Проективная методика «Супергерой»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-05-23 17:50

Психология

Проективная методика «Супергерой»

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Хотя понятие «психодиагностика» появилось впервые лишь после публикации Г. Роршаха в 1921 г., эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. [2]

Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего развития личности. Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин.[4]

Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. «Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу» [7]. Среди диагностируемых качеств могут быть названы интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Основное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.

Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в неосознанном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их [4]. Представляю вам уникальную методику диагностики скрытого потенциала, личностных тенденций, которые человек раскроет в ситуациях вседозволенности, власти, силы, ощущения всемогущества и сверхценности. Эта методика в более полной мере позволит познакомиться с бессознательным Я личности, что само по себе увлекательно и ценностно для работы как практика, так и теоретика в области психологии.

Название методики: "Супергерой". Автор: Малахова А.Н.

Цель: выявление скрытого потенциала личности.

Оборудование: Листы А4, разноцветные карандаши, простой карандаш.

Инструкция: испытуемому предлагается нарисовать супергероя.

На все уточняющие вопросы – «рисуй как хочешь».

Важно дать понять испытуемому, что качество изображения не имеет значения, т.е. уметь рисовать совершенно необязательно.

Затем просят рассказ о супергерое:

  1. Как его зовут?
  2. Придумай его символ – знак.
  3. Какой он по внешним параметрам? (важно словесное дополнение к проэкции рисунка)
  4. Его супервозможности, на какие дела он ориентирован? (созидающее или разрушающее начало) Почему он это делает?
  5. Где он живет? (подробный рассказ – описание места жительства)
  6. Есть ли у него семья? Какая его семья? (члены семьи, их характеры, живут вместе или отдельно, характер взаимоотношений с ними).
  7. Как он узнал о своих способностях?
  8. Родился с этими супервозможностями или приобрел их? (откуда они появились в нем?)
  9. Как часто пользуется ими и в каких случаях?
  10. С кем дружит, кто его враг или враги,…

Интерпретация: анализируется потенциал героя, его сверхвозможности – это будет говорить о внутреннем, бессознательном потенциале личности, о самореализации и направленности в ситуациях вседозволенности, безграничных возможностей, которые могут подавляться по морально-этическим принципам или в результате фрустраций, дезодаптаций, пониженной самооценки быть завуалированы различными психологическими защитами. Эта методика говорит о том, каким бы я был, если бы мог практически все. Также информативна в данном случае интерпретация теста «рисунок человека».

Параметры анализа:

  1. Созидающее или разрушающее начало – на что устремлены супервозможности героя – на помощь другим или на месть, преобразование мира под себя, свои интересы.
  2. Уровень и границы возможностей – что герой может и чего не может, до какой степени его каждая супервозможность может быть реализована?
  3. Знает ли кто-нибудь о его силе? Как узнал? Почему?
  4. Место проживания – является источником защиты, сокрытия от внешнего воздействия (важны краски, описывающие место – мрачные (стремление к саморазрушению) или яркие(радость и любовь к жизни).
  5. Наличие семьи и характер взаимоотношений (чаще отображаются реальные отношения в семье, в иных случаях – желаемые или отвергаемые (внушающие страх и стремление его преодолеть).

Имя героя:

  • псевдонаучное – интеллектуализация,
  • сатирическое – развитое чувство юмора(чаще проявляется как психологическая защита),
  • известное ранее по комиксам, кинофильмам, мультфильмам – низкий творческий потенциал,
  • составное (из частей слов, отображающих возможности – пример «Леплагро», т.е. лед, пламя, гром являются в данном случае основными супервозможностями героя, замораживание в лед, атака пламенем, активизация грома на небе) – проэкция основных защитных отражающих форм стихий. В этом случае испытуемому предлагается воссоздать цепочку ассоциаций к каждому из сверхспособностей: лед – мороз – заморозить – глыба льда – обездвиженность; пламя – огонь – боль – жалит – пепел – не осталось ничего; гром – раскаты – страшно – желание убежать – скрыться.

Костюм:
Цветовая гамма – важна выраженность, доминанта каждого из использованных цветов.
Коричневый цвет:

  • цвет надёжности, прочности, здравого смысла, практичности и "ощущения твёрдой почвы под ногами". Ассоциируется с землёй, осенью, преданностью, скукой, страхом, выносливостью, увяданием, разочарованием, меланхолией и ностальгией. Считается любимым цветом сильных, волевых людей с устойчивым положением и ясными целями в жизни.

Голубой цвет:

  • холодный, ветреный, чистый цвет. Ассоциируется с отрешённостью, искренностью, равнодушием, льдом, небом. Связан с интеллектом, тактичностью в общении, замкнутостью. Цвет созерцания, размышлений и креативности; помогает оставаться наедине с собой.

Синий цвет:

  • синий цвет охлаждает и успокаивает. Чаще всего он символизирует глубину, мир, мудрость, тишину, спокойствие, идеализм, благоразумие и духовность. В древнем Египте он означал правду (истину), в Китае - мужество, спокойствие, силу и власть.

Зелёный цвет:

  • один из самых радостных цветов. Это цвет природы, весны, нового, плодородия, свободы, надежды и радости. Он связывает природное и сверхестесственное, символизирует непрерывность, бессмертие и возрождение, признан как признак безопасности.

Белый цвет:

  • очень противоречивый цвет. Он сочетает в себе свет и жизнь, старость и смерть, весь спектр цветов в "замороженном", конечном варианте. В Китае он тоже воспринимается двояко, как символ вероломства и чистоты одновременно.

Жёлтый цвет:

  • цвет очень благоприятный , он символизирует мудрость, терпение, опыт, власть. Цвет золота, солнца, свободы, праздника, упрямства, терпимости, веселья и беспокойства. Приводит в движение чувства, дарит уверенность в своих силах, помогает воспринимать и принимать новое, способствует самоорганизации и мысленной концентрации, стимулирует открытость, общительность, подвижность.

Красный цвет:

  • цвет красоты, жизни, огня, мужества. Он ассоциируется с активными действиями, страстностью, воле к победе.

Оранжевый цвет:

  • цвет апельсинов, солнца и позитива - символизирует радость, общительность, движение, ритм, скорость, жизнерадостность. Он - сочетание красного и жёлтого - сочетает в себе энергичность первого и мудрость второго. Тонизирует, избавляет от негативных эмоций, способствует мыслительному процессу, креативности (творчеству), хорошему настроению.

Розовый цвет:

  • розовый цвет изначально символизировал женственность, романтичность, дружелюбие. Он был символом несерьёзных, беззаботных, отважных.

Чёрный цвет:

  • чёрный цвет символизирует ночь, грех, тишину, смерть, пустоту, отрицание и отчаяние. В тоже время чёрный цвет связан с ощущением тайны, тишиной, бесконечностью, женской жизненной силой. С точки зрения психологии предпочтение чёрного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то важного, чувство смерти, веру в судьбу, религиозность, депрессивное настроение, отвержение окружающих.

Маска – стремление скрыть свое лицо, свое истинное Я или преобразовать его в более сильное.

Плащ – символ мужественности, является прообразом крыльев и способности летать, т.е. отрываться от земли, покидая реальность и будничность. Также является символом защиты. Важно спросить у испытуемого о функциях плаща и на базе данных ответов проанализировать защитные функции: укрытие, полет, активизация силы и т.д.

Сапоги, обувь – связь с опорой в жизни. Четкая прорисовка, развернутость ног в разные стороны говорит о динамичности, устойчивости. Мелкие, короткие штрихи с сильным или очень слабым нажимом говорят о личностной невротизации, развернутость ног в одну сторону – о статичности, консерватизме. Каблуки – черты женственности.

Головной убор – акцент на интеллектуализацию.

Символ супергероя – интерптетируются линии, штрихи, цветовая гамма.

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости – напряжение. Тонкие продленные линии – напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.

Эскизный контур – тревога, робость. Разрыв контура – сфера конфликтов. Подчеркнута линия – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

Яркая линия – грубость. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии – недостаток энергии. Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим –эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Длина штрихов:
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются.

Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево – интроверсия, изоляция. Штриховка слева направо – наличие мотивации. Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.

Стирания – тревожность, опасливость. Частые стирания – нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии – незащищенность.

Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

Вспомогательное орудие: потребность в дополнительных средствах защиты, активизации внутренней силы. Важно спросить у испытуемого функции предметов-помощников супергероя и на основе ответов сделать вывод о потребности личности в успешной самореализации в реальной жизни. Пример: шар – подсказчик решений, громоотвод – потребность в активизации стрессоустойчивости, метатель молний – выход сдерживаемой агрессии и т.д.

Данная методика является авторской. Ее инновационный вклад в проэктивные методы психологической диагностики неоспорим и уникален. Ранее не было разработано методик, выявляющих скрытый потенциал личности в ситуациях вседозволенности и исключения воздействия психологических комплексов. Данная методика проста в применении диагностом и является информативной в рамках исследования истинного Я.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2001.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2007.
3. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Ч. 1. Живое знание. Самара, 1998.
4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.
5. Малахова А.Н. Сборник научно-методических трудов « Человек и общество в науке 21 века», СПб, Академия связи, 2012г. «Авторская проэктивная методика диагностики скрытых резервов личности» статья
6. Малахова А.Н. 7 научно-практическая конференция «Психология и педагогика современного образования в России», Пенза, 2012г. «Проэктивная методика диагностики личностных особенностей: Супергерой» статья ВАК
7. Педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. – М.: Наука. 1986. – 786 с.
8. Педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1989.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000.
11. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

Авторка — Асоль Малахова


Источник: m.vk.com

Комментарии: