ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЯ: ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТРУД

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-05-05 09:06

образование

Наша жизнь становится комфортнее и проще. Стирает машина, посуду моет машина, возит машина и другой транспорт (остановки в шаговой доступности). Писать уже необязательно, больше печатаем на клавиатуре. Всё для человека! Но у этой простоты и удобства есть оборотная сторона. Отпала необходимость трудиться физически и привлекать к работе детей – и они стали менее крепкими, чаще болеют, у многих аллергия. А ещё сегодня есть такая тенденция: дети много знают, но мало умеют делать. Выпускники школ хорошо ориентируются в теории, но применять знания, решать практические задачи часто не в состоянии. 

Последствия комфорта

Наши дети интеллектуально развиты, но часто чувственно никак не связаны с миром, в котором живут. Вообще «середина» (душевное пространство) у многих недоразвита. Это может вызывать психологические и психосоматические проблемы. 

Школьная программа делает акцент на интеллектуальном развитии, а телесному развитию и развитию творческих способностей уделяет меньше внимания. Яркая иллюстрация одностороннего развития – герои фильма «Покровские ворота». Помните, Хоботов – интеллектуал и эрудит, но физически и практически неловкий, а с другой стороны Савва Игнатьич – на все руки мастер, готов всё починить и построить, но в чувствительности и культурном развитии явно проигрывает Хоботову.

Педагогика действия 

Педагоги давно задумываются о целостном развитии. Как писал ещё Песталоцци, развитии «ума, рук и сердца» или, как пишут современные психологи, «мышления, чувства и воли».

Немецкий педагог Петер Гуттенхофер (немецкий просветитель с 40-летним стажем работы, педагог вальдорфской школы, отец 6 детей, автор педагогического подхода «Маленькое прекрасно» (Small is beautiful)) предложил свою концепцию младшей школы, которую он назвал Handlungspadagogyk («педагогика действия»). Гуттенхофер считает, что дети сохраняют свои жизненные силы, интерес к учёбе, у них лучше память, они уверены в себе и более социальны, позитивны и моральны, более ответственны, когда наряду с математикой и словесностью за партами они много работают на свежем воздухе и делают важные и полезные дела. Например, ухаживают за животными, трудятся на грядках и в лесу, работают в мастерской, пекут хлеб. 

То, что во ФГОСах теперь называют метапредметными навыками – те самые ответственность, социализированность, уверенность в себе – очень важно. Но реально вся школьная деятельность нацелена на интеллектуальное развитие. Указанные навыки школам развивать невыгодно, их не учитывают в рейтинге и при расчёте надбавок. А ещё это потребует дополнительных ресурсов и индивидуального подхода, с чем у массовой школы сейчас большая проблема.  В реальной жизни именно эти навыки понадобятся детям. Ведь научно-технический прогресс шагает очень быстро и знания сами по себе устаревают с космической скоростью. 

Как это выглядит

В школах, где применяют «педагогику действия», она становится стержнем всего учебного дня. Дети ухаживают за лошадьми и альпака, выращивают зелень и овощи на грядках, ухаживают за прилегающей лесной территорией и цветами в школе, ежедневно пекут хлеб и работают в мастерской. Дети с 1 по 3 класс разбиваются на группы по интересам и ежедневно в течение часа занимаются делом. 

Учителя заметили, что дети чувствуют свою ответственность перед всей школой, когда пекут хлеб к обеду. И перед животными, которых кормят и у кого убирают в стойлах. Ребята мало болеют, они активны и любознательны, дружны, с удовольствием идут в школу, а дома многие из них помогают по хозяйству родителям. 

Предметное содержание на практике

Через практическую деятельность у детей есть возможность осваивать и предметное содержание. Чтобы построить забор, они используют рулетку и на практике изучают единицы измерения длины. Подсчитывают, сколько сена лошади съедают за день, за месяц, за год, так знакомятся с единицами измерения массы. Записывают рецепт приготовления хлеба – и изучают пропорции, и на практике применяют навыки письма. Многие предметы от математики и русского языка до биологии и окружающего мира так или иначе затрагиваются в этом обучении. 

Когда какая-то работа закончена, учителя вместе с детьми обсуждают результаты, записывают их, строят планы на следующий день. Это помогает детям научиться анализировать и планировать свою деятельность. 

От окружающего мира к естественным наукам 

Уроки педагогики действия в начальных классах позже преобразуются в уроки естественно-научного блока. Так, имея навыки работы на грядках, дети в пятом классе на уроках ботаники уже не просто сажают лекарственные и другие растения, но изучают их строение и условия обитания. Таким же образом опыт работы с животными (с лошадьми, например) помогает быстрее и легче справиться с зоологией, потому как дети уже из собственного опыта многое уже знают к этому времени. 

Педагогика действия и тенденции в образовании

Выступая на конференции «Тенденции развития образования-2018», Майкл Барбер (Великобритания) определил одну из главных тенденций в современном образовании – приближение образования к воспитанию. В своём выступлении он говорил, что предназначение школ в XXI веке «нести детям добро, праведность и красоту». 

Каждая школа старается делать это своим путём. Педагогика действия – один из возможных способов. Мы верим, что дети, которые в младшей школе каждый день работают в лесу и на грядках, пекут хлеб и ухаживают за животными, когда вырастут, будут бережнее относиться к планете и, возможно, смогут решить многие экологические проблемы, с которыми мы не справляемся сегодня.


Источник: semeynoe.com

Комментарии: