Это было самое неинтересное, прежде всего, из-за его мудрёного взгляда и неприятной «образованной» техники. Все остальные художники были самоучками. 1. Официант работал цветными карандашами фрагментарно, техника напоминала мозаику или витраж — непревзойдённое сокровище для прикладного искусства; например, многофигурная «Милостивая тайна Марии» или дракон, прикованный к земле удивительным якорем. На каждой из них прибавлено: «по моей системе». 2. Многочисленные акварели старого человека [Х. Мебеса], умершего в 60-е годы в клинике глубоким стариком, своим изысканным видом напоминают листы из салонного альбома эпохи бидермайер, полные завиточной символики, использующей яйца, круги и звёзды, надгробные плиты, украшенные цветными надписями, стилизованными под арабески, фигуры беременных женщин, живот которых часто полностью покрыт крошечными строчками стихотворений. 3. У коммивояжёра по сбыту шампанского — яркое разнообразие, необработанные эффекты, парикмахеры и буфетчицы, абсолютно бессвязные тексты, но очень большое богатство орнаментальных выдумок, среди которых птицы и рыбы. Они в высшей степени будоражат воображение. 4. У морского офицера несколько бесформенные композиции с очевидным вкусом выдержаны в самых воздушных, рафинированных тонах. Вода и свет, среди них — чёрный корабль и т.п., экспрессионист 80-х годов. 5. У сексуального преступника работы похожи на мюнхенский лубок: богатый текст, моритаты[2], массовое совокупление под полицейским надзором и т.д. Вполне детски-наивные наблюдения изображены в стилистике фриза. 6. Маленькие картины, покрытые толстым слоем цветной пасты, преимущественно белой, чёрной и зелёной, их содержание — разнообразные квартиры, столкновение мировых тел, сказочный гротескный император Вильгельм. Частично эти вещи напоминают Пауля Клее и, наверняка, были бы ему интересны [Оскар Херцберг]. 7. Совершенные орнаментальные рисунки[3] цветными карандашами похожи на образцы для вязания крючком, они присланы из швейцарской клиники с мистическими указаниями. Мне они напомнили опубликованные в своё время рисунки медиума, г-жи Ассманн [медиум г-жа Ассманн-Халле, которая рисовала в состоянии транса]. 8. Некоторые удивительно изящные миниатюры в сепии, написанные тушью и тонкой волосяной кистью, вызывают ассоциации с персидскими миниатюрами. В большинстве случаев в них изображены стада животных, овец, коз и т.д. 9. Особенно запоминились по-детски требовательные рисунки уринофагов, тупоумных людей, оскверняющихся собственной мочой, пьющих её и т.д. Для изображений характерны поперечный разрез тела в духе маленького Морица[4] и настойчивое возвращение к анальной сфере. Например, можно увидеть пистолет, привязанный к ноге и приставленный к животу, если он выстрелит, тогда выпадут экскременты. 10. Серия графических работ названа автором «Чудо пота в супинаторе» [Рисунки Карла Ланге]: ряд орнаментальных пустяков, сделанных карандашом и растушёвкой в обувном супинаторе, симметрично вложены в верхнюю обрезанную часть или в пятна от пота; здесь можно увидеть разные головы, конечности, глаза. 11. Моё самое сильное впечатление[5]: картины замка, сделанные маслом и цветными мелками из больницы Эммендингена. Очень большое количество картин и маленьких, и больших форматов, в которых проявляется несомненная гениальная одарённость, чрезвычайная сила вымысла в цвете и форме. В них очевидно развитие, использованные средства усиливают живописную выразительность вплоть до неслыханной цветовой симфонии. Лучшие их них— фантастически-визионерские вещи, речь идёт о пышном барочном монументе; но даже имея сказочное мужество, едва ли можно сравнить эту живопись с достижениями больших художников. Мне особо запомнился «Ангел смерти», абсолютно сатанинская композиция, демонические кони, ослы в смелом сокращении сумерек, погруженные в цветной туман. Стеклянная миска, из которой ужасным взглядом смотрит на нас голова Адоная или Вельзевула, будто злой дух дурмана! Иногда фантазия также обращается к светлым краскам, не теряя при этом своей мощи, например, в концерте ангелов, который, возможно, происходит от сиенских мастеров, но потом снова ужасные великолепно-мрачные лица, похожие на ассирийского тельца, который незабываемым движением через окно кидается в комнату. В голову приходят мысли о том, что этот безумец вынужден был чрезвычайно экономить цвета! Сверх человечески и страшно действует также и полуфигура отчаянья с горящими красными волосами, в пурпурной куртке, причудливо скреплёнными руками, и эти образы не покидают меня. Правда, работы из Эммендингена и другие вещи разделяет большая дистанция. Стихийная сила вымысла обличает в художнике мастера первого ряда. К сожалению, некоторые фрагменты сохранились очень плохо, будто затёртые от небрежности. С этим нужно было примириться, после того, как врач описал этого человека именно как «безумца», как и других, горящих в неосознанном кругу своего воображения, закрывшихся от внешнего мира, неспособных на какую бы то ни было связь с другими людьми. Ещё здесь была пластика, и особенно могущественный властитель деревянной трости с вырезанной ножом гримасой, заставлявшей думать об известных полинезийских идолах. Эти работы, частично расписанные и красиво покрытые лаком, ещё содержали нарисованные заглавия, такие, как «Милитаризм», «Рождество Христово». Ещё горельеф «Христос бродит у моря», а также гиппопотам с двумя головами [Кубин перечисляет здесь работы Карла Генцеля, у Х. Принцхорна — Карла Бределя. Карл Генцель родился в семье строительного инспектора в Мюльхаузене. Учился на каменщика, но когда стал работать, регулярно получал выговоры об испорченном материале] и т.д. Во всех без исключения работах в материале проступает нечто сокровенное, они были очень аккуратно вырезаны, словно японские нэцкэ. Их изготовитель был пекарем, и как нам рассказал профессор, специалисты считают, что отдельные фрагменты имеют нидерландское происхождение. Когда сокровища этого выдающегося собрания, единственного в своём роде, будут доступны для публикации — вот вопрос. Для художественного рынка такие непродажные объекты неинтересны, а у клиники нет средств, чтобы регулярно их экспонировать. Рано или поздно, но непременно найдётся благотворитель, который примет в этом участие, и с его помощью можно будет организовать пространство для постоянной экспозиции. Затем, возможно, из этого пристанища, где собрано созданное душевнобольными, польётся бодрость духа. КОММЕНТАРИИ [1] Речь идёт о немецком архитекторе и художнике Пауле Гёше. Художник расписал зал в дрезденском Лаубегаст. Сдал госэкзамен на архитектора общественных зданий, а следующие два года провел в Кульме в должности почтового служащего. Пережив психический срыв, Гёш стал активным участником авангардистских группировок художников и архитекторов. В начале 1920-х гг. он попал в клинику Гёттингена, где за ним присматривала сестра Лили, врач-психиатр. Затем его перевели в клинику в Бранденбурге, где он погиб в рамках нацисткой программы зачистки. [2] Особая форма жанра городского фольклора бэнкельлид (B?nkellied). Бэнкельлид — нравоучительная песенка, исполнявшаяся уличными певцами, как правило, под шарманку, морализаторского содержания на трагические, часто кровавые (моритаты) или слащаво-сентиментальные сюжеты, сопровождались показом картинок. Буквально «пение со скамейки», т.к. часто певцы становились на подиум, чтобы их было лучше видно. [3] Имеются в виду произведения Адольфа Вёльфли — швейцарского художника-примитивиста, одного из наиболее ярких представителей Ар брют. В семилетнем возрасте его бросил отец-алкоголик. Он работал на фермах батраком, был арестован полицией за оскорбление общественной нравственности, после рецидива обследован, диагноз — шизофрения. С 1895 г. до конца жизни находился в известной психиатрической клинике Вальдау. Здесь он в возрасте тридцати пяти лет начал рисовать, писать стихи, сочинять музыку. Оставил гигантское наследие из десятков тысяч рисунков и коллажей, а также ряд музыкальных и литературных сочинений (стихов и прозы). Широкой публике творчество Вёльфли представил крупный швейцарский психиатр и психотерапевт Вальтер Моргенталер в монографии «Душевнобольной как художник» (1921). Работы художника выставлялись на пятой Кассельской выставке «Документа». Рисунки и коллажи Вёльфли включены в экспозицию Бернского художественного музея. На стихи Вёльфли, Вольфганг Рим написал вокальный цикл, а Георг Фридрих Хаас — камерную оперу. На основе текстов Вёльфли в 1983 г. датский композитор Пер Нёргор создал оперу «Божественный сад Тиволи», поставленную в театре г. Любек в марте 2007 г. В 2006 г. Жорж Апергис написал Кантату на стихи Вёльфли. [4] Мориц — карикатурная фигура в работах художника Адольфа Оберлэндера. В язык вошло выражение “sich der kleine Moritz etwas vorstellt” («представлять что-то как маленький Мориц»), что значит «наивное, детское» представление. [5] Речь идёт о картинах Франца Карла Бюлера. У Х. Принцхорна — Франц Пооль. Он родился в Оффенбурге (Бадене) и занимался кузнечным искусством, как и отец. Кованные ворота его работы были отмечены золотой медалью на выставке в Чикаго. Он преподавал в Художественном училище в Страсбурге, пытался улучшить систему преподавания, но поссорился с директором, а позже был уволен за «заносчивость и весьма странное поведение». После переезда в Гамбург мнительность художника обострилась до мании преследования: он начал лихорадочно менять квартиры. После нападения на кондуктора попал в клинику. Бюлер провёл более 40 лет жизни в психиатрических учреждениях. Его картины нравились Принцхорну. В рамках нацистской программы эвтаназии Франц Карл Бюйлер был отравлен газом в камере замка Графенэк. Автор перевода эссе: Екатерина Москвина (германист) Материал подготовлен сообществом Комментарии: |
|