Современная энциклопедия психологических концепций как упорядочить самые важные теории? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-05-24 14:20 Современная энциклопедия психологических концепций как упорядочить самые важные теории? Да, эта задача оказалась по силам Р. Хоку, на основе собственного преподавательского опыта составившему своеобразную энциклопедию психологического знания, собрав в ней наиболее важные достижения психологической науки – те, которые заставили изменить подходы к человеку и остаются актуальными и в современной науке. Какие критерии использовались автором для вычленения наиболее ценных идей и открытий? Прежде всего, содержание. Разделы пособия представлены в следующих вариациях: Биология и человеческое поведение; Восприятие и осознание; Научение и обусловливание; Интеллект, познание, память; Развитие человека; Эмоции и мотивация; Личность; Психопатология; Психотерапия; Социальная психология. Второе – индекс цитируемости. Третье – значимость с точки зрения дальнейшего развития психологической науки. Автор не просто описывает суть экспериментов и открытий, их результаты, но и оценивает значимость, характер влияния на современные подходы к человеческой психике, дает ссылки на новые материалы, касающиеся развития теоретической базы психологии. Биологическая сторона поведения человека В этот раздел включены данные об экспериментах Сперри и Гэззенига, подтвердившие, что мозг человека и животных имеет два полушария, и каждое отличается своей спецификой восприятия и анализа информации, получаемой извне. При разделении мозга на две половины вполне возможно удвоение потенциала обработки данных. В работах Розенцвейга, Беннетта и Даймонда доказано, что активная стимуляция обусловливает более активное развитие мозга крыс и его биохимических процессов. Впоследствии этот тезис был подтвержден исследованиями мозга людей, умерших естественным путем. Лонгитюдное исследование с монозиготными близнецами Бошарда и Ликкена проиллюстрировало, что интеллектуальные, многие психические свойства обусловлены спецификой генома человека. Изобретение Гибсона и Уолкома визуального обрыва и сегодня активно востребовано в изучении специфики человеческого поведения, восприятия, эмоций и психического здоровья, в том числе и в отношении детей с аутизмом, чтобы предотвратить их физическое травмирование от неспособности оценить высоту и глубину препятствий. Специфика восприятия и осознания Работа антрополога Тербалла стала классикой в психологии потому, что на примере человека, живущего вне цивилизации, было продемонстрировано: объем восприятия во многом обусловлен общекультурными факторами и собственным опытом, однако и генетическая предрасположенность здесь тоже играет свою роль. Дискуссии о врожденных и приобретенных способностях человека и животных еще далеки от своего завершения. Еще одним достижением в психологической науке стало выявление связей быстрых движений глаз и сновидений. В. Дементу удалось приоткрыть флер таинственности этой темы и показать физическую основу зарождения сновидений – электрические импульсы мозга в период сна. Сновидения – это потребность человеческой психики, как было показано В. Дементом: если исключить фазу быстрого сна, то продолжительность сновидений в последующие сеансы сна пропорционально увеличивается. Хобсон и Мак-Карли придерживаются мнения, что сновидения – итог, но не начало REM-сна. К числу интригующих психологов тем относится также тема гипноза. Как выявил Спанос, секрет гипноза – в готовности человека ему поддаться. В самом начале гипноза человек получает инструкции для исполнения, а потом начинается внушение – представление гипнотического состояния как актуального для человека. И человек просто принимает эту реальность. То есть, подверженный гипнозу просто более мотивирован, в сопоставлении с другими. Научение и обусловливание Невозможно исключить из сферы психологии опыты И. Павлова, доказавшие наличие как безусловных, так и условных рефлексов. Это открыло буквально новую эру в педагогике и психологии, потому что стало понятно, что человек и многие животные действительно очень обучаемы. Так, Уотсон продолжил эту линию, исследовав обусловленность возникновения эмоции страха, а Скиннер разработал теорию оперантного обусловливания, позволяющего регулировать человеческое поведение. Альберт Бандура занимался аспектами социального научения и пришел к выводам о высокой значимости наблюдаемого опыта: специфическое поведение может формироваться через простое наблюдение и подражание, и при этом не обязательно наличие подкрепления. При этом был затронут важный гендерный аспект: мальчики от природы более склонны проявлять агрессию, в сравнении с девочками. Роберт Розенталь вошел в историю психологии как автор теории «ожидания учителей» относительно учеников: эти ожидания исполняются (речь об учениках младшей и средней школы). С. Аш занимался формированием впечатления на основе заданных характеристик. Толмен ввел в научный обиход понятие так называемых когнитивных карт – образов-схем, навигационных моделей, которым следуют люди в реальном мире и даже в интернете (как показали современные наработки). Искажениями памяти занялась Элизабет Лофтус, и на основе ее выводов об условности памяти, неустойчивости воспоминаний и их изменчивости, была сформирована этика опроса свидетелей преступлений. Исследование обезьян, предпринятое Гарри Харлоу, показало всю значимость детских привязанностей относительно дальнейшей психологической адаптации. Жан Пиаже создал базовую схему когнитивного развития человека, много и подробно наблюдая за своими и чужими детьми. Роберт Зайонц доказал, что на формирование интеллекта большое влияние оказывает очередность рождения, а Эллен Ланже и Джудит Роден проиллюстрировали, что все мы в любом возрасте и социальном положении остро нуждаемся в ощущении контроля своей жизни, действий и судьбы. Роттер классифицировал людей по признаку имеющих внутренний локус контроля и внешний. Внутренний локус контроля, по убеждению ученого, позволяет эффективнее получать уроки в процессе жизни, вырабатывая конструктивные модели поведения, быть более активными, достигать своих целей чаще, проявлять устойчивость к манипуляциям и прочим негативным воздействиям извне. Личностное развитие, умение контролировать эмоции Мастерс и Джонсон показали, что сексуальное человеческое поведение обусловлено эмоциональной сферой, и оно выступает, в том числе, в роли мощного мотиватора. Пол Экман внес ценный вклад не только в психологию, но и в антропологию, доказав наличие универсальных эмоций, которые свойственны всем без исключения людям на земле, разработал методику выявления истинных эмоций по мимическим морщинам и выражению лица. Теория Колберга о стадиальности морального развития тоже отнесена Роджером Хоком к числу величайших открытий, и справедливо. Фридман и Розенман доказали, что поведение человека влияет на развитие серьезных болезней, и это дало шанс проводить профилактику сердечных заболеваний, стимулировало развитие такого раздела психологии, как психология здоровья. Триандис изучал индивидуалистические и коллективистские общества, выявляя основополагающие принципы, на которых они развиваются и функционируют. Психопатология Притвориться психически больным и обмануть врачей и персонал психиатрической клиники? Да, именно это было проделано Розенхеном и его коллегами. Оказалось, что отличить здоровых от больных практически невозможно. Это простое открытие стало громом среди ясного неба в психиатрии. Глава, посвященная психопатологии, справедливо дополнена обзором теории Анны Фрейд о защитных механизмах. Феномен научения беспомощности – открытие Селигмана, которое подтверждено множество раз после переживания людьми серьезных травматических событий, от изнасилования до потери близких во время войны или катаклизмов. Оно стало классикой в изучении депрессии и ее проявлений. Ученому по фамилии Калхун на примере крыс удалось показать, что скученность провоцирует различные девиации, а это многое объясняет в проблемах мегаполисов. Классические подходы к психотерапии Да, их необычайное множество. Но первые исследования с использованием статистических методов выявили, что все научные методы терапии эффективны. При подверженности фобии лучше всего использовать систематическую десенсибилизацию, открытую Джозефом Вольпе. Кроме того, Хок рассматривает тест чернильных пятен Роршаха и Тематический Апперцептивный Тест как качественные методы, помогающие учитывать травмы, явные и скрытые проблемы в психике. Социальная психология В данном разделе много внимания уделено исследованиям конформности и тому, как это влияет на поведение, а также «эффекту очевидца», согласно которому действует закон: чем больше очевидцев нарушения, тем менее вероятна помощь, потому что каждый транслирует ответственность за ее оказание другому. В этом же русле работал и Стэнли Милграм, изучавший феномен абсолютного следования авторитету. Почему все это важно? Систематизация классического знания – это не только для студентов. Это и для любого человека, интересующегося своей жизнью, ищущего способы повышения ее качества: в этом смысле труд Хока имеет и большую практическую ценность. Читайте, получайте удовольствие от размышлений и сопоставлений дискуссионных точек зрения. Применяйте это знание на своей практике. Так вы приобретете осознанность – то, что поможет вам преобразовать привычные паттерны и расширить сознание. Литература: Хок, Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.libfox.ru/432743-rodzher-r-hok-40-issledo... дата доступа: 02.05.2018. Автор: Павловская Гражина, психолог. Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна Источник: psychosearch.ru Комментарии: |
|